Нас хранят небеса

Есть быт, и есть бытие, есть жизнь, и есть житие.


Подъезжая к деревне Васьковка, видишь полосы молодого сосонника и березняка. И вспоминается, как в июне 1998 г. здесь прошел смерч с ураганным ветром, повалив около тысячи гектаров леса. Жители рассказывали, что ураган, дойдя до сельского кладбища с вековыми деревьями, где раньше стояла старая церковь, резко поменял направление, свернул в сторону деревни и нанес серьезные повреждения домам и дачам. Новая церковь, построенная в 1996 г. заботами протоиерея Василия Тура и освященная в честь иконы Божией Матери  «Умиление» (Серафимо-Дивеевской) даже не была затронута. Сама природа уберегла  дивное место от разрушения. В 2006 г. в возрасте 76 лет почил отец Василий. По  просьбе самого духоносного  старца похоронили его здесь же,  рядом с храмом.  Теперь в Васьковской церкви служит его младший сын, протоиерей Симеон  Тур.


Мы ведем беседу, поднявшись на холм, любуемся белокаменной церковью, любовно вписанной Творцом в живописную окрестность, – и от неторопливой речи отца Симеона, от пения птиц в поднебесье, от благолепия  природы исходят безмятежность и нерушимое спокойствие. Вокруг разлиты благодать и умиротворение.


— Отец Симеон, покой, исходящий от стен этой церквушки у сельского кладбища навевает мысли о событиях, когда-то здесь происходивших…


— Существует предание, подробно описанное в книге Г.Э.Щеглова «Сказание о Ельской  (Васьковской) чудотворной иконе Божией Матери».  В 1757 г. крестьянин из села Мелешковичи потерял волов и когда пошел их искать (вокруг здесь была болотистая местность), вышел на небольшой лесистый холм под названием Остров Васьков. Он нашел их на этом месте. А на грушевом дереве обнаружил в сиянии икону Божией Матери. Польский помещик Оскерко построил на месте обретения иконы  небольшую часовню, а затем Крестовоздвиженскую церковь. Народ стал стекаться в Васьковку со своими печалями и болезнями за помощью (православные и католики). Привлекаемые благодатной силой, исходящей от чудотворной иконы, люди стали селиться вокруг церкви, со временем образовалась небольшая деревенька – Васьковка (с 1773 по 1787 гг. чудеса, совершаемые от Васьковской иконы, были описаны в рукописной книге на польском языке, которая, к сожалению, была уничтожена во время пожара, случившегося в конце XIX века). По просьбе Минского губернатора Старотиторова икона для большего почитания была перенесена в Ельск, а здесь до 1937 г. хранился список с нее. В 1937 г. церковь была разрушена безбожниками до основания. На этом  месте во время войны был поставлен дубовый крест, который простоял до прошлого года, а в прошлом году мы с прихожанами огородили  это место  и крест заменили  на новый. Икона и список с нее были утеряны. Благо, что в Ельске сохранился еще один список. Его после реставрации вернули в Ельск, написав перед этим образ, который сейчас находится в нашей церкви.


— Несмотря на удаленность от города (17 км от Мозыря), к Вам на богослужение  приезжает немало людей. Благодатное, намоленное место притягивает?


— Все, кто здесь хоть однажды побывал, говорят, что сюда хочется вернуться снова. Приезжают из Минска, Прибалтики. Большинство прихожан из Мозыря. Это не моя заслуга, а Божией Матери. Это место всегда притягивало народ. В былые времена не хватало даже воды в колодцах, чтобы самим напиться и лошадей напоить.








 

 На этом святом месте когда-то возвышалась Крестовоздвиженская церковь.

— Стоя на этом пригорке, невольно устремляешься духом в горний мир. А Вы, батюшка, о чем обычно думаете?


— О суете земной. Об этом хотя бы однажды каждый человек в своей жизни задумывается. Суетимся и забываем о самом главном в жизни. О том, что промысел Божий присутствует в каждом из нас, а  мы из-за суеты не чувствуем связи духовной с Богом.  Праведники тем и отличаются от нас, что они могли слышать глас Божий, распознавать волю Творца и следовать этой воле.   Всю жизнь направляет нас Господь, но мы не слышим и, наверное, от этого все наши невзгоды. Есть такие минуты, особенно после исповеди, причастия, когда выходишь из храма и кажется, весь мир готов обнять, все у тебя получается. Именно в эти минуты, когда душа очистилась от греха, ты можешь разговаривать с Богом, а когда суета тебя все больше клонит к земле и отвращает от неба, эта связь обратно утрачивается.


Находясь здесь, испытываешь изумление и благодарность Творцу. Со временем понимаешь, что моя жизнь, церковь – это лучшее, что Господь дал мне. 


— Отец благословил Вас на этот путь. Все помнят протоиерея Василия Тура как мудрого духовного пастыря. Он служил в непростое время для церкви, когда религия была синонимом невежества и мракобесия. С 1975 по 1992 гг. – в Свято-Михайловском соборе, с 1992 по 2004 г. – в Васьковской церкви Божией Матери «Умиление». Имея академическое образование (окончил Московскую духовную академию, кандидат богословских наук), он был простым и добрым человеком, к которому тянулись миряне. Какое ценное наследие он оставил Вам, своим детям?


— Отец до конца своей жизни был оптимистом, никогда не жаловался. Он сам указал место, где его похоронить. Оно видно из окна алтаря. Наверное, самое ценное, что оставил нам отец, – свой личный пример. Жесткого воспитания с полным  контролем, что мы, дети, должны и чего не должны делать, у нас не было. Когда дети видят искренность в отношениях  родителей, их любовь друг к другу и к ним, —  другого воспитания и не надо. Можно сколько угодно назидать, наставлять, но, если родители сами  не будут подавать пример, ничего не добьются. Отец был  искренним, доброжелательным, честным и трудолюбивым человеком,  любил людей и по возможности  помогал  им. Он  никогда не навязывал авторитетом своего мнения. Не настаивал, чтобы мы стали священниками (братья Георгий и Иоанн также священнослужители). После армии я сам поступил в Одесскую духовную семинарию. По  ее окончании был распределен в г. Жлобин, где служил до 1992 г. Потом по семейным обстоятельствам переехал с семьей в Мозырь, служил вместе с отцом, а после его смерти стал настоятелем этой церкви.


— Служба священника оказалась проще или труднее, чем Вы себе представляли?


— Любая служба,  работа, если к ней относиться по совести, легкой не бывает. Я с детства видел отношение к священническому долгу своего отца и знал, что  будет нелегко, потому что в большинстве случаев люди приходят со своим горем. Они надеются на твою помощь и верят тебе. Если человек привыкает, и чужое горе его не трогает, тогда, думаю, священнику (как и врачу, педагогу) надо уходить на другую работу, менять свою жизнь или себя. Человек на встречу с тобой не просто так посылается, кто-то к тебе его приводит. Если злые силы – старайся перевоспитать его, направь на добро. Может, это для твоего спасения, чтобы ты стал чище.


— Что значит быть духовным чадом? Какие отношения устанавливаются между священником и прихожанами?


— Каждый человек, который приходит в храм и обращается к священнику с просьбой, — чадо Божие. Между нами протягиваются невидимые ниточки, устанавливается духовная связь, которая со временем крепнет. Приход – это, прежде всего,  люди, которые  посещают храм, и они  становятся духовными родственниками. Не совсем правильно, когда люди ходят в храм к священнику, а не к Богу. Священник может нравиться или нет, но даже если нет духовной связи с ним, это не должно влиять на духовную связь с Богом.


— Что значит верить в Бога? Какова роль веры?


— Часто люди сетуют: «Пока я не ходил в церковь, не был близок к Богу, у меня в жизни все получалось, а чем больше приближаюсь к Богу, тем больше у меня возникает проблем». Это тоже искушение (испытание). Объясню, отчего. Когда человек был вне церкви, он был ничей, жил по своему разумению. И тут он приходит к Богу. Тогда дьявол начинает  подступать к человеку с той стороны, с которой может его отвратить от  веры. Но если мы в своей вере крепки, этот период времени пройдет. В царство Божие только через узкие врата можно войти. Чем больше испытаний человек вынесет, тем крепче станет, а враг со временем отступит и впереди  откроется путь к спасению. Человеку дается свобода выбора и надо во что-то одно верить – или в покровительство Божие, или во зло. Если мы,  выходя из дома, крестимся и просим заступничества Божией Матери и Николая Чудотворца, а потом шарахаемся от каждой пробежавшей кошки, то по нашей вере нам и будет. Надо надеяться на промысел Божий. В чине освящения дома есть слова: «Я знаю, что Господь мне заступник, и ничего злое  ко мне не прилепится». Если у человека есть вера, без всяких сомнений, что ничего плохого не случится, тогда помощь Господа и защита всегда будет с ним. 


— Батюшка, объясните, чем покаяние от исповеди отличается?


— В идеале человек должен приходить к исповеди только с искренним покаянием и раскаиванием в своих грехах. Но часто мы по немощи нашей духовной или по наущению злых сил приходим к исповеди формально, не осознавая глубину нашего духовного падения. Великий русский подвижник Иоанн Кронштадтский говорил, что «надо в любую минуту быть готовым к встрече с Господом и на исповеди каяться так, как будто осознаешь, что другой возможности принести покаяние Господь может тебе и не дать».


— Иисус сказал: «Царство Божие внутри нас». Как найти это место внутри себя, где я – настоящий?


— Думаю, это искра Божия, которая дана каждому человеку. Особенно  у детей, наивных, непосредственных, она хорошо видна. Со временем суета, проблемы гасят ее, на посещение храма, общение с Богом остается мало времени. На все находится время, а 20 минут на вечернюю и утреннюю молитву у нас нет. А ведь сказано, что шесть дней работай, а седьмой посвящай Богу. Это слова Иисуса Христа. Если ты не пошел в храм (тебе нездоровится или далеко), зажги дома свечу, читай  молитвы, на душе просветлеет и полегчает.


— Какое изречение Христа нравится  Вам более всего?


— Святое Евангелие – книга на все случаи жизни. На душе тяжело, вопросы мучают – раскрой на любой странице, читай, и тебе придет ответ. На каждый день – свое изречение.  Какие две основные заповеди? Возлюби Господа Бога своего всем сердцем и возлюби ближнего своего. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с  вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», — говорит Христос. Не обижай ближнего, живи в ладу со своей совестью, с окружающими – мы это знаем? Знаем. Выполняем? Не хотим. Оправдываем себя. Но если будем просить у Господа, чтобы дал нам вразумление, мудрость, терпение, то сможем жить в мире и согласии с близкими. Во всех  распрях, бедах, прежде всего, самого себя винить надо. Никогда не думайте, что кто-то виноват больше, чем вы. Когда будете  это осознавать, то  и поступать будете по заповедям Божиим. Тогда и  наступит мир в семье и Царство Божие в душе.


— Отец Симеон, что Вы пожелаете читателям нашей газеты?


— Хотелось бы вспомнить повествование из Святого Евангелия. Когда Иисус Христос приближался по водам к своим ученикам, Петр спросил Его: «Господи, можно я приду к Тебе?» Господь сказал: «Иди». Петр вышел из лодки и пошел к Нему навстречу, но, увидев большие волны, испугался и в ту же секунду стал тонуть. Господь поддержал его и сказал: «Маловерные, сомнение входит в вашу душу». В этих словах – вся наша жизнь. Когда мы идем с Господом  и верой в Него по жизни, тогда мы твердо стоим на ногах и тверды в своей вере, а стоит только сомнениям закрасться в наши души, тут же начинаем тонуть. Проблемы и невзгоды у каждого из нас бывают, без этого ни один человек в жизни не обходится, но как бы ни было тяжело, надо всегда надеяться на помощь Божию, на Божий промысел и поддержку.


Ирина АЛЕНИНА
Александр СОЛОДКОВ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *