Коррупции не должно быть места

В соответствии с п. 3.7 приказа № 68 генерального прокурора Республики Беларусь от 9.12.2008 г. «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией» прокуратурой Мозырского района проанализировано состояние борьбы с коррупцией на территории района в 2010 году. Вышеуказанный анализ показывает, что правоохранительными, исполнительными и распорядительными органами района предприняты определенные конкретные меры по противодействию коррупционным проявлениям в районе.


В 2010 году всеми правоохранительными органами на территории Мозырского района выявлено 45 коррупционных преступлений (в 2009 г. – 57). Уголовные дела возбуждены по следующим статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь: хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 ч. 1-4) — 10 (в 2009 г.— 20);  злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 ч.2 и 3) — 15 (в 2009 г. — 10); служебный подлог (ст.427 ч.1) — 16 (в 2009 г. — 10); дача взятки (ст.431 ч. 1 и 2) — 4 (в 2009 г. — 7).


Указанные преступления выявлены: ОБЭП Мозырского РОВД — 26 (ст.210 — 9, ст.424 — 2, ст.427 — 11, ст.431 — 4), Мозырским ГО УКГБ по Гомельской области — 7 (ст.424), Мозырским МО УДФР КГК РБ по Гомельской области — 5 (ст.210 — 1, ст.427 — 4), УСБ УВД Гомельского облисполкома — 4 (ст.424), 10-м управлением ГУБОП МВД Республики Беларусь (по Гомельской области) — 1 (ст.424), а также 2 преступления выявлено прокуратурой Мозырского района (ст.424 — 1, ст.427 — 1).


Преступления коррупционной направленности в основном были выявлены в следующих сферах: правоохранительные органы, строительство, коммунальное хозяйство, торговля и др.


Например, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению фактов злоупотреблений и хищений среди должностных и материально ответственных лиц в ОАО «Мозырский НПЗ» сотрудниками ОБЭП Мозырского РОВД было установлено, что Анатолий Никифорович Морозько, являясь должностным лицом — директором ЧСУП «Промжилстрой» ОАО «Мозырский НПЗ», исполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции предприятия, используя свои служебные полномочия, с января по февраль 2009 г. похитил товарно-материальные ценности предприятия на сумму 8700000 руб., чем причинил существенный вред интересам предприятия.


Сергей Михайлович Пашевич, занимая должность опер- уполномоченного криминальной милиции отдела уголовного розыска ОВД Мозырского районного исполнительного комитета и являясь должностным лицом, умышленно, вопреки интересам службы, злоупотребляя своими служебными полномочиями, в ходе проведения проверки по заявлению гр-ки К. о хищении у нее 6.02.2010 г. неустановленным лицом мобильного телефона не принял должных мер по розыску похищенного имущества и лица, совершившего преступление, склонил потерпевшую написать заведомо ложное заявление о возврате ей похищенного мобильного телефона, на основании которого в последующем принял заведомо незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела по данному факту, чем причинил существенный вред имущественным правам гр-ки К., а также государственным интересам, дискредитировав своими действиями органы государственной власти.


Директор ООО «Тамара» Владимир Петрович Липский, используя свое служебное положение, путем внесения заведомо ложных сведений в акт приемки выполненных работ по объекту «Устройство чердачной крыши над административным зданием зонального государственного архива г.Мозыря», выполняя на нем работы согласно договору, присвоил себе денежные средства на общую сумму 15520664 руб., причинив тем самым ущерб учреждению «Зональный государственный архив г. Мозыря».


Необходимо отметить, что большинство преступлений коррупционной направленности совершено руководителями строительных и коммерческих организаций, связано с хищением денежных средств и товарно-материальных ценностей при выполнении ремонтно-строительных работ, а также предоставлением заведомо ложных сведений о доходах в банковские учреждения с целью получения кредитов.


Особое внимание обращает на себя то обстоятельство, что, несмотря на действие Декрета № 3 Президента Республики Беларусь от 18.04.2009 г. «О некоторых мерах по усилению борьбы с коррупцией», Мозырским РОВД и Мозырским МО УДФР КГК РБ по Гомельской области в 2010 году не возбуждено и не расследовано ни одного факта взяточничества. Какая-либо значимая и эффективная работа в этих целях названными службами не проводится. Такое бездействие является недопустимым. На сложившуюся негативную ситуацию неоднократно указывалось руководству служб прокурором Мозырского района. По данным вопросам принимались необходимые решения на координационных совещаниях при прокуроре Мозырского района.


Ими также недостаточно принимаются меры по отысканию имущества потенциальных подозреваемых и обвиняемых, на которое в последующем после возбуждения уголовного дела может быть наложен арест, а также материальных ценностей, добытых преступным путем, в целях возмещения причиненного преступлениями ущерба.


С целью активизации деятельности по пресечению и предупреждению преступлений коррупционной направленности и координации работы в данном направлении прокуратурой Мозырского района в 2010 году проведено два координационных совещания вышеуказанной тематики в соответствии с ранее утвержденным планом работы. На совещаниях рассматривались вопросы взаимодействия оперативных подразделений по выявлению коррупционных преступлений.
Прокурором района утверждены план координационных мероприятий по борьбе с коррупцией и график проведения координационных совещаний этой же тематики на первое полугодие 2011 года.


Прокуратурой района обеспечивается еженедельный сбор, накопление и анализ информации о результатах работы по борьбе с коррупцией. На основе анализа принимаются соответствующие меры по корректировке работы в данном направлении.


В истекшем году прокуратурой района проведено 4 проверки соблюдения законодательства по борьбе с коррупцией, 3 из которых — об организации работы по предупреждению коррупции. По их результатам внесено 4 представления, вынесено 15 предписаний, принесен один протест, который удовлетворен с отменой незаконного правового акта. Также возбуждено одно уголовное дело по ч.1 ст.427 УК  Республики Беларусь. По требованию прокурора 19 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. К материальной и административной ответственности в сфере борьбы с коррупцией должностные лица предприятий (учреждений, организаций) не привлекались. Итоги проведенных проверок широко освещались в средствах массовой информации и в трудовых коллективах района.
Количество выявленных коррупционных преступлений свидетельствует о недостаточности принимаемых мер профилактики, а также о сформировавшейся устойчивой системе теневых взаимоотношений при осуществлении экономической деятельности.


Одним из обязательных условий успеха в борьбе с коррупцией является системная деятельность всех государственных органов района в данном направлении.
Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» обязанность участвовать в борьбе с ней в пределах своей компетенции, помимо правоохранительных органов, возложена на достаточно широкий круг субъектов. На местные органы управления обязанность обеспечения законности на соответствующей территории возложена и Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении».


Вместе с тем, практика прокурорского надзора, а также анализ уголовных дел указывает на серьезные недостатки в организации работы органов, участвующих в борьбе с коррупцией. Большинство руководителей организаций и предприятий недооценивает тяжесть последствий коррупционных правонарушений и необходимость их профилактики, а ведь коррупционными преступлениями причиняется существенный материальный ущерб.


В прошедшем году существенно возросло количество служебных подлогов. Из года в год значительное количество совершаемых служебных подлогов связано с внесением заведомо ложных сведений в справки о заработной плате для последующего их предоставления в банковские учреждения с целью получения кредитов. Подавляющее большинство данных преступлений совершено должностными лицами частных организаций, однако указанные факты выявлены и в государственных предприятиях.


В соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией» государственные органы должны участвовать в проведении антикоррупционной деятельности, однако прокурорские проверки указывают на существенные недостатки в этой работе, причем однородного характера.


Так, руководители организаций не выполняют обязанности, закрепленные в ст.27 закона, не информируют соответствующие органы о фактах совершения подчиненными коррупционных правонарушений, выявленных в ходе ведомственных ревизий, рассмотрения обращений граждан и иными способами. В итоге, с одной стороны, виновные лица избегают установленной законом ответственности, с другой – не принимаются надлежащие меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений. В результате безнаказанности со временем такие нарушения начинают носить системный характер, формируется устойчивая коррупционная среда.


Не обеспечивается должная работа по планированию и реализации антикоррупционных мероприятий. Наиболее действенный механизм данной работы могут обеспечить антикоррупционные комиссии. При нормальной организации работы они должны оказывать реальную помощь руководителям в осуществлении кадровой политики, правовых вопросов, в том числе согласовывать проекты принимаемых актов. К их компетенции необходимо отнести вопросы анализа причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям, разработку мер по их профилактике. Однако проведенные прокурорские проверки показывают, что деятельность антикоррупционных комиссий на предприятиях района носит формальный характер. Нуждается в усилении ответственность руководителей всех уровней за надлежащий подбор и расстановку кадров.


Продолжают иметь место факты несоблюдения требований Закона «О борьбе с коррупцией» в части дачи должностными лицами обязательств по соблюдению ограничений. Значительное количество нарушений выявлено также и при проверках исполнения законодательства о ежегодном декларировании доходов и имущества.


Изложенные факты и сложившаяся в целом ситуация требуют принятия кардинальных мер со стороны органов власти, субъектов хозяйствования, правоохранительных органов, направленных на повышение эффективности антикоррупционной деятельности. Они должны приносить положительные результаты.


Вадим СУЩИНСКИЙ, прокурор Мозырского района, младший советник юстиции.