Искусство руководства школой

Дмитрий КУЛИК


Управление школьным коллективом требует особых навыков и знания многих дисциплин, от новомодного менеджмента до старой доброй психологии. И сами директора владеют многими искусствами, от умения провести современную презентацию до простой задушевной беседы. В этом убеждаешься, побеседовав с директором СШ №13 С.Н.Кобец.


– Софья Никифоровна, как становятся директорами школ? Это желание сделать карьеру, командовать или осуществить свои идеи?


– Наверно, что-то должно быть в характере человека. Это касается руководителя любого предприятия или организации. Если анализировать свою работу, то могу сказать, что я человек спокойный и не очень авторитарный. Конечно, люблю порядок и дисциплину, но всегда прислушиваюсь к мнению своих коллег и учитываю его, нет цели любой ценой по любому вопросу оставить за собой последнее слово.
Если говорить о нашем поколении, то у нас с детства были какие-то обязанности: пионерская, потом комсомольская работа с прохождением всех руководящих ступеней, от звеньевой до председателя совета дружины, от комсорга класса до секретаря комсомольской организации школы. Можно спорить, но это была хорошая выучка ответственности и лидерских качеств.
Быть руководителем непросто: надо не бояться ответственности, иметь настрой трудиться в условиях ненормированного рабочего дня, приходить в школу в выходные и во время отпуска, быть готовым к вызовам на работу в любой момент.  Надо быть коммуникабельным, но в то же время уметь отстаивать свою точку зрения.


Руководящая работа должна нравиться, именно такие люди в итоге и остаются на ответственных должностях. Мне нравится быть директором, несмотря на все трудности, нервные затраты, проблемы.


– Новая должность или место работы это всегда повод для построения самых смелых планов. Что вам хотелось добиться как директору школы, и насколько это получилось?


– Конечно, такие планы были, они остаются и сегодня. Задача №1, которую мне хотелось решить, это чтобы учителям и ученикам в школе было комфортно. После окончания школы у детей должно остаться хорошее впечатление о ней. Школа, в моем идеале, должна стать домом для общения для всех. Чтобы родители могли приходить и спокойно решать свои вопросы, потому что мы, учителя, и папы с мамами не противники, а союзники в общем деле воспитания и образования детей.


Учеба – только часть школьной жизни, где не все дети объективно могут добиться успеха. Но каждый ребенок должен быть самодостаточным, уважать себя и внутренне гордиться собой. Здесь приходит на помощь работа во внеурочное время. Это наша театральная студия, студия вокала, а у нас замечательные учителя музыки и пения. Руководитель театральной студии организовала работу так, что у нее есть четыре состава артистов всех возрастов. Сцена очень сильно помогает детям преодолеть внутренние комплексы и неуверенность.


Много работаем по профориентации. Провели для 9-х классов «Ярмарку профессий», в ходе которой каждый класс выбирал отдельные рабочие специальности и делал полноценную рекламную презентацию с использованием известных телевизионных форматов.
На протяжении многих лет наш КВН был одним из лучших в городе. Популярен смотр творчества детей «Осенний звездопад», который длится все первое полугодие.


В этом году у нас новый проект – «Евровидение». Мы его используем для проведения предметных недель, меняя содержание, как это было у нас с неделями иностранных и белорусского языков.


Демократический стиль в общении учителей и учеников отмечает большинство школьников в ходе опросов как достижение. Всегда отдаю предпочтение тем урокам истории и литературы, где ребятам предоставляется возможность поспорить о тех или иных событиях или литературных героях. Умение высказывать свое мнение, отстаивать его, чтобы не идти у кого-то на поводу, считаю даже более значимым итогом работы школы, чем заучивание определенного набора знаний. Знания все-таки дело наживное, а воспитать человека нонконформиста гораздо сложнее.


– Особенность работы вашей школы – хроническая переполненность…


– У нас 179% загрузки, при мощности 750 учеников мы имеем 1300. Основная надежда связана с открытием новой школы. Поэтому приходится проявлять изобретательность, чтобы создать соответствующие условия для начального блока, средних и старших классов.
Тем не менее, выполняем план по платным услугам, есть ряд очень популярных. Бассейн у нас по назначению не работает, но все помещения и спортзал при нем загружены полностью. Чашу бассейна выложили матами, закрыли стенки – там занимается спортивная секция по классической борьбе.


Нет такого помещения, которое бы не использовалось.


– Наверно, только подвал и крыша остались не задействованы…


– В подвале мы оборудовали с помощью спонсоров тренажерный зал, там занимается платная группа и взрослых, и детей.


– На президентском уровне говорится, что стране не хватает рабочих рук, но со школ продолжают спрашивать за процент поступления в вузы…


– Мы готовим своих детей для поступления в вузы, по итогам прошлого года показатель равен 62%, но стараемся подходить к этому разумно. По профориентации начинаем работу уже с первого класса, пока на уровне ознакомления и разъяснения. Стараемся прививать уважение ко всем профессиям. Представители училищ бывают у нас регулярно и предоставляют всю необходимую информацию, в том числе и по рынку профессий. Не всегда получается сотрудничество с родителями, потому что у них нередко бывают свои амбициозные планы. Надо не стесняться мамам и папам разъяснять, что любовь к ребенку включает в себя и адекватную оценку его способностей и возможностей. Думать надо не только о дипломе, но и о том, насколько комфортно ваш ребенок будет себя чувствовать в вузе весь период обучения со своими средними знаниями среди более подготовленных сверстников, каким он станет в итоге специалистом.
И потом, рабочая профессия – это не приговор: всегда есть возможность продолжить свое образование, если парень или девушка почувствуют в себе способности к дальнейшему развитию.


Если говорить более детально, то за профориентацию у нас отвечают психологи вместе с заместителями директора. Совместно с классными руководителями составляется банк данных, где собрана вся информация по каждому будущему выпускнику. Обязательно стараемся провести всех детей через репетиционные тестирования.


Поэтому задолго до ЦТ мы можем дать каждому родителю исчерпывающие данные по каждому предмету его ребенка, вместе с диагностиками, проведенными психологами, и посещением факультативов по предмету, чтобы они могли оценить степень его готовности к обучению в выбранном вузе и определить, насколько этот вуз соответствует его способностям, какие коррективы еще возможно внести. Идет откровенный разговор с нашей стороны: без базы репетитор бесполезен, а деньги будут израсходованы бесцельно, к поступлению в вуз ученик не готов, на ЦТ ждут низкие баллы. Поэтому лучше не калечить ребенка своими амбициями, а правильно выбрать рабочую специальность.


По этой системе мы работаем уже третий год, и результаты получаются достойные, поэтому у нас высокий средний процент по ЦТ – 38 баллов.


Нашу систему работы «психолог–ученик–учитель–родитель» стали перенимать другие школы.


На встречах с детьми сама постоянно говорю:»Выбирайте правильно профессию, дети! Чтобы не просыпаться утром с мыслью: «Опять на эту проклятую работу идти…»


– Острый, сложный и необъятный вопрос: престиж учительской профессии. Все констатируют, что он падает, но что делать конкретно для его повышения? И все ли упирается в деньги?


– Деньги, конечно, немаловажный фактор, но если учителю нравится работа, его не остановит низкая зарплата. К тому же есть возможность поднять зарплату: есть фонд надбавок, а положение о надбавках позволяет поощрять творчески работающих учителей. В результате у нас есть педагоги, чья зарплата ненамного отличается от моей. Только работайте, а премии и надбавки будут!
Престиж профессии – это, на мой взгляд, проблема государственного уровня. Основная тяжесть профессии в том, что дети видят, что учитель беззащитен. И в любом конфликте с родителями и учениками он считается виноватым по определению. Работа с людьми – самая сложная, а педагогу надо  взаимодействовать с детьми, родителями, коллегами, администрацией. Когда те же родители вспоминают, что «вот в наше время учителя были другие, не то, что…», то надо иметь в виду, что сменилась идеология, а современное общество – это все-таки общество потребления. К великим целям, как нас в свое время, уже не готовят, желающих стать летчиками-космонавтами и моряками-подводниками найти практически невозможно. Материальных благ у нынешних детей стало неизмеримо больше, соответственно, избалованности тоже. Родители нередко понимают свои обязанности по отношению к ребенку как необходимость постоянно его выгораживать во всех спорных ситуациях, обвиняя, так уж ведется, во всех грехах школу.


Я сама стала учителем потому, что училась в деревенской школе и видела, с каким уважением относятся к учителю. Меня волнует, что через несколько лет сегодняшние кадры, по праву считающиеся «золотым фондом» и пришедшие в школу по призванию, готовые работать не за деньги, а за идею, уйдут, а кто придет на смену? Те, кто пошел в педвуз по остаточному принципу? И у всех ли родителей есть деньги на репетиторов, чтобы дать своим детям качественное образование?


Учитель должен готовиться к уроку и повышать свой профессиональный уровень, чтобы по максимуму передать детям свои знания.


– Насколько ваши кадры соответствуют тем задачам, которые перед ними ставятся, и насколько они готовы их реализовывать?


– У нас хороший коллектив, довольно подготовленные специалисты. Около 76% учителей имеет первую и высшую категорию, есть способная молодежь. Очень сильные кафедры математиков, учителей немецкого и белорусского языков, истории, физической культуры, начального обучения. Если я кого-то не назвала, то только потому, что там работает много молодых учителей, у которых еще все впереди. Тем более, что у нас не боятся сдавать экзамены на присвоение высшей квалификационной категории, повышать свой профессиональный уровень.


Я довольна своими учителями: у нас есть традиции, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Мы стараемся поддерживать друг друга, дверь в мой кабинет всегда открыта для коллег, кто хочет предложить что-то интересное либо ему надо просто поговорить.