Дорогу надо любить

Дмитрий КУЛИК


По итогам 2010 года в категории «Субподрядные организации» среди предприятий республики директор КДСУП «Мозырское управление механизации №58» В.Ю.Кузьма стал победителем в номинации «Руководитель года». Несмотря на приятный повод для встречи, разговор с Владимиром Юрьевичем шел больше о проблемах и новых задачах.


– Неоднократно говорилось о необходимости выхода наших предприятий на внешний рынок, и в нашем районе есть такой пример, как «Мозырский ДСК», строящий дома в России. Каковы перспективы у вашего управления?


– У нас таких планов нет, хотя подобный вопрос я задавал в нашем профильном комитете в Гомеле. Для работы в России должна быть поддержка либо облисполкома, либо правительства, потому что очень много рисков, а я как руководитель отвечаю и за людей, и за технику. Российские предприятия в основной своей массе частные, поэтому сложно предугадать их поведение в разных ситуациях. Отношения с такими партнерами из известных мне примеров часто строятся на доверительной, а не на договорной основе, проще говоря, на честном слове, которое только по привычке называется «честным». Специфика работы нашего управления в том, что мы очень насыщены техникой и оборудованием. Поэтому опасения за людей, финансы и госимущество перевешивают, хотя работать нам в России не страшно. Словом, нужна серьезная договорная база, прежде чем выходить на внешний рынок.


– Готовясь к встрече, я пролистал интернет и обнаружил рекламу услуг одной дорожно-строительной организации: «Определение координат узловых и поворотных точек границ местности для дальнейшего строительства автодорог, наблюдение за осадками и деформацией земной поверхности. Мониторинг потенциально опасных участков строительства автодорог, природных процессов и явлений, создание плановых съемочных сетей…» Насколько это все присутствует в работе дорожных служб у нас в республике?


– Хорошо, чтобы на этот вопрос ответил более профессиональный дорожник. Конечно, у нас есть НИИ, который проводит исследования и дает разработки, но, вспоминая опыт работы над нашим старым мостом, прихожу к выводу, что в институте далеки от той реальности, с которой мы сталкиваемся на практике. Могу привести пример Канады, где, скажем, при создании нового типа асфальта на испытательном полигоне многотонный тягач может ежедневно и ежечасно ездить, чтобы состарить полотно до уровня 4-5 лет, чтобы потом можно было сделать соответствующие выводы.


У нас этого не делается, и нам никто не дает новый материал для дорог, который прошел бы подобные испытания. Поэтому душа сегодня болит за наш городской асфальт. Обычно трещина при 10-сантиметровом асфальте раскрывается на 2 см в год, в этом году у нас 10 см за полгода. Все почему? Резкий, а не постепенный приход зимы, когда за три-четыре дня наступили сильные морозы, вода не успела уйти из основания, поэтому рвануло дороги не только у нас, а по всей республике. Ключевая проблема – у дорог нет хорошего основания. Грунт у нас промерзает на 1,2 метра, а основание только сантиметров 60. И материк, на котором находятся наши дороги, насыщенный глиной, водой, начинает «плавать», что и приводит к разрушению полотна. Поэтому 1,2 метра искусственного основания должно быть как минимум. Хороший дом начинается с хорошего фундамента. К сожалению, хорошего фундамента у наших дорог сегодня нет. Технология устройства основания далека от того, что должно быть.


Дорожная служба – это очень творческая работа. Если сравнивать со строительством дома, то после его возведения активные воздействия на него заканчиваются, а дорога все время под нагрузкой. Мало кто знает, что легковая машина со скоростью 170 км/час оказывает то же давление, что и грузовик. На мой взгляд, не хватает научно-исследовательских публикаций в наших изданиях по дорожному строительству. Необходимо постоянно до нас, практиков, доводить новую информацию, результаты исследований, чтобы наши научные специалисты учили нас. Ведь мы тоже хотим сделать лучше, но не так все просто воплотить на деле.


– Логично задать вопрос о взаимоотношениях с проектировщиками…


– Все, что в городе, мы делаем без проектов. На месте посмотрели, прикинули, оценили – так и делаем. Впору вспомнить Задорнова, который говорил, что «смекалка» – это чисто русское слово, которого нет в других языках. Конечно, по проекту работать легче, чем самому выдумывать и потом за свое решение отвечать.


– Владимир Юрьевич, Вы боитесь конкуренции?


– Честной не боюсь. Такую конкуренцию я только приветствую, это значит движение вперед в технологиях, ценообразовании, объемах работ. Даже в условиях конкуренции все равно хочется всем помочь.


– В прошлом году в городе приводили в порядок дороги, в этом намечены работы по благоустройству дворов и тротуаров. Вы планируете в этом участвовать?


– Нам уже определили самый большой по площади участок территории. Поэтому будем участвовать, но при одном условии: финансирование. К тому же с нами еще не рассчитались за долги прошлого года.


– Встречается такое мнение, что укладка плитки вместо асфальта на тротуарах связана с неким лоббированием чьих-то интересов…


– Нет, здесь нет никакого лоббирования. Эстетически плитка красивее и экологичнее, потому что асфальт – это все-таки нефтехимическое производство. Вопрос в целесообразности класть плитку, а это к тому же ручной труд, на неоживленных улицах и окраинах, или просто закатать дорожки в асфальт.


– Вопрос, который наверняка волнует всех автолюбителей: состояние дорог после зимы. Что здесь: объективные трудности или плохая работа?


– Уход за дорогой – это как уход за зубами: как только образовалась маленькая ямочка, ее нужно тут же заделать. Важно вовремя законсервировать, чтобы вода не попадала в эту ямку, чтобы потом не начались разрушительные процессы при перепадах температур. Объективно многое зависит и от асфальта, и от битума, но чтобы сделать анализ битума на наличие асфальтена, нужно заплатить огромные деньги.


Повторюсь: дорогу надо любить и ухаживать за ней постоянно. И доверять людям, которые это делают. Пусть внешне будет неаккуратно, главное – вовремя изолировать от проникновения воды внутрь. 


– У вас в трудовой биографии есть дороги, за которые вам, скажем так, неловко перед людьми?


– Скажу так: брак, который можно исправить, это не брак. Под асфальтом происходит множество процессов – от прорыва теплотрассы и до смещения грунта, и это все поправимо. Но мне сегодня неудобно за одну дорогу – через старый мост. У нас не получается сделать так, чтобы асфальт «вжился» в бетон. На мой взгляд, были нарушены технологии при укладке бетонного основания. Обидно, когда стараешься сделать все как можно лучше, но не получается…


Думаю, было бы правильным ограничить также движение грузового транспорта через этот мост.


Другой темой для переживаний был подъем на улицу Пролетарскую возле гостиницы «Припять». Чтобы решить эту проблему, пришлось расстаться со «специалистами», которые там работали до меня.


Нет хорошего основания на улице Притыцкого, на участке к вокзалу в Козенках, отсюда все трудности с асфальтированием. Специалистам это понятно, но есть ведь и особо активные граждане, считающие, что все дело в рабочих и технике, а жалобы во все инстанции автоматически устраняют все проблемы. Приходится проводить и разъяснительную работу…


– В чем выражается ваш уход за дорогой?


– Результат имеет конкретную цифру: мы за прошлый год и начало этого освоили по дорогам около 600 млн. рублей и на 400 млн. рублей сделали работ бесплатно, потому что шли навстречу просьбам руководства города. Этой зимой на дорогах в сторону Ельска и Лельчиц вы могли видеть спецмашину даже в январе. Мы варили асфальт и вели его укладку. Это очень затратная работа, но необходимая, которую обязательно надо сделать вовремя, чтобы не разрушалась дорога. На эту работу не выделялись средства, но мы делали! Хотя нам тоже надо и кредиты выплачивать, и рабочим зарплату выдавать.
Сейчас вот приводим в порядок улицу Шоссейную, опять же за свои средства, просто потому, что неудобно находиться дорожно-строительной организации на неухоженной улице.


 – Владимир Юрьевич, поздравляя вас и ваш коллектив с очередной заслуженной наградой, позволю себе такой детский вопрос: есть ли еще такой приз, который вы не завоевали, но завоевать хочется?


– Заоблачных амбиций у меня нет, главное, чтобы была работа круглый год, достойная зарплата, желательно выше, чем у моих коллег или конкурентов. Чтобы были до-стойные условия труда, социальные гарантии и защищенность для рабочих, и людям было комфортно работать на предприятии, побольше новой техники, словом, вполне простые желания и стремления, наверно, для любого руководителя, и вряд ли приоритеты изменятся.


– То есть как в песне: «готовься к великой цели, а слава тебя найдет»?


– (Рассмеявшись). Можно сказать и так.