Путешествие в Святую Землю

День четвертый:
Много садов, но выбрал он Гефсиманский сад…

Пожалуй, это был самый печальный, самый грустный, самый трогательный, самый трудный, самый непростой и самый впечатляющий день нашего паломничества на Святой Земле. Думаю, что нет никакой необходимости раскрывать все скобки, следующие за этими прилагательными… Ну, конечно, все эти глубокие, до острой, пронизывающей боли чувства, были рождены умом и сердцем, способными так глубоко сопереживать увиденному, перенестись мысленно в те далекие, более 2-тысячной давности, исторические времена. Да и кто из христиан спокойно может пройти по Виа Долороза – Дороге Скорби Спасителя, по которой он шел к Голгофе – месту Своей Крестной Смерти. Мы вновь вернулись в Вечный город Иерусалим, дабы на этот раз запечатлеть сердцем все святыни, связанные с Мучениями Христа… Разумеется, сегодня автобус нам не понадобится: мы целый день проведем на ногах, пройдем дорогой смертных мучений Иисуса, чтобы лишь одной миллионной частичкой сердца своего прочувствовать, познать, ощутить весь ужас человеческих страданий, которые испытал Наш Спаситель, взяв на себя искупление всех грехов человеческих…

 

 

Место, называемое Гефсиманией, было определено христианами во время пребывания в Иерусалиме св. царицы Елены (326 г. от А.Д.). Начиная с того времени, предания о всех местах, связанных с последними часами земной жизни Иисуса Христа, не подвергались значительным изменениям.
Моление о Чаше происходило в Гефсиманском саду, который во время иудейской войны (66-70 гг.) был вырублен на топливо для солдатских костров  по приказу римского императора Тита. Согласно преданию, нынешние гефсиманские  оливы произрастают от корней деревьев, под которыми молился Иисус Христос. В переводе с древнееврейского «гефсимания» означает «масличный пресс» – приспособление, которым давят масло из плодов оливковых деревьев, что не случайно, поскольку склоны Елеонской горы, у подножья которой находится Гефсиманский сад, были насажены в то время масличными садами: «Днем Он учил в храме, а ночи, уходя, проводил на горе, называемой Елеонской…» (Лук., 21-37). Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36; Марк. 14, 32; Лук. 22,39; Иоанн, 18), связывается с молитвой Христа перед крестом: «Отче мой! Да минует меня чаша сия!», предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими  словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека. В IV веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами. На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической Церкви Всех Наций (церкви страстей Иисусовых). Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда, как я уже сказала,  и произо-шло название Гефсимании. Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев – ровесники времен Христа.  Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы. С середины V века, после того, как пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, Ее могила стала местом паломничества.

Древние ступени  и церковь Мучений Христовых

 

Дорога спускается с горы Сион, от горницы Тайной Вечери до Кедронской долины, к Гефсиманскому саду. По этому пути, а, быть может, и по этим самым ступеням, спустился Иисус со своими учениками после Тайной Вечери. Церковь Мучений Христовых – это третья церковь, построенная на горе, где молился и мучился Иисус, где его предал Иуда, где его схватили стражники. Строительство этой церкви (оно закончилось в 1924 г.) осуществлялось на пожертвования со всего мира, поэтому ее иначе называют Церковью Всех Наций. Свод состоит из 12 куполов, на каждом – прекрасная мозаика. Она на портике изображает Иисуса Христа, открывшего человеку связь с Создателем. В темнице, которая находится в подвале церкви, Иисус молился: «Господи, Боже спасения моего! Днем вопию и ночью  пред Тобою. Да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему, ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал как человек без силы, между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь, и которые от руки   Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак и бездну.  Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими  Ты поразил меня. Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. Око мое истомилось от горести; весь день я взывал к Тебе, Господи; простирал к Тебе руки мои» (Псалом 87:2-10).

 

Виа Долороза

 

Это Скорбный Путь Иисуса, по которому Он от Претории (резиденции прокуратора Пилата, во внутреннем дворе которой судили Иисуса Христа), прошел к Судилищу и оттуда – до места распятия.  Самые последние часы жизненного пути Иисуса отмечены 14-ю остановками, 9 из которых случились по дороге к Голгофе, а последние 5 – внутри церкви Гроба Господня. Миллионы паломников ежегодно проходят с молитвами по узким улицам Старого города (Иерусалима), повторяя Скорбный Путь Иисуса.

 

Претория – здесь Иисус был приговорен к смерти. Здесь Пилат отдал Иисуса толпе со словами: «Экке Гомо – Се человек». «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову,  и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам» (Иоанн, 19:1-3).  Часовня Осуждения – место, где Иисус был подвергнут бичеванию и откуда понес крест. Третья остановка – место, где Иисус упал в первый раз, четвертая – место, где Иисус встретил Деву  Марию, пятая – место, откуда Симон из Киренаики начал помогать Иисусу нести крест. Шестая остановка: здесь произошла встреча Иисуса с Вероникой, которая отерла пот и кровь с Его чела. Седьмая остановка: это место, где Иисус упал во второй раз. Восьмая  – обращение Иисуса к дщерям Иерусалимским. Девятая: место, где Иисус упал в третий раз, а десятая – это придел разделения риз Иисуса. Остановка  одиннадцатая: это придел пригвождения Иисуса к кресту, а двенадцатая – это Голгофа –  место распятия. Остановка  тринадцатая: камень, на котором тело Иисуса умастили благовониями. И, наконец, последняя, четырнадцатая, остановка: Гроб Господень.

 

В следующем материале я расскажу читателям газеты о реке Иордан, в которой Иоанн Предтеча крестил Спасителя, о Вифании, где находится гробница Лазаря – место, где Спаситель на четвертый день воскрешал умершего Лазаря, Иерихоне, Галилее и Галилейском море, на берегах которого Иисус Христос избрал своих учеников из числа рыбаков, призвав их к апостольскому служению, Мертвом море и др.

 

C любовью к читателям Лариса Черная