На таможне время перемен

С 1 июля 2010 года со вступлением в силу Таможенного кодекса начнет действовать единая таможенная территория трех стран.


О том, как будет реализовываться на практике единое таможенное пространство, рассказывает заместитель начальника Мозырской таможни Владимир ПОЛКОВНИЧЕНКО:


— 27 ноября 2009 года Президенты Беларуси, России и Казахстана в рамках заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества в Минске подписали пакет документов о создании с 1 января 2010 года Таможенного союза. Идея эта вынашивалась давно: предварительные документы были одобрены еще более двух лет назад. Теперь установлены конкретные сроки реализации договоренностей. Уже с 1 января 2010 года Беларусь, Казахстан и Россия ввели единый таможенный тариф, а единая таможенная территория начнет действовать с 1 июля 2010 года, со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. В настоящее время не производится таможенное оформление товаров, перемещаемых между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, но только происходящих из этих государств. С 1 июля 2010 года будет отменено таможенное оформление и иных товаров, перемещаемых в пределах единой таможенной территории. Тогда же будет снят таможенный контроль на российско-белорусской границе, а через год – и на российско-казахской. Таким образом, все необходимые процедуры должны быть завершены к 1 июля 2011 года.


Что такое единый таможенный тариф, и чем он отличается от таможенного тарифа, действовавшего ранее в Республике Беларусь? Это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Данный тариф касается только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не распространяется на физические лица. В едином таможенном тарифе 75 % ставок сохранилось на прежнем уровне, около 18 % снижено и порядка 7 % повышено. Таможенные пошлины повышены на такие товары, как молоко и молочные продукты, рис, крупы, готовые продукты из мяса, изделия из бумаги, пластмассы, кормоуборочные и зерноуборочные комбайны, металлообрабатывающие станки, а снижены – на тропические фрукты, одежду, обувь, головные уборы и другие товары.


Основная товарная позиция, по которой увеличены пошлины, – автотранспортные средства. Больше всего поднялись ставки пошлин на автомобили старше 5 лет. На машины до 3 лет и на те, которые эксплуатируются от 3 до 5 лет, увеличение пошлин менее существенно. На отдельные категории транспортных средств ставки выросли в 7-10 раз, на другие – в три. Их размер зависит от объема двигателя, стоимостного показателя. Следует отметить, что размер взимаемых в Республике Беларусь таможенных платежей при ввозе транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до 2010 года был в подавляющем большинстве случаев самым низким по сравнению с уровнем налогообложения, действующим у наших ближайших соседей. Одним словом, условия ввоза автомобилей в Республику Беларусь в 2009 году можно оценить как очень привлекательные, а в 2010 году – как адекватные. Вместе с тем введение единого таможенного тарифа не касается порядка ввоза легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования, осуществляется в Республике Беларусь в льготном режиме по единым ставкам таможенных пошлин, налогов (Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 г. № 503). Вступление в силу международного договора, которым будут определены единые ставки таможенных пошлин, налогов на автомобили, ввозимые гражданами для личного пользования, ожидается лишь к 1 июля 2010 года. До указанной даты условия ввоза автомобилей в Республику Беларусь физическими лицами не должны измениться.


Обо всех дальнейших изменениях в законодательстве таможенные органы будут оперативно информировать граждан и субъекты хозяйствования через средства массовой информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *