«Понимание с нашей стороны всегда будет»

Дмитрий Кулик


27 мая состоялось заседание Мозырского районного исполнительного комитета «О мерах по совершенствованию работы в учреждениях отдела образования Мозырского районного исполнительного комитета по повышению качества образования».


Обсуждению проблем предшествовало посещение председателем райисполкома Е.Б.Адаменко в сопровождении начальника управления образования Гомельского облисполкома С.И.Порошина и начальника местного роо Л.С.Клепчуковой, а также других ответственных лиц клуба юных пожарных, ГУО «Дошкольный центр развития ребенка  Мозырского района» в Козенках, средних школ №9 и №14. Руководство района на месте ознакомилось с деятельностью этих учреждений, стабильно показывающих высокие результаты своей работы, планами их развития и проблемами.


«Те вопросы, которые обсуждались в ходе посещения, мы будем решать, — задал тон заседанию Евгений Буниславович, — и если у руководителя есть желание и стремление решать проблемы по материально-технической базе, по ремонту, то мы будем помогать. Совместно надо сделать очень многое, чтобы дети у нас были здоровыми и, главное, получали достойное образование, начиная с детского сада. Вопросы по всем учреждениям обсудим, проанализируем и наметим мероприятия, которые надо выполнять и в этом году, и в следующем. Понимание с нашей стороны всегда будет».


Начальник Мозырского отдела образования Л.С.Клепчукова отметила, что в целом удается выполнить задачи, поставленные Министерством и управлением образования. Также наш мозырский отдел, анализируя итоги, самокритично оценивает свою работу. Вот и на отчетном мероприятии, несмотря на ряд достойных показателей по области, большое внимание было уделено проблемным вопросам.


Например, наряду с положительными тенденциями развития системы дошкольного образования нашего района актуальной остается проблема переполненности дошкольных учреждений в микрорайонах-новостройках.


Райисполком и отдел образования ведут целенаправленную работу по созданию дополнительных мест в рамках действующего законодательства. Также будет рассмотрен вопрос открытия частного до-школьного образовательного центра. К 1 сентября планируются открытие 16 дополнительных групп через восстановление групповых помещений, вывода первоклассников на базу школ, перепрофилирование дошкольного учреждения №37 из санаторного в общего назначения. Также планируется возведение нового дошкольного учреждения на 360 мест в новом микрорайоне. Но пока приходится работать по каждой группе, чтобы решить эту проблему — размещение детей в детских садах.


Аплодисментами было встречено обращение руководителя исполнительной власти района к контролирующим органам «отнестись по-человечески к проблемам учреждений образования». «При небольшой заработной плате, — подчеркнул Е.Б.Адаменко, — педагогические работники делают все для нашего будущего, поэтому нужно им в первую очередь помогать и по-умному подсказывать, что и как надо делать. Это не значит, что надо пропускать грубые нарушения, но необходимо проявить и понимание к проблемам учебных заведений».


Важная задача — укрепление материально-технической базы. Решение проблемы отчасти лежит в плоскости привлечения средств на эти цели через участие руководства школьных и дошкольных учреждений в проектах различной направленности, в активном взаимодействии со спонсорами.


Для этого руководству школ следует тщательно изучить все конкурсы и программы, информация о которых сообщается в сми и интернете. Результаты такой работы уже есть: СШ №14, победив в энергомарафоне, получила возможность заменить старые окна на пластиковые и внедрить энергоэкономичное освещение в помещениях. «Отделу образования и администрации школ надо заниматься этой работой немедленно,» — отметил председатель райисполкома.
Е.Б.Адаменко предложил в первую очередь выделять финансовые средства тем учреждениям образования, где есть четкая программа действий, и администрация готова самостоятельно решать проблемы.


Следует также активизировать работу с шефами школ, положительный пример такой работы — взаимодействие ОАО «Мозырьсоль» и СШ №14.


В качестве лирического отступления замечу, что в лозунге «Дети — наше будущее!» хорошо бы поставить логическое ударение на слове «наше». И это не только наши будущие пенсии, которые нам будут обеспечивать нынешние школьники, как заметил Е.Б. Адаменко. Директора школ в поисках средств посетили уже все возможные организации города и района. Руководители предприятий должны понять, что каждый рубль, вложенный ими в ремонт школьного кабинета, спортзала, туалетов, окупится здоровой, интеллектуальной, творческой трудовой сменой, которая потом придет на их предприятия. И если центром притяжения для детей станет школьный спортзал или танцзал, клуб или секция, поддержанные свое-временной шефской помощью завода или управления, то потом, рискну процитировать Аркадия Райкина, «больших средств на перевоспитание тратить не придется».


Одним из наиболее значимых условий обеспечения качества школьного образования является повышение уровня профессионального мастерства педагогов. В последние годы этот уровень значительно повышен: 98,2% наших учителей имеет высшее образование (в среднем по области 93,5%, по республике — 90,8%), 66% — высшую и первую квалификационные категории.


«Следует отметить, что молодые специалисты охотно повышают свою квалификацию, но есть проблема в том, — отметила Л.С.Клепчукова, — что многие опытные учителя выходят на уровень первой квалификационной категории, но когда надо сдавать экзамен на высшую, понимая ответственность и спрос за высшую категорию, не хотят идти на повышение квалификации». Е.Б. Адаменко призвал помочь этим учителям со стороны и отдела образования, и администрации школ, но, осмелюсь высказать свою точку зрения, надо честно признать, что разница в зарплате учителя первой и высшей категории не столь значительна, чтобы она могла компенсировать возрастающую ответственность, а также эмоциональные издержки. Работать же со стабильно средними показателями оказывается по ряду причин предпочтительней.


Показательным был диалог между Е.Б.Адаменко и директором гимназии М.М.Ранчинским о повышении качества преподавания. Михаил Михайлович рассказал о тесном сотрудничестве своего учебного заведения с Мозырским госпедуниверситетом, отметив такой нюанс: подавляющее количество выпускников отправляется в итоге в столичные вузы. Евгений Буниславович предложил подумать и гимназии, и руководству МГПУ над тем,  по каким востребованным специальностям можно было бы вести обучение в нашем вузе. Стоит заметить, что газета «Жыццё Палесся» пристально отслеживает проблему трудовой занятости. И пока ситуация такова, что с каждым годом увеличивается число безработных специалистов с высшим образованием, полученным в непрофильных вузах (более подробно об этом будет рассказано в нашей газете в интервью с директором УО «Мозырское ПТУ-84 геологии» С.М.Тетериным). В то время как есть очевидный дефицит рабочих специальностей, о чем неоднократно говорилось на самом высоком уровне. Тем не менее, одним из критериев оценки работы школ по-прежнему остается пункт «поступаемость в вузы». Автору этих строк запомнился визит в СШ №2, где действует система социализации — при относительно невысоком проценте поступления в вузы все выпускники школы устроены в училища и на работу. И так ли тогда драматичны невысокие цифры централизованного тестирования? Словом, проблема открытия новых специальностей очень деликатная и требует выверенных решений.


«В педагогической отрасли надо бегать, спать некогда. И кто бегает, тот догоняет,» — такой стиль работы необходим нашим школьным руководителям, по образному мнению Е.Б.Адаменко, для оперативного решения проблем.


Педколлективы научены справляться с любыми трудностями и в любых условиях, поэтому, без сомнения, к новому учебному году подойдут во всеоружии.