Женщина рисует нежность

Ирина АЛЕНИНА


«Муж и жена — одно дело, одно тело и один дух» (народная мудрость)



Как и всем девочкам, в детстве Марине нравилось рисовать наряды для принцесс, затем ее увлекли картины природы. Она родилась в Заполярье, а в условиях Крайнего Севера пейзажи необычны. Зима длится практически круглый год, лето гостит здесь всего лишь месяц: в середине июня льды и снега начинают таять, через неделю все в зелени, через месяц можно собирать ягоды с грибами, а в начале августа начинается осень. Обновление природы проходит незабываемо. Точно как в сказке «12 месяцев», за короткий срок можно увидеть смену времен года. Хотелось надольше запечатлеть в красках на холсте эти яркие мгновенья прекрасного. Как ни уговаривали девушку родственники (кстати, все нефтяники-газовики, приехавшие осваивать просторы Крайнего Севера) связать свою будущую профессию с нефтегазовой промышленностью, пересилила любовь к искусству, а не расчет, и она поступила в Суриковское художественное училище. К тому же по материнской линии ее фамилия Репина, и в семье всегда считали, что есть какая-то кровная связь со знаменитым русским живописцем.



Досье «Жыцця Палесся»
Марина Владимировна Одосий – преподаватель художественного отделения ДШИ № 2 г. Мозыря. Профессиональный художник-сценограф. Родилась и провела детские годы в Заполярье, в г. Новый Уренгой. Окончила театрально-художественное отделение Суриковского художественного училища (г. Красноярск).
Замужем. Муж – художник А.С.Одосий. Воспитывают двоих сыновей.



Сеять разумное, доброе, вечное…


— Марина Владимировна, чем, по-вашему, отличается женское искусство от мужского?


— Женщина на холсте отображает свой душевный мир, свои переживания. Что бы она ни рисовала, в конечном итоге у нее все сводится к лирике, чему-то тонкому, нежному, возвышенному. У знаменитых художниц начала прошлого века Зинаиды Серебряковой, Веры Мухиной, Надежды Поленовой – мягкость во всех направлениях. Потому и критикует нас мужская половина, что мы не так сильны в отображении реальности, не достигаем их четкости и скрупулезности. А если женщина состоялась в семье, то ее тянет раскрыться в детской половине, и свое семейное счастье она пытается выразить в творчестве.


— Чем вас привлек мир искусства, в частности, сценография?


— Художник-сценограф – очень редкая специальность, и, может быть, она больше для души, для искусства, чем это может понадобиться в реальной жизни. Сценограф, используя образы произведения, воссоздает эскизы, которые должны сыграть важную роль в спектакле, домысливает определенные сцены, которые могут тронуть зрителя. Не случайно говорят, что режиссер и сценограф идут параллельно, и если это содружество идеально, то успех гарантирован.
Начало моей творческой биографии проходило в г. Красноярске. Я получила хорошую практику в театрах драмы, музкомедии, кукол и ТЮЗе. А потом вышла замуж, и мы переехали в Мозырь, где живем уже почти 20 лет. Мне было интересно работать с художником драмтеатра им. И.Мележа П.С.Захаровым, который в своих минималистических декорациях мог сказать главное, и с Т.Н.Волонцевич – режиссером молодежных спектаклей, к которым я делала эскизы. В 1992 г., 1994 г. я приняла участие в совместных выставках мозырских художников, дав полную развертку своих театральных работ. Это было для мозырян в новинку, ибо здесь принято рисовать пейзажи, натюрморты, портреты. С благословения художника Виктора Дубравы, к сожалению, преждевременно ушедшего из жизни, моя первая выставка прошла успешно. В 2001 г. в Криничанской картинной галерее состоялась наша совместная с А.С.Одосием  выставка «Десять лет вопреки». Хорошие впечатления остались и после моей  выставки во Дворце культуры ОАО «Мозырский НПЗ» (ретроспективный показ театральных, станковых, декоративных работ) в 2007 году, где были представлены также работы моих учеников. Раз они произвели впечатление на зрителей, значит, все не зря.
Преподавательскую деятельность начинала в художественной школе, затем в архитектурно-художественных классах СШ № 9. А в 1999 г., когда родился наш второй сын, открылось художественное отделение в детской школе искусств № 2, и мы с мужем стояли у истоков его развития. За это время много молодых художников вырастили. Нам повезло с директором школы А.Н.Москаленко. Она грамотный руководитель и хороший человек, который поддерживает нас во всем.



— Как учитель рисования может послужить сегодня идее добра?


— Каждый учитель по природе своей — сеятель разумного, доброго, вечного. Он должен взрастить ростки доброго и вечного, чтобы это вы-плеснулось в творчестве ученика.


— Ваше отношение к постмодернистским течениям, которыми сейчас насыщена художественно-выставочная деятельность?


— Мне кажется, время постмодернизма преходяще. Более доступна для людей реалистическая живопись. По отношению к классике все остальное — узкая вещь. Классика в искусстве — основа основ. Как ствол дерева, который держит все остальные ответвления. Дерево зимой стоит голое, один ствол с ветками чернеет, потом наступает весна, и листва оживает, а осенью собирается в определенное завершение. Это начало и конец. Яркие вещи, конечно же, привлекают внимание, но они не вечны. Вечен глубокий смысл: истина, добро, красота.


Женские радости


— Марина Владимировна вы вместе с Александром Степановичем уже 20 лет. Как и где пересеклись судьбы двух художников? Помните, как он сделал вам предложение?


— Я училась на первом курсе, Александр Степанович — на четвертом. Он писал серьезную дипломную работу и пригласил меня позировать. И уже в первый сеанс прозвучало предложение стать его женой. Но все взаимное началось позже. Он долго меня завоевывал. Пока служил в армии в Чехословакии, мы переписывались. А когда ему был предо-ставлен отпуск, он поехал не к родителям в Беларусь, а через весь СССР в Красноярск, чтобы снова сделать мне предложение. Перед таким рыцарским поступком я не смогла устоять. Родители отпускали меня в Беларусь со слезами: не верили, что это серьезно, что в жизни так бывает. Оказывается, так бывает! С тех пор мы не расстаемся.


— Не чувствуете ли вы, что могли бы больше реализовать себя в творчестве, если бы не домашние хлопоты?


— Да. Быть художницей и в то же время женой, музой и мамой – это втройне сложно.


— Какую роль в жизни творческого человека играет муза?


— Муза — это, в первую очередь, помощь в творчестве человека, который параллельно идет с тобой по жизни и, более того, несет творческие решения важных задач. Вообще, жена и художник – понятия трудно совместимые. Но для меня это большое счастье, которое сопутствует по жизни, когда человек, воплощающий глобальные вопросы на холсте, находится рядом с тобой и помогает советом. Ведение домашнего хозяйства — конечно же, большой труд. Надо все успеть: и с детьми позаниматься, и чтобы в доме был порядок. В то же время, когда ты знаешь, что за плечами у тебя понимание и поддержка, это не становится обузой, это радость.


— «Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит», — писал В.Г.Белинский. Александр Степанович – личность, сильный характер, своя позиция в жизни. Каково быть женой художника, да еще такого масштабного?


— Мой муж окончил отделение живописи Суриковского художественного училища. Это авторитетное учебное заведение с определенными традициями. Сибири свойственна суровость, и сибирская школа не могла не задать тон. Его творчеству присущи реализм, техника объемного изображения, кажется, можно потрогать образы руками. Любой художник пишет для того, чтобы показать свои работы, развернув всего себя перед зрителем. Когда он адекватно выражает себя, свои переживания на холсте – это высшая мерка. В любом начинании Александра Степановича я пытаюсь помочь своим профессиональным видением. В его работах много персонажей. Натурщиков надо найти, подготовить их к тому, что они будут в картине нести какие-то образы. Позируя для картины, человек запомнит это событие, которое, может быть, никогда больше не повторится в его жизни.


— Над чем сегодня работает А.С. Одосий? Какие его картины больше всего вам нравятся?


— Его эпические полотна психологически сложны, насыщены чувством переживания и отличаются большим форматом. В картину «Прощание славянки» он вложил всю нашу перестроечную историю с рождением человека новой психологии. Все то, что мы переживали в жизни, отображается в ней. Это моя любимая картина. Он очень серьезно относится к историческим моментам, скрупулезно вырисовывает каждую деталь, вплоть до маленькой пуговки в портрете. Каждый персонаж, сюжет у него исторически достоверны. Прежде чем начать писать, он собирает исторический материал. «Лыцари православия», связанные с событиями на Замковой Горе, можно назвать его брендом. «Загалье» посвящено теме казачества на Полесье. Картины стоят в мастерской, они еще не были выставлены и ждут своего часа.


Сейчас он пишет новую работу на тему православия. На ней изображены святые, на земле белорусской просиявшие. Венцом всему — образ Божией Матери, которая являет собой Покрова. Она так и называется «Покрова». Дай Бог, чтобы она состоялась как наилучшая работа в его творческой жизни.
Александр Степанович не член Союза художников, он не хочет быть связан с какой-либо организацией, быть кому-то чем-то обязанным, он свободный художник и ценит свободу в любых ее проявлениях. Быть собой и выражать себя – его жизненное кредо.


— Назовите ваши любимые картины.


— Это как твои дети, которые рождаются в муках творчества, но эти муки радостные. Последние работы мои связаны с детскими образами. В «Благовещении» я представила человека-изгоя, которого отвергает общество. Он по сути – дитя, Божий человек. Случайно оказавшись в детском доме, я обратила внимание на глаза детей, которые ожидают своих родителей и видят их в каждом человеке, зашедшем в учреждение. Так родилась картина «В детском доме». В «Нашем наследии» изображен трогательный момент: ребенок смотрит на икону и пробует срисовать ее на листочке бумаги. Икону держит ангел-хранитель, который пытается передать святость ребенка. Эти три работы самые дорогие для меня. Любовь, лирика и детство — мои любимые темы.


Мир, в котором я живу


— Вы — люди православные. Как это подтверждаете своей жизнью?


— Находясь в такой сильной вере, как православие, человек должен иметь в себе определенную силу духа и воли, чтобы стараться жить по заповедям Божиим, которые отражают наилучшие человеческие качества. В нашей семье мы строим свою маленькую домашнюю церковь: стараемся придерживаться православных традиций, соблюдаем посты, читаем духовную литературу, ходим в церковь.


— Будут ли художниками ваши сыновья?


— Старший Радим с большим удовольствием учится в МГПУ им. И.П. Шамякина. Ему очень нравится история. Младший Фрол еще старшеклас-сник. Помните, в одном кинофильме о семье художников, когда мальчику начали навязывать художественную школу, он стал протестовать: «Прихожу домой, куда ни плюнь — в шедевр попадешь»? Поэтому мы не навязывали своего мнения сыновьям: бери и рисуй, если есть желание, если дано, перед тобой есть пример. Не хочешь – ищи себя в чем-то другом.


— Что вы считаете главным богатством в своей жизни?


— Когда жизнь проживается интересно, чего лучшего еще можно желать? Конечно же, главное богатство — это родные и близкие люди. Приехав в Мозырь, мы остановились у родителей мужа. Помощь с их стороны трудно переоценить. Раиса Пантелеевна родом с Кубани, Степан Иванович, военный в отставке, — с Западной Украины. Они помогали нам растить сыновей, они в них души не чают. Это люди, которые ценят искусство и уважают других.
Надо сказать спасибо и моим родителям, которые с понимаем отнеслись к моему будущему и благословили меня в дальнюю дорогу.


— Вы успели полюбить Беларусь?


— Как может человек, живя где-то, не любить это место? На Севере, где я родилась, — новые города, которым нет еще и полувека. А в Мозыре все дышит историей. Проходя мимо Замковой Горы, представляю, сколько жизней люди положили здесь. Белорусская земля за столько веков и сражений буквально пропитана кровью. Мозырщина – поистине святая земля. Мы должны осознавать это и беречь историю до самого малого краюшка. Город очень много может рассказать о себе, хотелось бы, чтобы побольше памятников истории и культуры сохранилось для потомков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *