Заставить человека задуматься

«Специфика преподавания русской литературы в старших классах» – такова тема очередного заседания учителей-словесников Мозырского района, прошедшего на базе СШ № 14.


И это не случайная тема. Учителей литературы давно волнуют вопросы: почему подростки стали меньше читать, и почему их кумирами становятся герои новомодных фильмов, а не образы классических произведений?


Большой удачей для учителей-словесников является то, что в отделе образования есть настоящие профессионалы и мастера своего дела, которые всегда готовы прийти на помощь. Это Таисия Александровна Кржеменская, методист, учитель высшей категории, увлеченный человек и мастер своего дела. Около года она координирует работу учителей. Именно ей принадлежала идея провести методическое объединение филологов по данной проблеме.


 «Взволновав, заставить задуматься» – вот главная формула выражения сущности преподавания русского языка и литературы учителей общеобразовательной школы №14 г. Мозыря, которая нашла свое отражение в проведенных уроках. Используя активные формы и методы современных образовательных и информационных технологий, учителя продемонстрировали не только профессиональное мастерство, но и творчество своих подопечных.


Урок по теме «Проблематика повести К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой» в 8 «А» классе (учитель высшей категории Т.А.Чернышова) прошел в форме погружения в историческую эпоху 1941-1945 годов.


Использование возможностей информационных технологий помогло зримо ощутить обстановку начала Великой Отечественной войны, реальность и серьезность угрозы, нависшей над Москвой, и цену простого, обыденного, часто безымянного подвига советского человека во имя Победы.


Урок Правды состоялся и нашел отклик в юных умах и сердцах. По глазам ребят было видно, что многие из них примерили на себя курсант-скую гимнастерку и подумали: смог бы я, как смогли они?


Отрадно видеть, что в последнее время мы все больше и больше привыкаем видеть в добре не отвлеченную «категорию», а вполне материальный, осязаемый и ощутимый инструктаж жизни. Так, на уроке- размышлении «Алые паруса мечты» в 7 «А» классе (учитель первой категории Н.И.Шумак) ребята, путешествуя по Гренландии – стране людей, добрых, сильных, мужественных, умеющих по-настоящему любить, убедились в том, что сказки, феерии, мечты, герои, прекрасные судьбы рождаются из самой жизни, сложной, полной труда, терпения и испытаний. А «Алые паруса» А.Грина – это не только олицетворение высокой, чистой и нежной любви, но и символ мечты и веры в людей, в чудеса.


Все присутствующие на уроке И.А.Филькевич, учителя первой категории, в 10 «А» классе по теме «Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» вместе с учениками задумались и попытались ответить на вопросы: в чем истинная красота человека, чем привлекает современного читателя нравственный облик положительных героинь романа? Окунуться в мир героев Толстого помог просмотр эпизода «Бал Наташи Ростовой» из художественного фильма.
Учитель-филолог реализует свой творческий потенциал не только  на уроках, но и во внеурочной деятельности. Уже второй год в школе работает поэтический кружок «Наследие», руководит которым Г.П.Назарчук.  Заседание с удивительным названием «Вальс цветов» пролетело как одно мгновение. Оказывается, даже таким сложным жанром, как эссе, можно овладеть, если очень постараться.


Активное, заинтересованное обсуждение уроков и темы заседания прошло в форме свободного обмена мнениями. Глубокие, эмоциональные выступления гостей показали, что учителям СШ №14 удается донести до учащихся красоту и поэтичность художественного слова, тем самым пробуждая интерес к чтению.
Безусловно, уроки литературы оказывают неоценимое влияние на внутренний мир школьника, на выбор нравственных ориентиров.


Татьяна ЧЕРНЫШОВА, учитель русского языка и литературы высшей категории СШ № 14.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *