Учительское счастье

Ирина АЛЕНИНА


«У интеллигента не биография, а список прочитанных книг»,
                                                                                               (О.Мандельштам).


Несколько лет назад в редакцию нашей газеты пришло письмо от студентки МГПУ им. И.П.Шамякина Ольги Дубодел. Накануне профессионального праздника учителей девушка искренне и тепло написала о своем идеале: «Учитель должен соответствовать своей профессии не только в школе, но и за ее стенами. Ведь учитель – носитель и представитель доброты, гуманности и справедливости. Я веду разговор об идеальном учителе, каковым для меня по сей день является Т.В.Кладиева, учитель русского языка и литературы высшей категории. На ее уроках мы никогда не скучали. Она дала нам знания, без которых невозможно было бы поступить в вуз; те нравственные и моральные установки, без которых мы, ее ученики, не стали бы людьми, нормальными, думающими, сочувствующими…» Позже, когда моя дочь училась в Мозырском государственном областном лицее, я убедилась в правдивости этих слов. Так думали и думают большинство, если не все, лицеисты.


Т.В.КладиеваПусть встреча на страницах газеты с Т.В.Кладиевой, настоящим профессионалом своего дела, ведущей популярной рубрики «Учимся говорить правильно», ближе познакомит вас с этим удивительным человеком –  мыслящим, интеллигентным, творческим.


– Татьяна Викторовна, скажите, как влияет работа на Вашу жизнь? Помогает ли она Вам почувствовать себя счастливой?


– Наверное, самые счастливые люди – это люди творческих профессий, люди-творцы. Мне профессия учителя часто дает возможность почувствовать себя счастливой. А счастье учителя в учениках. Когда на уроке видишь заинтересованные лица, широко распахнутые доверчивые глаза, улыбки от того, что трудный материал урока стал понятен и интересен, видишь нетерпеливое желание учеников побыстрее поделиться полученными знаниями, найденным в дополнительных источниках материалом, радость от заработанной высокой оценки, чувствуешь, что не зря живешь на свете. А уж если судьба подарит не просто хорошего, умного ученика, а настоящего единомышленника, ученика-друга, который не просто заразится любовью к твоему предмету, а будет буквально одержим желанием узнать о русском языке как можно больше, глубже разобраться в процессах развития языка, то счастье становится твоим постоянным спутником. 


– Расскажите, пожалуйста, о себе, своих корнях, а также о своих литературных пристрастиях.


– Я родилась в России, детство и юность прошли в родительском доме на Кубани в небольшом городе Армавире. Поступила в педагогический институт на филологический факультет из любви к чтению и учительнице русского языка и литературы Р.Г.Луневой, человеку глубоко порядочному и интеллигентному, человеку из совершенно другого мира, в котором не было места обыденности, рутине и пошлости. Они с мужем, тоже учителем, прекрасно знали и любили классическую музыку, увлекались оперой, пели дуэтом, много путешествовали, а нам, ученикам, часто рассказывали о композиторах, поэтах. В институте (окончила я педагогический институт в г.Ульяновске на Волге) мне тоже повезло с преподавателями, училась у замечательных педагогов, преданных своему делу, многие из них были авторами школьных учебников, пособий для студентов и учителей. Наш куратор привила нам любовь к народным песням, которые мы с увлечением собирали по приволжским деревням во время летних экспедиций. С тех пор меня притягивают к себе такие люди, с юности хотелось быть похожей на них, общаться с людьми такого круга. И любимыми книгами стали те, в которых есть герои, живущие «не хлебом единым»: произведения А.Солженицына «Раковый корпус», Б.Пастернака «Доктор Живаго», И.Римской-Корсаковой «Побежденные». Из поэтов чаще читаю А.Пушкина, причем, чем старше становлюсь, тем больше открываю для себя его творчество. Люблю стихи Ф.Тютчева, А.Вознесенского, Е.Евтушенко.


–  «Слово из звука и слово из духа, – утверждал Иосиф Бродский. – …Только если мы решили остановиться в своем  развитии, следует литературе говорить на языке народа». Не оттого ли у Вас такая любовь к правильному и красивому литературному русскому языку? Тому же Вы учите и детей.


– Считается, что образованное общество, дворянство, в начале 20 века, перед революцией 1917 года, составляло лишь небольшой процент от населения России, остальная же масса русского народа была безграмотной, и именно она после революции получила доступ к образованию, науке, культуре, чего была лишена раньше. Безусловно, это так. Но почти полностью уничтоженная дворянская интеллигенция была носительницей национальной культуры, вековых культурных традиций, своего кодекса чести, чистого литературного русского языка. Создать подобные этим новые духовные ценности за несколько десятков лет просто невозможно. В этом я полностью согласна с академиком Д.С.Лихачевым, перед личностью которого преклоняюсь. В последние два десятилетия разрушение духовности продолжается, и голос учительства о том, что нельзя из школьной программы исключать уроки мировой художественной культуры, нельзя сокращать количество уроков литературы, на которых дети учатся размышлять о жизни, о том, что такое хорошо и что такое плохо, учатся давать оценку человеческим качествам и поступкам, остается гласом вопиющего в пустыне.


– Можете ли Вы приоткрыть завесу в мир Ваших увлечений? Как Вы отдыхаете?


– Мир становится все более прагматичным, и, к сожалению, таких людей, как мои старые учителя, все меньше. Но все же они есть. Год назад я открыла для себя клуб любителей романса в ДК «Строитель». Руководят им необыкновенно талантливые люди – сестры Елена Противенская и Оксана Гайдукова. В Библии написано, что подобное притягивает к себе подобное, и это действительно так. В литературно-музыкальную гостиную к ним приходят люди всех возрастов, душа которых тянется к искусству, к творчеству, стремится к изменению, духовному росту. Я встретила там людей, которые по роду занятий и профессии не связаны с искусством, но они  не могут без него жить, так профессионально поют, читают стихи, занимаются живописью. Это работник АП-2 Валерий Тетерук, Евгений Холин и Валентин Дыбчук, работающие на НПЗ, которые потрясающе исполняют русские романсы и песни, Татьяна Денисова, прекрасно знающая поэзию и читающая стихи как профессиональная актриса, и многие другие. Елена и Оксана приглашают к себе и профессиональных музыкантов и певцов из музыкального училища и детских музыкальных школ, а сами так поют дуэтом, что, кажется, слушала бы их бесконечно. После работы на заседания клуба идешь уставшая, а возвращаешься, как на крыльях, наполненная светом и музыкой, радостью и счастьем от встречи с прекрасным и прекрасными людьми.


– В чем Вы еще преуспели и считаете, что у Вас получается?


– Еще я увлекаюсь пчелами, вернее, литературой о пчелах, пчелопродуктах, книгами по апитерапии (апи – пчела). У нас в Беларуси, в Минске, есть центр апифитотерапии при общественном объединении «Белорусское общество пропагандистов продуктов пчеловодства», руководит которым замечательный человек, врач-апитерапевт В.П.Млявый. К тому же он сам пишет прозу и стихи, хорошо играет на гитаре и поет. Семь лет назад я стала членом этого общества и нисколько не жалею, так как практически перестала болеть простудными заболеваниями, а к медикаментам прибегаю крайне редко. Если бы пришлось заново выбирать жизненную дорогу, наверное, стала бы врачом-апитерапевтом.


– Татьяна Викторовна, и напоследок скажите Ваши любимые слова.


– Любимых слов и выражений много, всех и не вспомнить сразу, но в последнее время особенно близки такие: «Мы должны иметь три сердца: для Бога – сердце чистое, для ближних – сердце милостивое, а для себя – сердце требовательное».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *