Осанка — это здоровье!

Об этом всегда должны помнить родители.


Осанка – это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены и отведены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.


Процесс формирования осанки связан с особенностями развития позвоночника. Детский позвоночник находится в постоянном росте и развитии, процесс окостенения заканчивается лишь к 20-25 годам. Преобладание хрящевой ткани делает позвоночник ребенка очень гибким и менее прочным. До тех пор, пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Именно от состояния мышц зависит способность позвоночника выдерживать высокое статическое давление для поддержания туловища в вертикальном положении. Но, к сожалению, наши дети отличаются не только плохим здоровьем, но и слабым физическим развитием.


Немного статистики. К моменту поступления в школу на 1000 обследованных детей у 53 были выявлены нарушения осанки. К восьмому классу этот показатель увеличился в два раза. Включаясь в качественно новую деятельность, связанную с педагогическим процессом, учащиеся сохраняют неподвижность в течение длительного времени – от 4 до 7 уроков по 45 минут. Ситуация усугубляется продолжительным физическим бездействием дома: 3-4-часовая подготовка домашних заданий; просиживание у телевизора, за компьютерными играми. Физическое бездействие превращается в привычный ритм жизни.


Усталость от учебных занятий связана с неправильно подобранной учебной мебелью. Мебель для школьника подбирают соответственно его росту: высота стула должна равняться длине голени плюс 2 см (высота каблука), а стола – на 2-3 см выше локтя опушенной руки. Локти должны лежать на столе, плечи находиться на одном уровне, ступни ног – на полу или скамейке. Но даже при соответствии учебной парты или стола росту ребенка продолжительное сидение в течение дня вызывает утомление мышц спины. Слабые мышцы не обеспечивают опоры позвоночнику, ребенок непроизвольно сутулится. Нарушение осанки затруд- няет работу внутренних органов, вызывает ухудшение  легочной вентиляции, кровообращения. Поэтому для снятия мышечного утомления школьников очень важны физкультминутки на занятиях в классе.


Следует позаботиться о правильном освещении рабочего стола. При плохом освещении приходится низко наклоняться, принимать неправильную позу, вызывающую различные формы искривления позвоночника.


Сегодня портфели заменены на ранцы – это правильно, но ранец должен быть, не только современный, но и обязательно облегченный (около 500 г), с широкими ремнями, не пережимающими мышцы плеча. Вес с комплектом школьных учебников для учащихся начальных классов – 2,0-2,5 кг, для старшеклассников – 3,5-4,5 кг.


Следует помнить, что состояние позвоночника и здоровье ног зависят от качества обуви. Так, в последние годы не только в спорте, но и в быту широко практикуют кроссовки с супинаторами, которые приводят мышцы стоп к бездействию и ослаблению. Чем дольше ноги находятся в кроссовках, тем вернее путь к плоскостопию. Особое внимание надо обратить на повседневное ношение обуви девочками на высоких каблуках (выше 4 см), что не рекомендуется, в противном случае это приводит к изменению расположения внутренних органов и оси таза,  дисфункциональным нарушениям и бесплодию.


Дефекты осанки чаще возникают у детей, которые мало и неохотно двигаются, предпочитают спокойные игры. Плавание, гребля, футбол, катание на коньках и лыжах предупреждают плохую осанку и исправляют ее. Физкультура – лучшее средство формирования правильной осанки!


Гарри МЕШЕЧЕК, зав. отделом общественного здоровья Мозырского ЗЦГЭ.


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *