Найти и не потерять

Нельзя научить любить то, чего сам не любишь  или не умеешь любить.

Мудрец сказал: «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт». О коллективе педагогов Прудковской СШ во главе с директором Игорем Константиновичем Высоцким (на снимке в центре) можно сказать: здесь все работают по призванию. Тому самому призванию, которое служит главному – соединять в себе любовь к делу и к ученикам, а это значит — воспитывать Человека, Личность.

Это было недавно, это было давно…

Все тот же двор. Все тот же свет. И лишь тебя не хватает чуть-чуть… Сколько зим позади, сколько лет! Сердце в груди билось набатом: через годы, через расстояния – от детства в воспоминаниях, впечатлениях, в радости от встречи – до дня сегодняшнего, окрашенного постигнутой мудростью судьбы, я вдруг взяла да и остановилась на несколько часов на скоростном шоссе жизни – вернулась в ту пору, когда «ах, как хотелось стать нам взрослыми – с бантами не ходить и с косами» — в свою школьную пору…  Я приехала в Прудковскую среднюю школу, которую – по воле Небес! – мне пришлось оканчивать, где я училась, где я влюблялась, где я искала и находила себя…  Бог мой, как же права Маргарита Алигер: «Как будто не было и нет нагроможденных друг на друга лет, нагроможденных друг на друга бед, с которых нам открылись рубежи земли и неба, истины и лжи, и круча, над которой на дыбы, как кони, взвились наши две судьбы…»

Как же все здесь мне знакомо и как все изменилось с тех пор – се ля ви, как говорят французы. И знакомый до боли в сердце взгляд с фотографии взглянул на меня – родное мне лицо – лицо мамы моей, когда-то директора Прудковской средней школы, заслуженной учительницы Республики Беларусь Марии Павловны Кузьминой (она возглавляла педагогический коллектив с 1963 по 1970 год).

А вон из того окошка домика, что виден из директорского кабинета, который, кстати, там и находится до сих пор, я с замиранием сердца наблюдала из своей комнаты, когда, наконец, погаснет в нем свет: значит, мама собирается домой… И, значит, мне вскоре держать ответ перед строгим учителем своим: я все выучила, мама! Я тебя не подведу! Какой же требовательной она была ко мне,  и как надо много было знать, чтобы засверкала пятерка в дневнике!
Нет, я вовсе на нее не обижалась, когда вместо пятерки моя оценка была на балл ниже. Я знала: это для того, чтобы я, не уставая, дерзала дальше, окуналась в царственный мир науки, чтобы я сама старалась лепить себя… Как любила я уроки своей мамы Марии Павловны Кузьминой, Татьяны Филимоновны Волосюк, Веры Даниловны Сикор-ской, Владимира Кузьмича и Екатерины Никифоровны Кудрис и др.!

Но теперь эта счастливая пора школьного детства осталась в прошлом. А кто сегодня здесь вершит великое и извечное дело – учить быть Человеком? Чей звонкий смех слышен на школьных переменах нынче? Кого с  замиранием  сердца ожидают в классе современные мальчишки и девчонки из XXI века?

Школа радости

…Счастье и есть цель
Аристотель

Как всегда, в 7.45 из дверей школьного автобуса, подъехавшего к центральному входу, выпорхнули мальчишки и девчонки – их на занятия к этому времени специально подвозят из ближайших  к Прудку деревень – Борискович, Дроздов, Загорин – и шумной веселой стайкой побежали в свои классы.

Игорь Константинович Высоцкий, директор школы, оставив свой синий «Ситроен» за территорией, задержался на несколько минут во дворе: до чего же он был красив!  И впрямь:  школьный дворик походил на цветущий рай – желтые, красные, фиолетовые, лиловые головки осенних цветов напоминали живой ковер, так искусно расшитый октябрем… Цветы заполонили все пространство, и казалось, что это дивное царство живой красоты существовало всегда… Трудно поверить, что еще несколько лет назад, до того, как педагогический коллектив возглавил Игорь Константинович Высоцкий, здесь все было по-другому – и в школе, и за ее стенами.

Была пятница, и день этот обещал быть весьма живым: что ни говорите, а ученическое самоуправление, а именно оно сегодня и состоится, – дело весьма интересное. Все будет нынче по-другому: дети станут учителями, а педагоги – учениками… И руководить школой будет уже не Игорь Константинович Высоцкий, а 11-классник Артем Самарцев – его избрал на эту роль совет старшеклассников. По сему важному случаю прошла линейка. Новоиспеченный директор поклялся, что все стоящие перед ним задачи будут выполнены: школу он не распродаст, не доведет до абсурда, а сохранит… Ему представили новый 12-й класс – из учителей класс, тот самый, которому предстояло сегодня поработать учениками. И все пошло своим чередом: мальчишки и девчонки сели за парты, уроки им преподавали одноклассники, и жизнь школьная понеслась-поехала…

Рабочий день только начинался, и Игорь Константинович, как обычно, сделал свой директорский обход. Школьные коридоры и классы сверкали музейной чистотой. Везде было по-домашнему уютно, везде царствовал порядок. А чем сегодня будут потчевать детей? Заведующая школьной столовой Анжела Константиновна Васкевич показала директору меню, и он остался доволен: замечаний по питанию со стороны руководителя не поступило. Игорь Константинович сделал распоряжение другим работникам: поскольку сейчас рано темнеет, надо на школьном дворе установить освещение. А так особых проблем в этом обычном рабочем дне он не увидел. Ну и славно! К отопительному сезону все готово: вон сколько дровишек заготовлено! Детям в школе будет тепло. Подумал об этом и улыбнулся про себя: тепло не только в смысле температурного режима. Любят, ох, до чего же любят прудковские детишки свою школу! Если бы у Игоря Константиновича Высоцкого спросили, в чем его счастье, он, не задумываясь, ответил бы: «В детях! В том, что им здесь очень комфортно, в том, что ученики свою школу называют школой радости…» Представляете? Так в чем же состоит эта радость? Прежде всего, все истоки начинаются с главного момента в жизни любой школы – с педагогического коллектива. Так вот, он в Прудковской средней школе уникальный. Да-да, именно такой! Только представьте себе: около 70% учителей – это бывшие воспитанники школы! Все они, в том числе заместитель директора по учебно-воспитательной работе Валентина Владимировна Мишота,  и.о. заместителя директора по воспитательной работе Тамара Петровна Дробышева, учителя начальных классов Галина Леонидовна Васкевич, Жанна Андреевна Пашковская, Наталья Антоновна Целуйко, учительницы математики Ольга Андреевна Воробьева, английского языка – Виктория Викторовна Венгура, истории – Жанна Васильевна Прус, русского языка и литературы – Тамара Леонидовна Чирич и другие, с младенчества еще мечтали о том, что пойдут по стопам своих любимых учителей родной школы. Так и вышло! А работать на той земле, которая тебя вскормила, где каждая тропинка сердцу дорога, где живут люди, до донышка души тебе знакомые, – это ль не чудо? Это ль не радость? На вопрос этот, удивительно красивый: «Школа радости. Что за этим?» — ее директор, Игорь Константинович Высоцкий, сказал бы непременно вот еще о чем: «Да как же ей не  быть такой, если каждый день школьный рисуется самыми яркими, жизнеутверждающими красками!» Доказательства? Пожалуйста! Ну хотя бы потому, что главный принцип школы таков: «Быть человеком!» Да-да, не сухарем ученым, а Человеком! Не самое главное это — поступить в университет. Весь педагогический коллектив школы – а здесь работают все творческие личности – решает куда более важную для общества задачу: воспитать Личность! Ту самую, о которой так писал мой любимый дагестанский поэт Расул Гамзатов: «Он мудрецом не слыл, и храбрецом не слыл, но поклонись ему: он Человеком был!» Это тот, кто разумеет свои ошибки и заблуждения, свободно судит их, кто овладевает своей душой и ее слабостями, умеет освободить себя из состояния духовной слепоты и творчески слагать свою судьбу перед ликом Божиим, отыскать в самом себе свою собственную духовную глубину с тем, чтобы из нее повести свое обновление – свободно, мужественно, активно.

Вот  и «лепят» прудковские педагоги во главе с директором Игорем Константиновичем Высоцким этого самого человека всеми возможными способами: лишь тот, «кто знает любовь, в ком волнуется кровь, в ком надежда – навек, кто в бою не дрожит, вместе с братом скорбит и на помощь спешит – только тот Человек». Да уж, таких людей воспитать потруднее, чем просто наукам обучить! И хотя среди воспитанников школы есть курсанты Академии МВД, выпускники факультетов международных отношений и журналистики БГУ, врачи, полковники, инженеры, директора заводов, но особенно  гордится Прудковская средняя  теми своими питомцами, о которых уже во взрослой жизни люди говорят: «Вот это Человек!» И это так, ибо самая превосходная должность на земле – быть именно им, Человеком с большой буквы! А на вопрос: «Как же это достигается?» — Игорь Константинович Высоцкий, директор школы, ответил бы так: «Отношением к ученикам!» И впрямь, как не позавидовать прудковским ученикам! Все здесь делается для них, начиная с уважительного отношения к своим подопечным со стороны педагогов. Все уроки – это интересный мыслительный, творческий процесс. Да еще какой! 45 минут пробегают – и для детей, и для учителей – ровно как 45 секунд, потому что дух захватывает. Именно такие уроки  — мудрые, интересные, глубокие, содержательные – у директора школы Игоря Константиновича Высоцкого (основы безопасности жизнедеятельности), Николая Михайловича Бобра (физкультура), Жанны Васильевны Прус (история), Екатерины Владимировны Шевко (белорусский язык и литература), Валентины Владимировны Мишота (информатика), Владимира Федоровича Шумака (трудовое обучение), Тамары Леонидовны Чирич (русский язык и литература) и др.  Не потому ль с такой радостью их воспитанники идут каждое утро в школу, что их воспитатели — морально неравнодушные люди, принцип которых – видеть человека в ребенке!

А если у Игоря Константиновича Высоцкого, директора Прудковской школы, спросить: «И все же, каков главный итог Ваших педагогических усилий?» — он ответил бы так: «А он в тех людях, которые сегодня работают на родной земле!» Что правда, то правда: таковым, как говорится, несть числа. И впрямь: разве есть у сельской школы более красивая цель, нежели эта, – воспитать достойных сыновей и дочерей земли своей родной? А выпускники Прудковской средней школы в город не рвутся:  уютно им дома! Там, где они родились, где учились. И на ферме, и в поле трудятся сегодня  воспитанники прудковских педагогов, ибо их счастье зиждется в простой мудрой ипостаси: не хватай звезд с неба, а добывай на земле хлеба. Спросите об этом у директора сортоиспытательной станции Александра Александровича Титка, дояра Александра Мазановича, механизатора Сергея Колоса, старшеклассников Сергея Кунцевича (кстати, за большую помощь, оказанную им летом хозяйству, он получил благодарность от управления сельского хозяйства и продовольствия Мозырского райисполкома), Евгения Воробьева и других и услышите в ответ: не знаем счастья большего,  чем жить одной судьбой – грустить с тобой,  земля моя, и праздновать с тобой! Не правда ли, красивая в том чувствуется поступь воспитанников  Прудковской школы? Не правда ли, есть чем и кем гордиться учительскому коллективу? Школа радости…  Она и в том, эта радость, состоит, что все здесь делается для ребенка. Кто-то из великих сказал: суть истинной жизни – благие деянья, а доброе сделать – в сей жизни призванье! Разве это не счастье – делать все для его величества ученика? А призвание у директора Прудковской средней школы Игоря Константиновича Высоцкого именно такое – все во имя детей. Факультативы? Пожалуйста! Их профиль зависит от предметных интересов школьника. Спортивные секции? Пожалуйста! Было бы только желание: если хочешь быть здоров – занимайся! Проходят соревнования в районе? Призовые места – у ребят из Прудков-ской средней школы. И по кроссу, и по футболу, и по военной подготовке. Достаточно посмотреть на количество полученных дипломов за различные победы, и все будет ясно. К слову, спортивный зал школы – это любимое место отдыха не только учеников, но и всей прудковской молодежи: закаляйся, племя новое, все для тебя! Преподаватель физкультуры Николай Михайлович Бобр даже во время отпуска ребят не оставляет одних: будем вместе целый год! Можно сказать так: двери школы открыты все семь дней недели. В выходные дни здесь так же шумно, весело, живо, как и в будни, ибо организуется столько всего интересного – как же дома усидишь? Заслуга в этом Тамары Петровны Дробышевой, бывшей выпускницы школы, педагога с большим стажем.

Школа – это храм науки и маленький рай для души. Так считает Игорь Константинович и делает все возможное для того, чтобы его мечта еже-дневно становилась реальностью. И он счастлив оттого, что все его сердце – в детях. Это у Вильяма Шекспира: ты будешь жить на свете десять раз, десятикратно в детях повторенный… Это святое: потратить жизнь на дело, которое переживет нас, – воспитание Человека.

…Ну вот и подошел к концу этот обычный необычный день – день ученического самоуправления. Новоиспеченный директор Артем Самарцев со своей ответственной должностью директора школы справился великолепно – молодчина! Ну, а у настоящего директора школы Игоря Константиновича Высоцкого впереди был еще долгий вечер: дел у руководителя всегда предостаточно. Да и с деловыми бумагами поработать надо… Про себя подумал: вот и еще один счастливый день заканчивается в  твоей жизни, товарищ директор. Как-то получается, что все они счастливые в году… Но ведь и впрямь: счастливые дни все, потому что в школе очень красиво – детям здесь хорошо! Потому что они своими руками вместе с учителями создали этот домашний уют, смастерили ученические столы, скамейки, а потому и берегут их как зеницу ока. Счастливые, ибо душа рядом с детьми другой быть не может. Он, директор, счастливый, потому что вчера, позавчера и еще раньше получил уйму удовольствия от посещения уроков своих коллег – учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы Галины Михайловны Засинец, Тамары Леонидовны Чирич, Екатерины Владимировны Шевко. Как не позавидовать детям: счастливые! И оттого радостно на душе, что сельчане приветливо кланяются директору школы: спасибо за все, что делаете для наших детей, за то, что добру их учите, в строгости и мудрости воспитываете! А еще оттого, что в Прудке стало меньше проблемных семей, и не без усилия коллектива школы во главе с директором.
Невольно вспомнился по-следний разговор с Жанной Шевченко, матерью Саши Полищука. О поведении мальчишки шла речь: Саша плохо ведет себя порой. Женщина одна воспитывает сына и не всегда уделяет ему должное внимание. На вопросы директора школы Саше: «Когда ты последний раз мыл посуду дома? Когда помогал маме? Когда убирал в доме?» — ответа не последовало… Совет Игоря Константиновича Жанне Шевченко был таков: «Приучайте сына к труду! Это ваш помощник!»  И правда: мальчик учится в третьем классе, а обязанностей по дому не имеет – это не порядок! Женщина сквозь слезы отвечала: «Спасибо за подсказку! Исправлюсь!» Ну как же сердцу не порадоваться: и эту неполную семью вывели из статуса неблагополучной!

Было около 17 часов. Игорь Константинович любил это время: в школьной тишине можно было спокойно поработать с бумагами, обдумать события прошедшего дня, то, что предстояло сделать завтра… А задумок у директора школы много: во-первых, надо создать прекрасный школьный стадион. Работа эта уже ведется, и, зная характер руководителя – всегда все доводить до конца, нет сомнения, что и эта мечта сбудется.  Как сбылись все иные: за пять лет руководства школой Игорем Константиновичем Высоцким она стала для детей тем уютным, желанным и добрым домом света и знаний, куда хочется идти все семь дней недели. А еще в планах – отремонтировать спортивный зал, обновить крышу здания. Но ведь это так здорово — иметь цель и смело идти к ней! Как говорили древние, долг зовет. В великих делах достаточно уже того, что было желание. А для желающего нет ничего трудного. Признателен Игорь Константинович за настоящее шефство над школой Александру Николаевичу Шульге (ОАО «Мозырьпромстрой»), Игорю Ивановичу Жабьюку (Мозырская СПМК-42), Петру Михайловичу Старотиторову (ООО «Лотос»), Александру Ивановичу Зборовскому (ЦБУ 401 г. Мозырь ОАО «Приорбанк»), Владимиру Юрьевичу Кузьме (УМ-156) и, конечно же, Александру Александровичу Титку (сортоиспытательная станция).

Иди, наша гордость, иди!

Ну, вот и закончилось мое свидание с ушедшим давно детством. Я вновь заглянула в свои школьные годы, в школьный музей, где со стены на меня глядели все те же строгие и умные мамины глаза – бывшего директора Прудковской средней школы Марии Павловны Кузьминой.

Жизнь идет по кругу: другие дети, другое время на дворе, но одно остается неизменным — счастливая школьная пора! И не имеет значения, какой год и какого века отсчитывает бесстрастное время. Главное в  другом: в родной моей школе по-прежнему царит прекрасная атмосфера, излучающая  свет, добро и знание.

Fiat! Да свершится все великое, задуманное педагогическим коллективом школы в интересах своих воспитанников! Пусть оно свершится и в самом главном: чтобы каждый из них нашел себя в этой жизни и не потерял. Как писал великий персидский поэт Фирдуоси, «если путь к познанию мира ведет, как бы ни был он долог и труден – вперед!», и чтобы выходя на трудную дорогу суровой жизни, они, сегодняшние выпускники школы, всегда слышали за  своей спиной вот эти обнадеживающие и великие слова своих Учителей: «I decus, I nostrum!» — иди, наша гордость, иди! Пусть счастливой судьба твоя будет!

Лариса ЧЕРНАЯ
Александр СОЛОДКОВ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *