Современная женщина и ее дело

Юлия Прашкович
Фото Александра Солодкова


Управлять — это значит не мешать другим работать!


  XXI век – время эмансипированных женщин. Так говорят. Однако многие литераторы, психологи, социологи утверждают, что факт участия женщин в социальной  жизни общества – вовсе не эмансипация. Только женщина способна качественно делать свою работу, при этом оставаться доброй и нежной с близкими людьми, готовить вкусные обеды, воспитывать детей, а порой и занимать управленческую должность на предприятии, в учреждении образования, да мало ли еще где! По статистике, женщины-управленцы более лояльны к подчиненным, но при этом основные показатели предприятия (учреждения образования) довольно высокие, да и в целом подчиненные довольны своей работой. Одно это дорогого стоит. Дабы познакомить вас, уважаемые читатели, с интересными женщинами-управленцами нашего региона мы открываем новый проект «Женское лицо Мозырщины», в котором постараемся нарисовать портрет современной представительницы прекрасного пола, для которой помимо семьи и домашних дел существует еще одно приоритетное направление – работа!


Интересный собеседник – большая находка для нас, журналистов.  Потому, дабы встретиться с таким человеком, мы порой проделываем немалый путь. Однако в этот раз ехать в глубинку не пришлось. Обаятельная женщина, мудрый руководитель, талантливый педагог, и, наконец, творческий человек – все эти словосочетания применимы к директору мозырского государственного политехнического колледжа – Галине Владимировне Зайцевой.


Рабочий день Галины Владимировны расписан буквально по минутам, однако на встречу с нами она согласилась сразу: «Конечно, приходите! С удовольствием побеседую!» Что ж, сразу стоит сказать, что беседа получилась действительно интересная. Не рядовое скучное интервью: неординарные размышления нашей собеседницы обрамлены  мудрыми афоризмами, неожиданными фактами, теплыми словами в адрес коллег. Впрочем, судить вам, читателям, однако, думается, редкий человек останется равнодушным к интересной беседе. Присоединяйтесь!


– Многие выпускники школ, получив заветный аттестат, мечтают о зачислении в высшее учебное заведение. А каков, на Ваш взгляд, уровень среднего специального образования в Беларуси сегодня, и каковы перспективы его дальнейшего развития?


– Сегодня система среднего специального образования наряду с другими уровнями проф-образования решает задачи обеспечения отраслей экономики квалифицированными специалистами, социальной адаптации молодежи и ее профессионального становления.


Программа, принятая на 2011-2015 годы, предусматривает принципиальное повышение качества образования, обеспечение подготовки специалистов, которые были бы конкурентоспособными и мобильными на рынке труда, а также готовыми к дальнейшему профессиональному и личному росту. Это и определяет задачи и перспективы развития каждого учебного заведения и системы в целом.


– Расскажите, пожалуйста, про педагогический коллектив, в котором Вы работаете в настоящее время.


– Наш колледж имеет весьма богатую историю. За многие годы в нем сменилось не одно поколение педагогов, но традиции, заложенные еще в период становления учреждения под руководством В. А.Дударенко, Г.Г.Ширая сохраняются и приумножаются.


Коллектив колледжа сегодня – это 160 работников, из них 81– преподаватели. Симбиоз молодости и опыта – вот, на мой взгляд, основная черта коллектива. Около 70 процентов преподавателей имеет первую и высшую категории.


Уверена, что и в строительных управлениях, и на промышленных предприятиях нашего города (и не только) многие с благодарностью вспоминают преподавателей М.С.Ходатович, А.С.Сачука, В.А.Митрахович,  Т.Д.Некрашевич, А.В. Алексееву, Н.Д.Махнача, Г.И. Булыгу  и других, тех, кто значительную часть своей трудовой жизни посвятил делу подготовки молодых специалистов.


Наш коллектив сегодня – это творческие, грамотные, инициативные педагоги, добросовестный и отзывчивый персонал.


– Ваши студенты всегда принимали активное участие в жизни города. Какие достижения принес Вам нынешний год?


– В колледже созданы и работают первичная организация ОО БРСМ, профсоюзная организация учащихся, волонтерские отряды, выступающие инициаторами культурно-развлекательных, гражданско-патриотических, спортивно-массовых, благотворительных мероприятий. Совсем недавно на отчетно-выборной конференции Мозырской РО ОО БРСМ первичной организации колледжа вручена грамота «За активную деятельность по реализации основных целей, задач и направлений государственной молодежной политики», а ее председатель, Наталья Шестовец, избрана в состав районного комитета ОО БРСМ.
Хорошие спортивные традиции (руководитель физвоспитания Н.М.Колоцей) существуют в колледже. На протяжении ряда лет наши учащиеся занимают призовые места в городской круглогодичной спартакиаде. Вот и в этом году команды колледжа в своих группах были первыми в зимнем многоборье, по игре в шашки, вторыми – в плавании, волейболе, горнолыжном спорте, армрестлинге.


В областном смотре самодеятельного творчества мы имеем дипломы II и III степени.


И, конечно же, нас радует, что дипломантами третьего этапа республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам стали учащиеся колледжа А.Малец  и Ф.Логвиненко  –  по химии, Е.Зубец  –  по географии.


Неплохо выступил В.Евдоковец на республиканской олимпиаде профессионального мастерства учащихся учреждений среднего специального образования по специальности «Технология машиностроения», где из почти 30 участников он показал пятый результат.


– Безусловно, любая победа –  это заслуга не только непосредственных участников самого процесса, но и руководителя учебного заведения. Галина Владимировна, а что для Вас значит руководить? Есть ли у Вас свои принципы в работе?


– Знаете, на эту тему написано огромное количество книг, брошюр, буклетов, проводятся семинары и конференции. И мнений, и определений руководства немалое количество.


В связи с этим вопросом вспомнились, по-моему, очень мудрые слова Петра Капицы: «Руководить – это значит не мешать людям работать». На мой взгляд, главная задача руководителя и руководства в принципе – это постановка конкретных, а главное достижимых целей. Руководитель не должен быть мелочным (не обязательно контролировать расход канцелярских кнопок и карандашей). Проконтролировать все невозможно, но следует учиться доверять своим сотрудникам, поддерживать сплоченность коллектива, не терять человечности, быть требовательным и последовательным.


– Так все-таки в чем залог Вашего успеха как руководителя?


– На вопрос хотелось бы ответить известными словами: «Не хвали себя сам, пусть о тебе скажут другие».


А если рассуждать в принципе на тему успешности или неуспешности, то, мне кажется, успех руководителя определяет команда, коллектив, в котором он работает.


– Конечно, трудности в любом деле неизбежны. Что самое трудное в управленческой работе?  И, собственно, как Вы эти самые трудности преодолеваете?


– Полагаю, вы со мной согласитесь. Если руководитель хочет, чтобы подчиненный выполнил задание ответственно и качественно, то для этого он должен не только понять, чего хочет от него руководитель, но и внутренне согласиться с точкой зрения руководителя (так как понять не означает принять). А это во многом определяется, на мой взгляд, характером межличностных отношений.


Строить отношения с коллективом в целом и с каждым работником в частности таким образом, чтобы с наибольшим эффектом и наименьшими за-тратами решались поставленные задачи, – наверное, один из самых сложных аспектов управления.


С годами приходит осознание того, что нельзя от человека требовать невозможного. Для руководителя важно создать условия, при которых каждый смог бы в полной мере реализовать свой потенциал, творческие способности, инициативу.


– А проблемы колледжа? Готовы ли Вы их озвучить?


– Совершенно очевидно, что в колледже, как и в любом учебном заведении, проблемы есть.


Во-первых, это кадровое обеспечение. Если ситуация с преподавателями общеобразовательных дисциплин вполне благоприятная, то, к сожалению, в силу ряда причин (относительно низкий уровень заработной платы, высокое психологическое напряжение) выпускники профильных вузов не стремятся связать свою жизнь с преподавательской работой. Это приводит к неизбежному старению коллектива преподавателей, ведущих спецпредметы, и ставит под угрозу, если хотите, само существование той или иной специальности.


Для себя мы ищем решение проблемы в укреплении связей с нашим университетом. Приглашаем на работу выпускников инженерно-педагогического факультета и организуем стажировку молодых специалистов с опытными наставниками-преподавателями колледжа.


Во-вторых, отсутствие четко сформулированного социального заказа на подготовку того или иного специалиста, что в свою очередь не позволяет выверенно определить долгосрочные перспективы развития колледжа.


Хотя надо сказать, что в 2009 г. благодаря взаимодействию с нефтеперерабатывающим заводом, представительством Белгосстраха по Мозырскому району мы открыли две новые специальности: «Переработка нефти и газа» и «Страховое дело».


Хочу со страниц газеты поблагодарить Г.В.Тетерука, заместителя генерального директора ОАО МНПЗ, В.П.Ноздрина-Плотницкого, директора представительства Белгос-страха по Мозырскому району, за оказанную помощь, постоянное внимание к процессам становления новых специальностей.
И последнее. Большинство заведений сталкивается с одной и той же проблемой – как обучить молодого специалиста хотя бы азам современной техники. Ведь ее стоимость исчисляется десятками миллионов рублей, поэтому колледж просто не может себе позволить подобные учебные экспонаты. Единственный способ – отправить учащихся на производственную практику. Но не всегда руководители производств дают согласие неподготовленному практиканту стать к дорогостоящему станку или сесть за панель управления дорогостоящего оборудования.


Таким образом, пропасть между теорией и практикой остается. Поэтому неудивительно, что многие работодатели, встречая выпускника колледжа, видят только академические знания, а не практические знания и умения.


Министерство образования выход из этой ситуации видит в создании региональных центров, которые будут оснащены самым современным оборудованием, в укреплении связи с базовыми предприятиями. Наверное, это правильно.


– Что бы Вы хотели пожелать нынешним абитуриентам?


– Не за горами последний школьный звонок. Хотелось бы пожелать ребятам успешной сдачи выпускных экзаменов, осознанного выбора своего дальнейшего жизненного пути и исполнения задуманного.


И, безусловно, желаю нынешним абитуриентам стать студентами, в том числе нашего колледжа. Мы ждем вас.