Допустимы ли санкции к Беларуси?

Рубрику ведет Сергей Анатольевич КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук

Говоря о политике санкций, проводимой западными странами, Президент отметил: «Им неймется разрушить нашу стабильность и уничтожить наше государство, сделать его подручным во всех отношениях». И добавил: «Мы им это позволить не можем». Ключевым вопросом в высказываниях Президента является белорусский суверенитет.

В Конституции Республики Беларусь положения о суверенитете изложены в ст. 1.

Статья 1 гласит: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок».

Уже в этой первой статье недвусмысленно обосновывается обязанность правительства и граждан Беларуси заботиться о своей стране. Ее основные тезисы означают:

1. Мы должны быть суверенной страной, и никто из-за пределов наших границ не должен и не имеет права диктовать нам нашу внутреннюю и внешнюю политику. Какие бы он там принципы формально ни декларировал как повод для диктата – свои права как сверхдержавы, или то, что мы не похожи по каким-то аспектам на него или другие симпатичные ему страны. Если проводящее политику диктата и давления зарубежное государство или группа государств оплачивают услуги граждан Беларуси по подчинению суверенитета Беларуси внешним силам, мы должны рассматривать таковых граждан Беларуси в качестве агентов иностранной державы и препятствовать реализации незаконных иностранных интересов на территории нашей державы. Формированию на территории Беларуси пятой колонны, призванной подчинить наш суверенитет внешним силам, белорусское государство и каждый гражданин обязаны препятствовать для соблюдения белорусской Конституции и прав белорусского народа на государственность.

Для сравнения: в США с 1938 года существует закон «О регистрации иностранных агентов», недвусмысленно требующий, чтобы каждый индивид или организация, находящиеся под контролем «иностранного патрона», зарегистрировались в Министерстве юстиции. Правительство США уверено, что американские граждане имеют право знать, кто из граждан США или зарегистрированных в США организаций осуществляет политическую деятельность на иностранные деньги или в иностранных интересах, и реагировать на таковых агентов зарубежного влияния соответственно. И переходить определенную грань такое лицо или организация не смогут – для того их и регистрируют, чтобы осуществлять пристальный контроль за их деятельностью. А осуществление подобной деятельности без регистрации является преступлением.

2. Беларусь унитарное государство – никто не имеет права отделять части нашего государства, присоединяя к другим государствам или трансформируя нас в федерацию или в конфедерацию для создания условий для внешнего контроля наших областей. Нельзя позволять внешним силам разыгрывать карту этнических меньшинств, чтобы изменить унитарный статус нашей страны в свою пользу.

3. Беларусь – социальное государство, оно имеет своей основной целью благосостояние народа и заботу о гражданах. Если для этого необходимо медленнее переходить к рынку, позволяя гражданам привыкнуть к новым условиям деятельности, – это оправданно. Если нужно на определенной стадии иметь избыточные рабочие места на предприятиях, чтобы не умножать безработицу, – тоже оправданно. Если большой госсектор позволяет лучше обеспечивать реализацию социальной функции государства за счет лучшего собирания налогов с предприятий и своевременной выплаты зарплат в условиях хаоса в формирующейся частной сфере, – это тоже имеет смысл. Это право суверенного государства – самостоятельно определять свою экономическую политику в интересах своих граждан.

4. Беларусь – правовое государство, законы должны быть адекватными ситуации, в которой находится Республика Беларусь, и неукоснительно выполняться на всей территории нашего государства. Мы успешно ушли от правовой анархии 1990-х к созданию ситуации правового государства. Белорусскими законами нельзя манипулировать с целью подвергнуть опасности суверенитет страны. Игнорирование законов Республики Беларусь недопустимо и должно немедленно пресекаться.

5. Беларусь – демократическое государство. Государственные органы должны проводить такую трактовку прав человека, которая позволит сочетать индивидуальные права человека с коллективными, не допуская ущерба за счет доминирования коллективных прав человека над индивидуальными и за счет доминирования индивидуальных над коллективными. При реализации прав человека необходимо интересы личности гибко сочетать с интересами общества и государства, не допуская доминирования государства над обществом и личностью, личности над обществом и государством и общества над государством и личностью.

Важнейшими правами человека являются право на жизнь, на свободу, социальные права, экономические права и политические права. Не допускается такая интерпретация политических прав человека (право на свободу слова, собраний и создания политических организаций), которая приведет к утрате права на жизнь и свободу белорусских граждан, ущемлению социальных и экономических прав, угрозе суверенитета Республики Беларусь. Принципы улучшения прав человека для максимально широких групп белорусских граждан должны быть ориентиром при реализации прав человека. Недопустима такая реализация прав человека, которая улучшит реализацию прав человека для узких групп граждан в ущерб реализации прав человека широких групп граждан Республики Беларусь. Чтобы убедиться, почему такое недопустимо, достаточно вспомнить бесконтрольную приватизацию после краха СССР в постсоветских странах. Тысячи граждан невероятно разбогатели, в то время как сотни миллионов остались ни с чем.

Государство должно стремиться к справедливости как к конечному результату реализации прав человека. Недопустима такая интерпретация реализации прав человека, которая приведет к нарушению принципа справедливости для большинства белорусских граждан. Конституционные свободы человека не могут служить основанием для отказа от конституционных обязанностей, в связи с чем недопустима такая интерпретация прав человека, каковая позволит оправдать такой отказ. Лица или организации, постоянно проповедующие конституционные свободы, но никогда не говорящие об конституционных обязанностях, должны вызывать законное опасение у каждого ответственного гражданина Беларуси.

Исходя из этого, санкционная политика, проводимая США и ЕС против Беларуси, не имеет под собой никаких оснований. Белорусы не должны склонять свою голову ни перед западными странами, ни тем более перед их агентами влияния, прикрывающими свою антиконституционную деятельность утверждениями, что именно они хлопочут о Конституции и правах человека. Тезисы западных агитаторов о «международной изоляции» Беларуси не более чем попытка испугать неуверенных в себе граждан с целью обратить против собственного государства. Подавляющее число государств мира никаких санкций и претензий к Беларуси не выдвигает. Не случайно поэтому США и ЕС проводят политику санкций к Беларуси кулуарно, даже и не пытаясь придать им правовой статус через ООН.