Владимир Юрьевич КУЗЬМА, генеральный директор РУП «Гомельавтодор»: «Мое кредо — постоянное движение вперед»

Лариса ЛАРИНА

 

 

О земляках, а тем более известных, работающих на высоких и ответственных должностях, писать всегда интересно. Во-первых, потому что знаешь о человеке не понаслышке, и, следовательно, встреча с ними — это всегда событие, памятный разговор, да и просто проявление здорового интереса: как работается в новом городе, в новой должности? Какие креативные задумки появились? О чем мечтается? О чем вздыхается? Что хотелось бы изменить? Откуда, наконец, берутся силы тянуть этот тяжелый воз? Вот потому — по всем этим причинам — мы и пригласили посетить редакцию нашей газеты, если выпадет такая возможность, генерального директора РУП «Гомельавтодор» Владимира Юрьевича Кузьму. Полагаю, что это имя известно многим жителям города, ведь наш гость долгое время возглавлял УМ-58 ОАО «Полесьестрой» — одно из лучших строительных управлений региона. Это был своего рода бренд: если за дело взялся этот известнейший коллектив, значит, высокое качество работ гарантировано. Теперь у Владимира Юрьевича забот, конечно, значительно больше, ведь он отвечает за дороги всей Гомельской области. А они, как известно, артерии жизни. И ничего к сказанному не добавить. Мы признательны нашему высокому гостю за внимание к газете, за то, что  он согласился ответить на наши вопросы.

 


Вместо визитной карточки

 

Один мудрец как-то заметил, что есть два рода людей: те, кто всерьез принимает себя, и те, кто принимает всерьез свои обязанности. Владимир Юрьевич Кузьма — из категории людей, для которых работа —  это строительство мостика из времени в вечность. Ему в жизни повезло — он нашел себя в профессии, которая стала, по большому счету, его судьбой. А потому и состоялся как личность: с душою твердой, чуждой обольщения: взирай ты,  человек, спокойно на взлеты и паденья… Все, что характерно для генерального директора РУП «Гомельавтодор», нашего земляка Владимира Юрьевича Кузьмы, сегодня — большая целеустремленность, порядочность, сила воли, высокие жизненные принципы, гражданская ответственность, человечность и душевность,—  имеет свои конкретные истоки. А начало их было заложено еще в молодости. Владимир Юрьевич имеет четыре диплома. Он окончил два технических ПТУ, Московский политехнический институт и Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

 


— Владимир Юрьевич, с Вашим именем у мозырян связаны самые хорошие чувства: это качественные дороги, благоустроенные улицы и площади города, ведь управление механизации № 58 у всех ассоциировалось с одним: это гарант качества. Работать всегда, везде на совесть, ответственно — это Ваш принцип?

 

— Не посчитайте мои слова пафосными, но это так: я —  патриот и своего города, и Беларуси. На одном предприятии — УМ-58 — я отработал 22 года, и мне все время хотелось достигать чего-то нового. Да и возраст, когда уже за 40 лет, заставляет все делать, как говорится, с умом, обстоятельно, надежно.

 

— Вы не скучаете по родным местам?

 

— Расставаться с местом, где прошли лучшие годы, конечно, всегда тяжело. Но есть другая радость: моя работа. Она сегодня такая же, как и прежде, только больше ответственности и задач, которые требуют решения. Мне нравится, что я все время в пути. Я люблю новое, чтобы каждый прожитый день не повторял предыдущий. Мое кредо — постоянное движение вперед: каждый день делать пусть маленький, но заметный шаг к победе. Мудрец сказал: гора без человека — это глыба камня. Другой заметил: дорога без человека — это просто направление. Я хочу оставить после себя след, чтобы было сделано что-то новое. РУП «Гомельавтодор» — это дороги всей Гомельской области. По пути в Мозырь я побывал в Добруше, пос. Октябрьском, Паричах — проехал, одним словом, половину области. Увидел положение дел на местах, проанализировал все, теперь вот думаю, как лучше следует сделать, чтобы все намеченное реализовалось. Знаю наверняка: для этого надо умело работать с людьми — строго, но по справедливости. Кого-то следует поругать, кого-то похвалить, одним словом, каждому воздать по заслугам.

 

— Да, ответственности у Вас достаточно. А когда Вам, Владимир Юрьевич, особенно бывает неспокойно?

 

— Когда идет снег — как теперь, например. В такие дни нам, дорожникам, не до отдыха и не до сна. Работать приходится круглосуточно. Телефоны не умолкают: то там что-то случилось, то  здесь, вот и приходится оперативно принимать меры, чтобы транспорт беспрепятственно мог передвигаться по всей Гомельской области. Я все проблемы пропускаю через себя — по-другому жить не умею.

 

— Расскажите, пожалуйста, о своей новой организации, которую Вы возглавляете. Что представляет собой сегодня РУП «Гомельавтодор»?

 

— Республиканское унитарное предприятие входит в структуру Белавтодора. Мы обслуживаем дороги сугубо магистральные, республиканского значения и республиканские, ведущие на Лельчицы, Наровлю, Бобруйск. Это республиканские дороги, и финансируются они из республиканского бюджета, а обслуживаются только  РУП «Гомельавтодор». Протяженность их — 2280 км. У меня в подчинении сегодня находится восемь дорожно-эксплуатационных управлений, которые расположены в ближайших районах. Это Гомель, Лельчицы, Мозырь, Светлогорск, Хойники, Чечерск, Рогачев, Житковичи. В этих ДЭУ есть еще линейно-дорожная дистанция. Все дороги условно  поделены на 50-60 километров с целью оперативного решения возникающих проблем. На предприятии, которое я возглавляю, работают 850 человек. Наш месячный бюджет небольшой — около 4 млрд. руб. Из них 1 млрд. руб. — это топливо, столько же расходуется на запчасти и материалы и 2 млрд. руб. — на заработную плату. К слову,  в УМ-58  был такой же бюджет — 4 млрд. руб., но коллектив состоял из 240 человек. Я говорю о бюджете 2011 г. Сейчас он увеличился. Конечно, к дорожникам всегда есть много вопросов, но мы их оперативно решаем.

 

— Как выглядят дороги Гомельщины на фоне других областей страны?

 

— Могу с уверенностью сказать, что достойно. И это при том, что сегодня на одного человека, если учитывать даже слесаря, их приходится 5 км. А это означает одно: отвечать сполна за качество дорог, чистоту на них и порядок. Мы живем на дорогах — такая наша профессия.

 

— А как Вы, Владимир Юрьевич, теперь, в новой должности, оцениваете состояние дорог своей маленькой родины — Мозырского района?

 

— В этом плане он был и остается для меня приоритетным. Оценку состояния дорог здесь я бы поставил самую высокую — 5 баллов. По максимуму, как говорится. И это при том, что городу были выделены небольшие средства на эти цели, а выглядит Мозырь в плане дорог весьма достойно.

 

Я недавно разговаривал со своим товарищем, который живет теперь в Вашингтоне. Так вот, он сказал, что там дороги хуже, чем в Мозыре. Как и в России, впрочем. Прораб из этой соседней страны пожаловался мне: пока доехал до границы с Беларусью, всю подвеску пришлось переделывать. А у вас, подчеркнул он, я оказался, как в другом мире: едешь спокойно, никаких проблем! Ведешь машину,  и душа радуется: вот это дороги! Действительно, как театр начинается с вешалки, так страна — с дорог. Я счастлив, что имею к этому самое непосредственное отношение. Любое дело должно начинаться с дороги, как жизнь начинается с пути.

 

— О чем мечтается, о чем размышляется, Владимир Юрьевич, на новом месте?

 

— Мой принцип всегда был один, когда я приступал к новому делу. Он таков: «Не навреди!» Очень взвешенно подхожу к кадрам, особенно к их замене. Это сделать можно, но тогда нужно учесть, что год-полтора отрасль будет развиваться по накатанной колее и не идти вверх. Если кого-то менять, то надо долго думать: а что это даст? Это касается, в первую очередь, руководителей. Успех любого дела на 99% зависит от первого лица.

 

О чем мечтается? О том, чтобы с моим приходом РУП «Гомельавтодор» не стало работать хуже. Я люблю, чтобы все делалось для человека, чтобы он был в центре вселенной, название которой — коллектив. А думать есть о чем: и об увеличении бюджета, и об обновлении основных фондов (их износ нынче достигает свыше 70%) и о многом другом. Хочется развить новые технологии, чтобы был свой, а не покупной асфальт, а также плитка, забор… Хочу, чтобы все было свое. Поставил перед собой цель: в каждом ДЭУ найти свою производственную изюминку. У них должно быть свое подсобное производство, которое приносило бы отдачу. Цель такая: каждое дорожно-эксплуатационное управление должно полагаться друг на друга и при необходимости иметь возможность подставить, как говорится, плечо, т.е. помочь решить возникшие проблемы. Это в первую очередь. Во вторую, надо по максимуму привести все дороги в порядок, разобраться с мостами, обустроить площадки, все сделать своими силами, обходясь без подрядчиков. Так было в УМ-58: деньги от нас не уходили, мы все делали сами. Обобщая разговор, скажу: всегда и во всем находить хорошее — моя жизненная установка.

 

— Владимир Юрьевич, а что Вам придает силы в Вашем весьма ответственном деле?

 

— Семья, общение с друзьями, знакомыми. Есть такое понятие — чувство ответственности. Когда бывает тяжело, подхожу к этой ситуации философски: наступят ведь и другие времена, радостные дни, главное — не зацикливаться на плохом. Есть хорошая поговорка на этот счет: утро вечера мудренее… И действительно: поутру смотришь на проблему иначе. Стараюсь читать мудрые книги, смотреть такие же передачи. Не могу прожить дня, не прочитав хотя бы строчку… А вообще, мой принцип таков: меньше слов, больше дела.

 

— Что бы Вы, Владимир Юрьевич, хотели сказать своим землякам-мозырянам?

 

— Прежде всего,  я хочу пожелать всем самого главного — здоровья, чтобы были живы близкие люди, чтобы было голубое небо над головой, чтобы все было устроено хорошо, чтобы сбывались мечты, а также пусть в каждом живет вера в то, что все у них получится. Без нее, веры, тяжело двигаться вперед.

 

— А мы Вам, уважаемый генеральный директор, желаем счастливой дороги…

 

— О, за это особое спасибо!