Роман с русским языком

Что такое успех? Быть может, когда ты купаешься в лучах славы? Если ты достигаешь замечательных результатов – это определенно успех. Но нельзя все списывать лишь на везение, мало кто знает, сколько препятствий нужно преодолеть, чтобы стать победителем! Для этого важны следующие вещи: уверенность в своем предназначении,  постановка цели и жгучее желание добиться того, чего хочешь.


Учащийся Мозырского государственного областного лицея Роман Баранов подтвердил свои предыдущие достижения. Он двукратный победитель городской олимпиады по русскому языку (диплом I степени) за 2008, 2009 годы, дипломант конкурса «Знай и люби русский язык» (II степени) за 2008-2009 учебный год, обладатель диплома второй степени международной олимпиады Союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» 2009 года, диплома первой степени на III этапе республиканской олимпиады (область) по русскому языку и литературе в январе 2010 года. Весьма значимо, что диплом гарантирует сертификат на 100 баллов по ЦТ.


– Рома,  скажи, как нужно заниматься русским языком, чтобы победить в олимпиаде? Достаточно ли выучить все правила грамматики, орфографии, пунктуации, стилистики? Как известно, по сложности изучения русский язык занимает второе место в мире после китайского…


– Во-первых, занятия предметом должны быть систематическими. На мой взгляд, самое важное – это заинтересованность, работа и сам процесс должны нравиться. Очень важно, чтобы стояла конкретная цель, был стимул к победе, проснулся дух соперничества. Нужно постоянно черпать информацию отовсюду: не только из школьных пособий, но и из Интернет-ресурсов, выполнять задания повышенной сложности. Желание узнать что-то новое, как правило, приводит к высоким результатам. Конечно, определенные природные задатки тоже должны быть, ведь это основа. Русский язык не сводится к изучению правил, сюда включается и история, и теория языка, и литература,  это огромное подтверждение того, как связан язык с развитием общества. Ежегодно в олимпиаде от трех до пяти заданий по литературе, поэтому чем больше усвоишь материала, тем увереннее чувствуешь себя при выполнении заданий. Здесь, конечно, рассчитываешь на свою эрудицию в большей степени. Языком я овладел, как мне кажется, достаточно хорошо для школьного и олимпиадного уровня, поэтому лингвистическую часть люблю больше всего.


— Что для тебя представляло трудность на олимпиаде?


— Главная трудность у меня заключается в психологической настройке перед устным высказыванием.


— Ты ожидал победу? Как воспринял это?


— Честно говоря, после того, как нам были розданы работы, я не думал, что смогу претендовать на первую степень, потому как задания были действительно непростыми. Лишь только к вечеру, уже сравнив результаты других участников, я понял, что мои шансы еще достаточно велики. Когда я точно узнал, что у меня диплом первой степени, это вызвало бурю эмоций! Ощущение того, что у меня уже в руках 100 баллов по русскому языку, не просто приятно – его нельзя выразить словами. Сразу после итогов мне позвонил отец, и его первого я порадовал этим известием. А своему преподавателю Т.В.Кладиевой отправил СМС-сообщение прямо из зрительного зала.


Сразу хочу сказать о том, что мой учитель-предметник Татьяна Викторовна за эти полтора года стала для меня надежным другом, и я говорю ей огромное спасибо за то, что она помогла мне реализоваться, достичь высоких результатов, за то, что привила любовь к русскому языку, за труд, профессионализм, за совместные занятия, за поддержку, понимание, хорошее отношение ко мне. Это наша общая победа, и, надеюсь, не последняя.
Спасибо Ирине Николаевне Клусович за то, что она помогла мне подготовиться по литературе.  Выражаю особую благодарность педагогам из университета за лекции по подготовке к олимпиаде Татьяне Ивановне Татариновой (по русскому языку), Александру Викторовичу Герцику (по литературе).
Помню, как я готовился перед самой олимпиадой: утром прихожу на занятия в университет, потом в лицей, а возвращаюсь, когда уже стемнеет. Бывало, так увлеченно изучал весь день книгу, полученную от преподавателя, что и забывал поесть…


— Твои предпочтения в музыке, поэзии? Расскажи о своих увлечениях.


— Прозанимавшись 9 лет в музыкальной школе по классу фортепиано, у меня развилось желание слушать классическую музыку. Если быть более точным, то это неоклассика, например, «Рондо Венециано». Читаю много научно-популярной литературы, а художественной, как мне кажется, недостаточно. В данный момент взялся за чтение «Алхимика» Пауло Коэльо.


Кроме русского языка и музыки, есть увлечение и другими предметами. Я считаю, что быть узкоспециализированным человеком не совсем хорошо. В жизни все может пригодиться. Предпочтение в лицее отдаю английскому языку не только потому, что мне придется его сдавать на ЦТ, но и потому, что этот предмет мне очень нравится. Да и за границей побывать очень хотелось бы, посмотреть другие страны.


— Кого, на твой взгляд, можно назвать культурным современным человеком?


— Культурный человек для меня, как для начинающего филолога, тот, у кого речь не засорена различными сленгами, ненормативной лексикой и жаргонизмами. Безусловно, ценю нравственных людей, неравнодушных, интеллигентных. Современный человек должен быть культурным.


— В молодежной среде сегодня широко представлены различные субкультуры: эмо-киды, хипстеры, рокеры, рэперы, панки и др. По-твоему, это способ привлечь внимание, выразить себя или же дань моде? Может, что-то другое?


— Могу сказать, что я не приписываю себя ни к одному из этих направлений. Почему люди стремятся себя воплотить в таком образе, мне не понятно. Может, им чего-то в жизни не хватает, в чем-то они не реализовали себя и внешним видом пытаются это компенсировать. Конечно, судить я не могу, хорошо это или плохо, но среди моих близких друзей нет тех, кто относился бы к той или иной группе. Культура это или нет? Скорее, это молодежное направление, а разделять культуру на молодежную и взрослую, я думаю, не совсем правильно.


— Много ли у тебя друзей? Кто они?


— Я не могу сказать, что очень много. Как мы знаем, люди сходятся, когда у них есть какие-то общие интересы. Мои друзья занимаются приблизительно тем же, чем и я, но, как и в правилах, есть исключения. У меня остались приятели в моем родном городе Петрикове, найдутся и здесь, в лицее, среди моих одноклассников. Я очень ценю хорошие взаимоотношения между учителем и учеником.


Безусловно, своими лучшими друзьями я могу назвать родителей, они очень беспокоятся за меня, поддерживают. Даже мой младший брат Саша, который учится в шестом классе Петриковской гимназии, радуется за меня. Были такие случаи, когда в школе его называли моим именем, а он улыбался. Мне это говорит о том, что он ценит меня, в какой-то степени пытается подражать, что, конечно, приятно. Спасибо моей семье за то, что они со мной.


— Рома, по твоему мнению, какой должна быть девушка?


— Девушка (улыбается) должна быть общительной, чтобы с ней было легко и интересно вести разговор. Симпатичной не только внешне, но и внутренне, не грубой, в меру скромной. Она должна быть умнее меня. О! И должна уметь вкусно готовить!


— Скажи, какие проблемы современной жизни тебя как представителя молодого поколения волнуют больше всего? Ты лично хотел бы помочь в их разрешении?


— В первую очередь, это взаимоотношения молодежи со старшим поколением, так как нередки стали случаи, когда молодые люди не совсем корректно ведут себя по отношению к педагогам, родителям. Это достаточно распространенная и трудная проблема. Ну, а борьба с вредными привычками у молодежи ведется по всей стране, и говорить об этом можно бесконечно.


— Как гуманитарий ты, наверное, знаешь, что причины роста наркомании, алкоголизма, преступности среди подростков – в бездуховности. Чего не хватает молодому поколению? Как противостоять агрессии, насилию?


— Искать решение этой проблемы можно по-разному. Как мне кажется, следует читать побольше умных книг, не засорять свою голову ненужными вещами, в том числе из Интернета, и общаться с интересными людьми. С агрессивными подростками должна проводиться работа, прежде всего, в семье, а не в школе. Один из способов противостоять насилию известен еще со времен Ганди, это способ «недеяния»: не стоит отвечать взаимностью на грубость и жестокость человека.


— Совсем скоро окончим одиннадцатый класс и разлетимся в разные стороны. Что дали тебе эти 2 года, проведенные в стенах лицея?


— Это множество знакомств с хорошими, достойными и очень умными людьми не только среди учащихся, но и среди талантливых учителей. Лицей стал настоящей школой жизни, и период, проведенный здесь, для меня является наиболее важным. Я с уверенностью могу сказать, что лицей – это единая команда во главе с директором Инной Алексеевной Петрович! Я с большой радостью буду приезжать в лицей, а также стараться поддерживать связь с учителями и одноклассниками.


— Как ты считаешь, не мешают ли развлекательные мероприятия, в которых участвуют лицеисты, учебе? Помнится, в прошлом году ты был избран «Лицеистом года»!


— Я думаю, что это, наоборот, дисциплинирует, потому что лицей формирует нашу личность. Выходя на сцену, мы раскрываемся, проявляем свои умения и способности, меняемся ролями, взрослеем, а также учимся выступать перед публикой, преодолевать волнение и страх.


— Твои дальнейшие планы?


— Для меня очень важно поступить в вуз. Теперь мне осталось сдать два предмета: английский язык и обществоведение. Хоть я не планирую поступать на филолога, и ЦТ по русскому языку уже сдано, но все же сейчас я готовлюсь к республиканской олимпиаде. Все дела привык доводить до конца!


Каролина ПРОНИНА
(фото автора).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *