Вдохновение сердца дарящая

А оно рождается только от труда.

Художественный руководитель детского ансамбля «Палеская зорачка» — многократного победителя различных международных творческих конкурсов, в том числе чемпионата мира исполнительских искусств в Голливуде, лауреата премии Белорусского республиканского союза молодежи — Елена Руденко в проекте Ларисы Черной «И я при встрече  Вам скажу…»

Я точно всегда знала: этот вечер будет для меня необычным, сказочным, красивым, полным великих светлых чувств и возвышенных мыслей. Моя душа снова будет парить в небесах от эйфории: эндорфины в моей крови будут ликовать сегодня! Сердечный градус достигнет своего апогея — столько будет в нем радости! Взгляд очей прояснится, словно небо после грозы. И все печали нежданно-негаданно растворятся, исчезнут, улетучатся: вот что происходит со мной, когда я вижу выступление этого уникального своей профессиональной академичностью, целеустремленностью, величием в деле своем прославленного коллектива — детского ансамбля «Палеская зорачка». Я точно всегда знаю: там, в глубине сцены, невидимая нам, зрителям, стоит та, которая все это искрометное, феерично-яркое и неповторимое танцевальное чудо сотворила, вдохновение сердца своего дарящая всем, кто присутствует в зале, человек, которого Бог одарил столь щедро талантом творчества — неиссякаемого, впечатляющего, сильного, — Елена Петровна Руденко, художественный руководитель известного во многих странах и на континентах коллектива. И только один раз я увидела ее, вышедшую вместе со своими воспитанниками на сцену: во время бенефиса ансамбля, творческого отчета, когда благодарное слово зрителей «браво!» не смолкало долгое время. Как и бурные, продолжительные аплодисменты: спасибо за представленную красоту творчества! Ибо танцы прелестью своей, в полете, в радостном порыве всех нас делают красивей, всех нас делают милей! Это мы, зрители, а нас всегда много, ибо каждый концерт «Палескай зорачкі» идет с аншлагом, не желаем, не хотим да просто не можем отпустить быстро со сцены таких одаренных юных артистов… А ведь их просто умопомрачительный успех — это, прежде всего, триумф того, кто не всегда виден зрителям, — художественного руководителя ансамбля, удивительно богатого душой человека, я бы сказала, гармонично красивого, Елены Петровны Руденко. Сегодня она — мой визави.

Детство

— Елена Петровна, древние утверждали, что детству следует оказывать величайшее уважение, ибо лучше плакать в детстве, чем в старости. Какие у Вас воспоминания ассоциируются с этим периодом жизни своей? Отложил ли он определенный отпечаток в Вашем характере? Что Вы главное вынесли из ранних лет жизни своей?

— Буду откровенна: мне не хотелось бы, чтобы мое детство повторилось у моих внуков и тех деток, с которыми я работаю. Не скажу, что оно было плохим: оно было безучастным. Мне не хватало духовности и любви взрослых, ведь я определенное время воспитывалась в школе-интернате. И все же, несмотря на определенный негатив, память сохранила прекрасные мгновения жизни. Одно из них — роль принцессы в спектакле «По щучьему велению», которую мне дали во втором классе. Эта роль перевернула всю мою судьбу, ведь я вышла впервые на большую сцену! По действию спектакля мне надо было заплакать, и я это сделала натурально… «Ты настоящая актриса! Твоя дальнейшая жизнь должна быть связана со сценой!» — так мне сказали после этого. А первая  режиссерская проба у меня случилась в четвертом классе, когда я ставила спектакль «Золушка» в пионерском лагере. Теперь я об этом вспоминаю с юмором, но главное, что все это в жизни моей было! Что еще в сердце хранится? Вечное ожидание чуда в школе-интернате: чтобы был на земле человек, который бы помнил о тех, кто там воспитывается, и чтобы приходил к ним, пусть даже изредка… И разницы вовсе не было, свой ли это человек или чужой, лишь бы навещал детей в интернате… Господи, как же хотелось услышать слова: «А ты молодец! Я скоро приду к тебе снова. Ты только жди!» И я тоже этого ждала… Я очень свободолюбивый человек и, не дожидаясь такого момента, иногда убегала из интерната. Прощения за это никогда не просила, ведь я знала, что снова убегу. Мы ночевали в лодках, бродили по оврагам, ходили вокруг старого стадиона, вдоль реки… Это была такая вот пятиминутная свобода! Нас, конечно, возвращали обратно в интернат. Директор приглашал мою мать и говорил: «Переводите ее в общеобразовательную школу, ибо она никогда не смирится с условиями интерната». Вот так в четвертый класс я пошла в среднюю школу № 10. Что еще вынесла из детства? Какие бы ни были отношения между родителями, ребенку одинаково дороги отец и мать. Помните об этом, взрослые!

 

Поступок

 

— Понимая душой и принимая сердцем эту великую историю Вашей жизни — так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети, — полагаю, Вы многое совершали по своему размышлению. Как известно, часто повторяемые действия создают привычку, после чего она становится постоянным правилом. Это я к тому философствую, что хочу узнать, как говорится, Ваш, Елена Петровна, тот самый камень преткновения, т.е. поступок, с которого Вы затем всегда, всю свою жизнь старались, и я это знаю, делать только добро. По мудрости: так поступайте, чтобы жить счастливо.

 

— Детский дом, в котором воспитывался мой брат, находился недалеко от парка и фотоателье. Туда, держась за руку мамы и папы, каждый день шли наряженные мальчики и девочки. Они проходили мимо забора, за которым располагалось это учреждение, и дети, прильнув к щелкам в нем, начинали кричать: «Смотрите! Это моя мама пошла! А это — мой папа!» Их перебивали другие детские голоса: «Нет, это не твоя, это моя мама!» Я знала, что все это неправда, но детям так хотелось в это верить, доказать всем, что они такие же, как все, что у них кто-то есть на белом свете, что они кому-то нужны… Мне тоже говорили малыши, ибо я была немного старше их: «Ты наша мама!» Мне было так больно от этого! И тогда я решила, будучи сама малолеткой, чем-нибудь порадовать малышей из детского дома, в котором когда-то воспитывался мой брат. Но денег у меня не было, и сладостей я им принести не могла.
Вот почему мы с двоюродной сестрой залезли как-то в школьный сад и нарвали зеленых яблок… В подоле платья принесли их в детский дом. Как радовались малыши, жуя незрелые плоды… Я им казалась взрослой, и мальчик лет пяти мне сказал: «Ты мамочка моя!» И я заплакала: мне очень хотелось, чтобы настоящая мать скорее его нашла и в дом родимый забрала… Уходя, я оглянулась: так и есть — носики в забор уткнулись, глазенки в щелочках сверкают… Вот женщина мимо прошла, и надежда вновь зажглась в детском сердце: а вдруг за мной? Но женщина прошла мимо… Я из этого своего ребячьего поступка вынесла одно правило для себя на всю жизнь: люди, не проходите мимо беды, жизнь сложна, возможно, ваше участие кому-то очень необходимо…

 

Кумиры

 

— Елена Петровна, несмотря на библейскую заповедь: «Не сотвори себе кумира», — осмелюсь спросить у Вас, есть ли они, тем не менее, у Вас? Как заметил Конфуций, по натуре люди близки между собою, но по привычкам далеки. Цитируя дальше легендарного китайского мудреца, нельзя не согласиться с ним, что есть полезные друзья, на которых не грех походить: те, которые прямы, искренни и обладают многими знаниями. Что Вы скажете в ответ на это?

 

— У меня не было и нет кумиров, которым я стараюсь в чем-то подражать. Но восхищаться умными, талантливыми людьми я умею! Меня всегда манил не кто-то, а манила, притягивала сцена. Ей служить была моя заветная мечта, и она исполнилась.

 

Характер

 

— Прежде, чем задать вопрос о Вашей силе воли — я не случайно об этом говорю, ибо знаю, что Вы человек весьма сильного и целеустремленного характера, — я расскажу одну притчу. Она называется «Рука судьбы». Великий японский полководец однажды решил атаковать врага, который десятикратно превосходил силы его солдат. Но поскольку солдаты очень сомневались в победе, по дороге он остановился и сказал им: «Сейчас я брошу монетку. Если выпадет герб, то мы победим». Выпал герб. Солдаты, уверовавшие в победу, ринулись в бой и легко одолели врага. После боя адъютант сказал полководцу: «Конечно, ничего не изменить, когда действует рука судьбы». «Да, ты прав», — подтвердил полководец, показывая на ладони поддельную монету, с обеих сторон которой был герб. Что я хочу этим сказать? Судьба подчиняется тем, кто этого хочет.

 

— Безусловно, это так. Лишь один пример из моей жизни. Однажды девочки в школе, а дело было зимой, спрятали мое пальто, выставив условие его возврата: попросить об этом… Я, и глазом не моргнув, в одном платьюшке вышла из здания и пошла в мороз через улицу, через площадь домой… Прохожие недоуменно оборачивались на меня: как это понимать? Урок из всего я извлекла на всю жизнь: никто и ничто не сломает мой дух, я буду судьбой управлять сама. Преодолею, стиснув зубы, любое испытание, любые преграды, любые трудности. И, прежде всего, потому, что я — человек! После этого случая все в школе стали относиться ко мне с уважением. В 13 лет я случайно попала в танцевальный коллектив ДК «Строитель». Мать была против моего увлечения, и я убегала на занятия из дома через маленькую форточку (мы жили тогда в бараке). Мама даже не догадывалась об этом. Это к разговору о том, что судьба подчиняется тем, кто этого хочет. И еще один пример в тему. К разговору о бараке. Я понимала, что надо устроиться на работу, чтобы получить квартиру: мой ребенок не должен жить в таких условиях! Вбегаю в кабинет к бывшему директору завода кормовых дрожжей Алексею Николаевичу Скворцову и говорю: «Возьмите, пожалуйста, меня на работу! Мне очень нужно жилье!» Он открывает мою трудовую книжку, а там — одни благодарности: за практику в Гомеле, за творческую работу, за художественную самодеятельность, за хореографию… «Для своего возраста Вы достигли многого, — сказал Алексей Николаевич. — Мы возьмем Вас на работу, но… штукатуром-маляром». Я была на седьмом небе от счастья! А квартиру я вскоре получила — это мое личное жизненное приобретение: я ее построила действительно собственными руками!

 

Профессия

 

— Не хватит пальцев на руках, чтобы перечислить все творческие победы — на мировом уровне! — коллектива, которым Вы, Елена Петровна, руководите вот уже более 20-ти лет. Ну, ведь известно, что дорога к славе прокладывается трудом — великим, упорным, постоянным. «И рука прилежных будет господствовать», — учил мудрый Соломон. Откуда истоки Вашего уникального трудолюбия, умения, не щадя себя, работать изо дня в день, быть в постоянном поиске, без устали идти от одной большой победы к другой?

 

— С юности. Начинала я работать в средней школе № 12 хореографом. Моя жизнь завертелась, закружилась! Мои первые концерты, первые номера сразу же были отмечены на городском конкурсе. Для очередного серьезного выступления я даже в Москву специально ездила за костюмами. Вот тогда я поставила танец «Сударушка»: дети выступали в красивых красных сарафанах! Этого забыть нельзя!

 

Авторитет

 

— Елена Петровна, Вы обладаете удивительной харизмой, и она проступает во всем своем великолепии, притягательности, силе в каждом Вашем поступке. А как Вы думаете, за что Вас уважают люди?

 

— Я человек слова: что говорю, то и делаю. Я не умею жаловаться — на людей, на обстоятельства, на трудности. Я никогда не переступлю черту, за которой начинается отход от своих принципов. Мне даже друзья говорят: «За тобой, как за каменной стеной». Я никогда не позволяю себе расслабляться. Одержав победу в Голливуде, на мировом чемпионате исполнительских искусств, взяв четыре золотые медали, мне сразу же понадобился новый проект — Австралия, Гонконг… Я умею прощать обиды — в негативе находить позитив.

 

Истоки

 

— Сегодня «Палеская зорачка» — это своеобразный творческий брэнд не только города, но и страны. Коллектив, которым Вы руководите, объездил полмира и отовсюду возвращался домой с триумфом. А как родилась задумка создания прославленного коллектива?

 

— Это было еще во время моей работы хореографом в СШ № 12. Надо было придумать название ансамблю. После репетиции мы шли с детьми домой. На улице — сумерки, а на небе первые звездочки появились… Как хотелось до них дотянуться! И тогда я сказала детям: «А мы все сделаем реальностью: будем всегда стремиться к одной звездочке — полесской, потому что мы здесь живем… Только вверх, только вверх, только вверх…» И, действительно: мысль же материальна! Так все и вышло. Начинали мы работать под хлопки, без магнитофона, в коридоре школы… А когда получили свои первые результаты, нам выделили актовый зал. После побед в областном конкурсе нам дали помещение в ЖЭУ. Но для меня этого было мало: я должна была сама зарабатывать деньги, построить здание, ибо никто мне ничего не должен! К этому времени началось развитие предпринимательства, и у меня появилась возможность давать платные уроки: теперь я смогу изготавливать красивые костюмы для детей! Все, что зарабатывала как предприниматель, я вкладывала в своих воспитанников. Недавно «Палеская зорачка» отметила свое 20-летие. Мне говорят: «Какие у вас великолепные танцевальные костюмы!» А ведь это итог моей работы за два десятилетия. Кто-то зарабатывает деньги для строительства дома — это прекрасно; кто-то — для путешествия — это тоже хорошо, ну, а мое богатство — это дети, которые выходят на сцену в красивых, неповторимых нарядах…

 

Творчество

 

— Михаил Иванович Глинка утверждал, что вне родной стихии не может творить талант. Вы, Елена Петровна, всю себя отдали сполна родной стихии — танцевальному искусству. Сколько в репертуаре «Палескай зорачкi» на сегодняшний день номеров? Какие из них для Вас самые дорогие?

 

— Без перерыва мы можем хореографию представлять четыре часа. Самый любимый мой номер —  «Вальс грез». Все постановки — это плод моих размышлений: я не взяла со стороны ни одного сюжета! Говорят, художник пишет те картины, которые проходят через его душу. Мои концерты — это моя душа, мой мир, мои чувства. Кстати, «Вальс грез» — это мое название: таков сгусток моих чувств. Как и народно-академические танцы «Полька-фенька», «Кадриль с табуретками», народно-сценические «Метелица», «Карапет», эстрадные «Принцесса Забава, или Замуж только по любви», «Сева и сказка» и др. Кстати, последние номера мы представляли в Голливуде.

 

Хочу сказать слова благодарности коллеге, человеку, который много лет предан нашему коллективу, Наталье Львовне Сафоновой, сыгравшей большую роль в нашей победе.

 

— Елена Петровна, а сколько времени уходит от рождения идеи до воплощения замысла?

 

— Все зависит от вдохновения. Я считаю, что слова «художественный руководитель» сами за себя говорят. Это не просто хореограф, это художник, он должен во всем видеть картинку.

 

— Знаю, что не бывает побед более или менее дорогих, ибо за каждой из них — нервы, напряжение, здоровье. И, тем не менее, какие из них Вам особенно дороги?

 

— В первую очередь, одержанные у себя на родине. Мы — Гран-призеры Международного фестиваля «Земля под белыми крыльями», и этим я особенно горжусь, ведь именно наш коллектив был инициатором рождения этого прекрасного мероприятия. Памятны победы на творческих конкурсах в России, Украине, других странах — все не перечислить, но самое главное в их ряду — это то, что «Палеская зорачка» — лауреат премии Белорусского республиканского союза молодежи. Это звание присвоено нам за постоянный многолетний труд, благотворительные концерты в чернобыльском регионе, в Минске — по всей республике. В прошлом году я стала победителем республиканского конкурса «Женщина года» в номинации «За высокий профессионализм». Еще одно памятное событие — присвоение мне звания Почетного гражданина г. Хойнице (Польша) за развитие культурных связей. Среди тех, кому была оказана такая высокая честь администрацией этого польского города, — представители Германии, Украины, Голландии и Беларуси в моем лице. Ну, а самое значимое наше творческое достижение — победа на чемпионате мира исполнительских искусств в Голливуде. Я горжусь своими талантливыми воспитанниками, детьми, которыми нельзя не восхищаться: Светланой Соловей, Витой Алексаниной, Настей Саботюк, Дианой Таранец, Сашей Макаревичем, Викой Крессо, Натальей Слупачек, Ульяной Завалей, Севой Картель.

 

Блага

 

— Согласны ли Вы, Елена Петровна, с высказыванием известного философа о том, что самое меньшее благо в жизни — это богатство; самое большое — мудрость?

 

— Вполне. Для меня деньги — это источник вложения в красоту, в созидание, в творчество, в работу. Они дают мне возможность создавать костюмы, постановки, спектакли, вывозить детей в большой свет. На себя я трачу деньги лишь по необходимости. На чем не умею экономить? Если нет транспорта, беру такси: мне дорога каждая минута. Не могу обойтись и без салона: сделать себе прическу доставляет мне удовольствие. Когда я внешне выгляжу хорошо, то уверенней себя чувствую.

 

Мечта

 

— Говорят, что мечтатель верно определяет будущее, но не хочет дожидаться его. Он хочет своими усилиями приблизить его. Сказано словно о Вас. О реализации Вашей мечты побывать в Голливуде…

 

 

— Помните песенку: «Ах, какие люди в Голливуде!» Я была уверена, что пройдут годы, и я увижу этот чудный город. Так и случилось. И хотя для поездки на чемпионат мира исполнительских искусств понадобились большие деньги, это меня не смутило. Я взяла кредит, заложила под него свою 3-комнатную квартиру; что-то выделили родители, а все остальные средства мы заработали сами — дали 16 концертов в городе. Большую поддержку в этом нам оказали районный исполнительный комитет и отдел культуры. Мы отрабатывали номера с детьми с 9.00 и до 18.00 — целый рабочий день (школьный год уже закончился), ибо понимали: нам нужна победа! В чемпионате мира приняли участие представители Африки, Австралии, Европы, Азии и Америки. Я настраивала детей не только на великую трудоспособность, но и на величайшую выносливость, ведь им предстояло пережить только шесть перелетов: Минск–Варшава–Нью-Йорк– Лос-Анджелес–Чикаго–Голливуд. Жили мы в 35-этажном отеле, стены которого были из стекла. Из наших окон мы видели знаменитую надпись на горе: «Голливуд». Успешно пройдя отборочный тур, мы вышли в полуфинал. Наш номер «Сева и сказка» был встречен гулом аплодисментов. Суть его такова: 5-летний мальчик своим бесстрашием, своей дружбой показывает, что все мы можем дружно жить на этой земле. Победив в полуфинале, мы вышли в финал: из 1,5 тысячи человек до него дошло 60. И вновь наши номера были встречены на ура! Это был воистину триумф маленьких белорусов. «Палеская зорачка» стала единственным коллективом юношеской категории, который победил во всех номинациях и получил золото. И вот позади — 15 дней повышенного адреналина в крови, а впереди — торжество награждения. О, это был особо памятный момент! Все хотели сфотографироваться с нашей делегацией, а мы приглашали всех в Беларусь. Кроме высоких наград, мы получили приглашение дать сольные концерты в Чикаго. Зрители, перед которыми выступали мировые звезды шоу-бизнеса, были в восхищении от наших концертов. Детям была представлена шикарная развлекательная программа: посетить озеро Мичиган, аквапарк, зоопарк, детский парк.

 

Принцип

 

— Елена Петровна, Аристотель утверждал, что принципы поступков — это то, ради чего они совершаются. Каковы Ваши главные принципы жизни?

 

— Дарить. Чем больше ты отдаешь, тем больше тебе возвращается. Так я думала когда-то еще девочкой из бедной семьи, так я поступаю и теперь.

 

— А какова Ваша формула жизни?

 

— Терпение. Понимание. Труд. Любовь. И желание быть востребованной.

 

Семья

 

— Родства и дружбы сила велика, как известно. А что для Вас означает семья?

 

— Все! У меня замечательные дети, и это главное. Дочь владеет в совершенстве пятью языками. Она окончила институт иностранных языков и теперь учится и живет в Польше. Сын — рядом со мной, он юрист. Счастливая семья — это когда ты поднимаешь глаза, и тебя уже понимают. Это поддержка: ты дорог любой. У мужчины, который рядом со мной, есть качества, которыми я весьма дорожу: благородство, порядочность, честность, преданность. Одним словом, я — счастливая женщина!