ГОД ИНТЕРЕСНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ!

Дмитрий КУЛИК
Фото автора


До начала нового учебного года осталось несколько дней. Накануне этого большого события мы встретились  с начальником отдела образования Любовью Степановной Клепчуковой и задали ей три вопроса.


— Любовь Степановна, какова степень готовности наших школ и педагогических коллективов к работе?


— Накануне нового учебного года всеми педагогическими коллективами проведена колоссальная работа. В подготовке школ нас серьезно поддержал Мозырский районный исполнительный комитет, и у нас было больше возможностей по реализации наших планов. Особенно были поддержаны сельские учреждения, которые очень нуждались в помощи. К началу учебного года будут серьезно отремонтированы пять школ на селе и пять дошкольных учреждений. Виды работ были самые разнообразные: в школах меняли окна, кровлю, ремонтировали стены. Сейчас идет заключительный этап по наведению порядка в помещениях. Процесс ремонта вышел на финишную прямую, и 1 сентября учебные заведения могут встречать своих учеников. В общей сложности в агрогородки для больших объемов работ —  замена кровли, санитарно-технического оборудования, ремонт систем отопления, ремонт и замена окон и полов — было выделено около 3 млрд.  рублей. Мы раньше никогда не получали таких сумм. Я очень рада, что это стало возможным, потому что на сегодня немного в неравных условиях находятся городские и сельские школы, ведь на селе нет таких производств, как в городе, спонсоров и обеспеченных родителей. Поэтому сельские директора и сельские дети не могли при всем желании привести их своими силами в надлежащий вид. Сегодня наши школы на селе будут выглядеть очень достойно. Я назову эти школы: Прудковская и дошкольное учреждение, Каменская и до-школьное учреждение, Моисеевская и дошкольное учреждение, Зимовищская и дошкольное учреждение, Романовская (объединена с дошкольным учреждением).


По городу мы за счет бюджетных средств в течение года сделали ряд серьезных ремонтов кровли. Например, в гимназии, которая нас очень беспокоила. Завершили также ремонт в СШ №14 над начальным блоком. Там была аварийная ситуация. Ремонт сделали за счет бюджетных и внебюджетных средств в СШ №15 и двух детских садах.


В этом году был выделен ряд траншей на приобретение ученической мебели. Практически каждая школа получила новые полки-шкафы для книг, комплекты ученической мебели, столы и стулья. Сегодня Мозырское ПМО (а мы работаем только с местными производителями), изучив нашу потребность, вышло на изготовление нового и очень важного для нас изделия. Это детские трехъярусные раздвижные кроватки, которые экономят пространство. Для наших школ это изумительная вещь, потому что первоклассники должны сегодня занимать два класса, а у нас высокая перенасыщенность детей в новом микрорайоне. С помощью этих кроватей мы сможем создать игровую и учебную среду в одном кабинете, сэкономить несколько помещений и создать нормальные условия для учебы детей. И в ряде наших садиков, построенных по старому проекту, с маленькими помещениями мы заменили или заменим в этом году практически все неудобные раздельные металлические кроватки.


Большая работа была проделана руководителями школ по приведению в порядок спортивной базы. Сегодня, пожалуй, нет школы, где был бы не отремонтирован спортивный зал. Такие школы, как №№ 1, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, гимназия, выполнили это своими силами, при помощи родителей, спонсоров.
Кроме того, наверное, впервые за последние годы мы решили вопрос по ремонту туалетов в спортзалах и восстановлению душевых кабин, ведь эти системы не работали по нескольку десятилетий. Я считаю, что это революционный прорыв. Что для меня главное в школьном ремонте? Надо привести в порядок все туалеты в школах. Когда ребенок приучен к гигиене и чистоте своего тела, это повышает и его общий культурный уровень, и укрепляет здоровье, и на учебе сказывается самым положительным образом. Большая работа проведена также в дошкольных детских учреждениях, где было заменено старое санитарно-техническое оборудование на новое, специально изготовленное для детей.


Колоссальная работа проведена по приведению в порядок пищеблоков. Теперь у нас нет ни одного неухоженного пищеблока. В СШ №15 будет действовать новый пищеблок. Это стало возможным благодаря помощи родителей, спонсоров, депутатского корпуса (Владимир Григорьевич Ярец, Воскан Айказович Чобанян, Олег Степанович Дубровский). При помощи управления по труду и социальной защите мы заменили в этом году много крышек столов в учебных кабинетах и столовых. Пищеблоки преобразились в СШ №№ 1, 7, 12, 14, 15. Уверена, дети будут приятно удивлены, когда зайдут в свои столовые.
Интересны стали подходы наших руководителей к оформлению коридоров школ. Мы уходим от казарменных интерьеров и приходим к интересным нестандартным формам. Так, коридор в СШ №9, оформленный в виде старого города, — это, я считаю, произведение искусства. Рекреации в начальном блоке СШ №14 — то же самое. Интересные задумки есть в СШ №8: через стендовую информацию создать свою особую атмосферу. Великолепно оформлены коридоры в СШ №5 с этнографическими уголками. Они создают очень интересную развивающую среду для наших школьников. Надоели уже всем, наверное, эти пустые серо-синие казармы, хочется ярких цветов. Многие школы, такие, как №№ 11, 12, специально нанимали дизайнеров, чтобы создать оригинальный яркий фон. СШ №6 в этом году просто как из-за солнышка выглянула яркими красками. Порадовала нас и СШ №1.


Много работы сделано школьными руководителями по приведению в порядок территории. К сожалению, у нас есть вопросы по асфальтированию, а также проблема «проходных дворов». Мы боремся с этим, но пока не имеем средств построить новые заборы вокруг СШ №№ 9, 11, 13, а ситуация носит катастрофический характер. Все жители микрорайона идут через эти школы на работу и возвращаются домой. В спортивных зонах СШ №№ 9, 11, 13 можно насчитать от 10 до 16 троп. Все школьные стадионы, дворы перечерчены этими дорожками. Мы обратимся за содействием к архитектору города, будем выделять какие-то пешеходные зоны, такая идея созрела.


Очень приятно, что нам идет навстречу председатель райисполкома Владимир Андреевич Дворник. В этом году, услышав о наших проблемах, нам дано задание осуществить ремонт туалетов в четырех крупных учреждениях образования города (СШ №№ 5, 8, 9, гимназия). Кроме того, дано задание просчитать асфальтирование территории за счет бюджетных средств в СШ №№ 7 и 9. Это самые на сегодня аварийные участки.


Очень рада, что мы находим такое понимание наших проблем у городских властей. Я довольна подготовкой к новому учебному году. Без преувеличения,  сегодня мы выглядим достойно. И я низко кланяюсь своим педагогам, директорам школ за подготовку учреждений образования к 1 сентября. Считаю, что обязана сказать огромное спасибо и нашим родительским комитетам, всем учреждениям, без исключения, в городе и селе за оказанную помощь. Отрадно, что в этом году к нам также повернулись лицом предприятия города и представители депутатского корпуса. Существенную помощь мы получили от директоров предприятий и организаций: Анатолия Александровича Куприянова, Михаила Николаевича Литвина, Олега Степановича Дубровского, Александра Ивановича Зборовского, Тамары Анатольевны Шкред, Людмилы Филипповны Жулего и др.


Если говорить об учебном процессе, то большую работу провел в этом году методический кабинет по изучению ситуации с учебниками. Я думаю, что такой напряженности, как в прошлом году, уже не будет. Электронные учебники останутся в обиходе, потому что многие дети, владеющие компьютерами, привыкли к работе с ними в сочетании со своей домашней библиотекой.


В кадровом руководящем составе у нас произошли в этом году определенные изменения. Некоторые руководители уже достигли пенсионного возраста, но продолжали добросовестно и ответственно трудиться. В этом году у нас обновился управленческий состав. Мы пригласили на работу в школы города и села шесть молодых руководителей. Идет хорошее движение по омолаживанию кадров. У нас пять новых завучей. Поменялись заведующие в ряде до-школьных учреждений.


К нам пришли в этом году более сорока молодых специалистов. Это учителя разного плана, в основном выпускники Мозырского педуниверситета, окончившие вуз с красным дипломом. К нам придут также творческие магистранты из Минска, Гомеля, Лоевского педучилища. Спектр новых кадров разнообразен —  это все специальности и категории.


— Любовь Степановна, в этом году поставлена задача поднять преподавание иностранных языков на новый качественный уровень, в связи с чем запланировано и деление класса на три группы, и три урока иностранного языка в неделю вместо двух, что влечет еще и определенные организационные проблемы. Насколько планомерно и слаженно пройдет, по-Вашему, этот переход, или опять остается надеяться на смекалку и находчивость администрации на местах?


— Это действительно серьезный вопрос. Настала пора значительно расширить свой взгляд на мир. Сегодня все крупные проекты основаны на знаниях иностранного языка. Но, конечно, мы столкнемся с рядом проблем. Начну с того, что у нас не готовы в полной мере к работе лингафонные кабинеты в каждой школе. Старая база кое-где осталась, но она уже не соответствует современным требованиям. Этот вопрос прорабатывается на уровне министерства и области. Думаю, что будут специально финансированные госпрограммы целевого назначения для решения этой проблемы.
Полагаю, что в городе не возникнет проблема кадров. У нас есть свой педуниверситет, мы найдем специалистов. Другое дело, что сложно будет обеспечить помещениями для занятий. Особенно это касается СШ №№ 9, 11, 13, находящихся в растущем микрорайоне города. Поэтому задача сегодня перед администрациями школ стоит такая: спокойно, прагматично, расчетливо просчитать ситуацию, расположить детей таким образом, чтобы это не повлияло на их здоровье, но мы при этом смогли бы обеспечить выполнение данного направления работы.
Возрастет роль учителей, которые могут заниматься репетиторством. Хотела бы еще раз поднять вопрос лицензионного оказания репетиторских услуг. Не секрет, что многие учителя этим увлекаются, не оформившись в налоговой инспекции. Я хотела бы, чтобы они работали на законных основаниях. Налог, который сегодня надо заплатить, не такой уж большой, но он позволяет спокойно и открыто заниматься любимым делом.
Также должна активизироваться работа с факультативами, стимулирующими и поддерживающими занятиями. Вот тот потенциал, который мы должны направить на изучение иностранного языка.


— Последний вопрос — личный и лирический. В этом году у меня идет в первый класс младший сын. Общаясь во дворе с отдельными родителями, пришел к выводу, что надо его держать от них подальше, ибо разговоры про школу идут в духе: «Ну все, прощай, детство! Здравствуй, каторга!» Что Вы можете сказать в напутствие родителям учеников, которые станут в этом году первоклассниками?


— Я скажу просто: не надо этого бояться! Я не стала бы торопиться на месте тех родителей, которые пачками несут заявления, отправляя своих детей в школу до 6-ти лет. Ну и что, что 12 сентября ребенку будет 6 лет? Ведь 1 сентября ему только 5 лет! Как бы ни подгоняли под цифры своих детей и как бы ни торопились, в итоге никому это не надо. В Законе об образовании четко записано: «Ребенок идет в первый класс в возрасте не раньше 6-ти лет». Физиологи, медики уже давно все просчитали — ребенок должен идти в школу созревшим, и нам всем надо сохранить его здоровье. Не надо рано отдавать его в школу, потому что это подразумевает определенные нагрузки. Выучить, написать, сосчитать — это труд для организма ребенка, поэтому я считаю, что этот первый год в школе лучше заполнить игровой деятельностью. Есть учителя, которые хотят добиться личного успеха и начинают с первого дня задавать домашние задания. Это абсурд, по моему мнению. Дети в первом классе должны в игровой форме приобщаться к школьной жизни. И здорово, когда они остаются еще в садике, когда сохраняется детская среда. Хорошо, когда в школе создаются детские спальни, игровые комнаты, которые похожи на садик, для того, чтобы ребенок оставался еще в детском мире, в детской среде, чтобы он не чувствовал напряженности.


На мой взгляд, задача должна быть такая: учителям первых классов надо быть очень внимательными, тактичными, нежными, любящими, тогда ребенок не почувствует перехода к школьной жизни. Кроме того, родители должны быть на «ты» со своим учителем в хорошем смысле этого слова, дружить с ним, помогать, стать соратником, чтобы чувствовать, где есть какие-то тонкости в психологии, физиологии, изменениях ребенка. Вот тогда, поверьте мне, детям понравится учиться, и если у них хорошая, добрая, приятная, умная, интеллигентная учительница, они с удовольствием будут ходить в школу. Мы постараемся создать такие условия.


Но самое главное (и я поставила в этом году эту задачу перед директорами школ по итогам сделанного нами анализа) — это ситуация по преемственности. Полученные результаты меня волнуют. Если 4-й класс заканчивают с высоким уровнем обученности, условно говоря, 200 учеников, то к концу 5-го класса их остается только 15 человек. Я задаю себе вопрос: куда делись остальные дети? Где мы их «потеряли»? В 4-м классе, когда необъективно выставили оценку, или в 5-м, где жесткая система школьной жизни и приходят 10 учителей в класс? Сегодня задача перед учителями поставлена одна: получил в 5-м классе 5 отличников — столько же должно быть их в 8-м. Чтобы добиться этого, есть достаточно форм и методов индивидуальной работы.


В канун приближающегося учебного года я бы хотела подарить это стихотворение-пожелание от начальника отдела образования Мозырского района родителям школьников


СЕМЬ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛ


Что значит для Вас Ваша семья?
Конечно, счастье и уют домашний,
Семь правил одинаково храня,
Лишь только семь, но самых важных.


Во-первых, — это главное — любовь!
Душою всей и сердцем всем, и разумом,
Не просто чтоб бурлила в сердце кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.


Второе — это дети! Что дом без них?
Пустыня без колодца, не напиться.
А дети — это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится.


Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.


Четвертое — терпенье! Лишь оно
Поможет пережить невзгоды, беды
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.


А пятое — ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.


Шестое — уваженье! Только с ним
Приобретешь признанье общее,
Всегда считаясь с мнением другим.
Научишь, чтоб с твоим считались
собственным.


И, наконец, седьмое — чистота
Везде, во всем, в душе твоей и помыслах.
Вот так я представляю Ваш очаг.
Где Вы любимы и счастливы полностью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *