ФОРМИРУЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Конституционно-правовой институт парламентаризма в Республике Беларусь имеет многовековую историю, неотделимую от развития государственности на ее территории. Прошлое нашего края неразрывно связано с такими странами, как Россия, Литва и Польша, куда наши земли полностью или частично входили на протяжении многих столетий. Это определило истоки белорусского парламентаризма: Полоцкое вече, Сеймы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, Государственная Дума Российской Империи, Всебелорусский съезд Советов, Верховный Белорусской Социалистической Республики, Верховный Совет Республики Беларусь.

24 ноября 1996 года на всенародном референдуме в Конституцию Республики Беларусь 1994 года были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми на смену Верховному Совету Республики Беларусь пришел новый Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат: Совета Республики и Палаты представителей. Первая сессия Совета Республики состоялась 13 января 1997 года. О проделанной работе  Парламентом по формированию национального законодательства за это период рассказывает член Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам, генеральный конструктор по зерноуборочной и кормоуборочной технике Министерства промышленности Республики Беларусь — директор республиканского конструкторского унитарного предприятия «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике» .

— За 15 лет Национальным собранием создана качественно новая система законодательства, прогрессивная по своей сути, отвечающая современным потребностям личности, общества и государства, способная обеспечить решение стоящих перед страной стратегических задач. За этот период проведено 210 заседаний Совета Республики, 86 совместных заседаний Совета Республики и Палаты представителей, принято 1640 законов, действует 26 кодексов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений. Парламентом Республики Беларусь четвертого созыва за три года принято 352 закона, в том числе 2 кодекса и 186 законов о ратификации международных договоров.

Важную роль в развитии конституционного законодательства сыграло принятие программного Закона «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», определившего стратегию развития государства на перспективу.
Среди актов, регламентирующих деятельность высших государственных органов, а также органов исполнительной власти, следует отметить законы «О Президенте Республики Беларусь»,    «О Совете Министров Республики Беларусь», «О прокуратуре Республики Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах».

С принятием законов «О Национальном собрании Республики Беларусь» и «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» завершено формирование правовых основ деятельности белорусского Парламента.
Усовершенствована нормативно-правовая база судебной власти. Внесены изменения в Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь». В Кодексе о судоустройстве и статусе судей систематизировано законодательство в этой сфере, определены структура судебной системы, задачи и принципы деятельности всех ее звеньев, порядок формирования и компетенция судов различных уровней и специализации, статус судей. Откорректированы основы хозяйственного судопроизводства, расширена практика разрешения спорных ситуаций в досудебном порядке, а также с использованием упрощенных и примирительных процедур, укреплен статус третейских судов.  С принятием Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» сформированы правовые основы деятельности нотариата.

Новый Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» позволил оптимизировать компетенцию местных органов власти, укрепить правовой статус органов территориального общественного самоуправления, повысить их роль в жизни регионов.
Важную роль в реализации стратегии социально-экономического развития страны играет проведение эффективной бюджетной политики. Принятие законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а также законов об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год позволяет обеспечивать поддержку и модернизацию национальной экономики, создать условия для ее инновационного развития. При этом все годы строго выдерживалась социальная направленность бюджета.

В сфере постоянного внимания парламентариев находятся вопросы создания оптимальных условий для осуществления хозяйственной деятельности, обеспечения судебной защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования. Наиболее значимыми в этой области являются Гражданский, Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы, а также законы «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности способствуют законы «О хозяйственных обществах», «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О ценообразовании», «О товарных биржах», «О естественных монополиях», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Законом «О поддержке малого и среднего предпринимательства» созданы правовые предпосылки для оживления деловой активности, повышения роли этого сектора в структуре национальной экономики.

Усовершенствовано правовое регулирование отношений в области приватизации государственного имущества. Определены объекты, находящиеся только в собственности государства, а также виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.

Значимым фактором экономического роста является законодательное обеспечение эффективной финансово-кредитной политики. Важнейшими здесь являются Налоговый, Банковский и Инвестиционный кодексы, законы «О финансово-промышленных группах», «О валютном регулировании и валютном контроле».

В настоящее время приоритетной задачей становится решение вопросов улучшения инвестиционного климата, повышения устойчивости и эффективности работы банковской системы страны. В этих целях скорректирован Закон «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц», что позволило установить гарантии полного возврата вкладов и сохранности денежных средств физических лиц в банках Республики Беларусь. Созданию правовых основ системы долгосрочного кредитования под залог недвижимого имущества, определению порядка работы с именными ценными бумагами — закладными способствует Закон «Об ипотеке». На укрепление платежной дисциплины и повышение заинтересованности физических и юридических лиц в исполнении кредитных обязательств направлены нормы Закона «О кредитных историях».

На новый уровень вышло бюджетное законодательство. В этом плане следует отметить Бюджетный кодекс, позволивший приблизить бюджетную классификацию к требованиям международных стандартов, закрепить постоянные источники доходов и расходные полномочия за каждым уровнем бюджетной системы. Кроме того, обеспечены переход к механизму среднесрочного бюджетного планирования и поэтапное внедрение программного метода финансирования расходов.

С принятием в 2009 году Особенной части Налогового кодекса завершилась многолетняя работа по кодификации налогового законодательства.

Приняты Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и Кодекс внутреннего водного транспорта. Формированию благоприятной конкурентной среды способствуют нормы законов «О торговле», «О рекламе», «О туризме», «Об основах транспортной деятельности», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О почтовой связи», «Об электросвязи», «О ветеринарной деятельности». В последние годы приняты законы «Об использовании атомной энергии», «Об энергосбережении», «О газоснабжении», «О возобновляемых источниках энергии».

На развитие фундаментальной и прикладной науки, создание правовых условий для перевода экономики на инновационный путь направлены законы «О Национальной академии наук Беларуси», «О научной деятельности», «О научно-технической информации», а также некоторые законы по вопросам регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Вопросы реализации конституционного права на труд урегулированы Трудовым кодексом, законами «О занятости населения Республики Беларусь», «О внешней трудовой миграции».

Созданию надлежащих условий труда и обеспечению безопасности жизни и здоровья работников служит Закон «Об охране труда». Закон «О профессиональном пенсионном страховании» не только позволяет сформировать достаточно гибкую и рациональную систему профессионального пенсионного обеспечения, но и стимулирует работодателей постоянно работать над улучшением условий труда.

Введены нормы о трудовой реабилитации инвалидов, их трудовой и социальной адаптации, создании для них безбарьерной среды.

Важным направлением деятельности Парламента является создание правового механизма государственной защиты и поддержки семьи, улучшения демографической ситуации в стране. Прогрессивные принципы регулирования брачно-семейных отношений положены в основу Кодекса о браке и семье.

Гарантии социальной защиты семьи и поддержки материнства получили закрепление в Законе «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
Курс государства на создание условий для интеллектуального, духовного и физического развития человека нашел свое правовое выражение в Кодексе об образовании. На повышение роли молодежи в жизни общества направлен Закон «Об основах государственной молодежной политики».

Неизменным приоритетом государственной политики являются сохранение здоровья нации, культивирование здорового образа жизни. Достижения в этой области получили свое закрепление в новых редакциях законов «О здравоохранении» и «О физической культуре и спорте». Развитию системы здравоохранения также способствуют законы «О безопасности генно-инженерной деятельности», «О лекарственных средствах», «О донорстве крови и ее компонентов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «Об оказании психологической помощи», Закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в новой редакции.

Принцип обеспечения государством законности и правопорядка заложен в основу законодательства об органах внутренних дел, о прокуратуре, пенитенциарной системе. На это направлены также законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О борьбе с организованной преступностью», «О противодействии экстремизму», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности», «О борьбе с коррупцией», «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», «О международной правовой помощи по уголовным делам». Вопросы уголовной ответственности регулируются Уголовным, Уголовно-процессуальным и Уголовно-исполнительным кодексами.

В целях создания системы предупреждения правонарушений приняты законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», «Об участии граждан в охране правопорядка», а также новые Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях.

Важным вкладом в обеспечение национальной безопасности стало правовое закрепление фундаментальных принципов законодательства об обороне. Они сформулированы в программном Законе «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» и базовых законах «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О Государственной границе Республики Беларусь», «О военном положении», «О чрезвычайном положении». На обеспечение надежной защиты суверенитета государства и боеспособности Вооруженных Сил Республики Беларусь направлены законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «Об оружии», «О государственной охране», «О государственных секретах».

Интеграция в мировое сообщество на основе баланса национальных интересов и интересов наших партнеров является одним из приоритетов Республики Беларусь. Усилия Парламента в этой области направлены на обеспечение мира, развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, многостороннее взаимодействие в рамках международных организаций, защиту белорусских граждан как на территории страны, так и за ее пределами. Этому способствуют законы «О международных договорах Республики Беларусь», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О гражданстве Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

Значимой составляющей международной и межпарламентской деятельности является формирование договорной базы. Принято более 500 законов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров. Особо важными являются соглашения, направленные на расширение возможностей реализации гражданами Беларуси своих социальных прав и совершенствование системы социальной защиты.

Ратификация ряда соглашений в рамках Союзного государства позволила обеспечить равные права гражданам Беларуси и России в области социального обеспечения, на получение медицинской помощи, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Парламентариями Национального собрания четвертого созыва внесен весомый вклад в формирование таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Ратифицировано 59 соглашений, в том числе Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. Белорусские парламентарии первыми ратифицировали пакет из 17 международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России. 8 декабря 2011 года на очередной седьмой сессии Совета Республики парламентариями был одобрен проект Закон «О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии», с 1 января 2012 года — начало функционировать Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России.

Пятнадцать лет деятельности — небольшой исторический срок, но за это время Парламент занял достойное место в структуре государственной власти. За эти годы налажено конструктивное взаимодействие со всеми ветвями власти — с Президентом, Правительством, Палатой представителей, Советами депутатов и исполнительной властью в областях, районах и городах. Работа Национального собрания Республики Беларусь направлена на созидание, на обеспечение лучшего будущего для нашей страны, наших сограждан.

Указом Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко утвержден План законопроектной деятельности на 2012 год, согласно которому парламентариям предстоит рассмотреть более 50 законопроектов, что обуславливает в дальнейшем необходимость еще более эффективной организации законотворческого процесса. В соответствии со статьей 95 Конституции Республики Беларусь второго апреля начнет свою работу восьмая сессия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, которая будет проходить на протяжении не более девяноста дней и завершится в конце июня месяца. Будут рассмотрены законопроекты в сфере государственного и гражданского законодательства, предпринимательской и хозяйственной деятельности, финансово-кредитной системы, о труде и занятости населения, об образовании, науке и культуре, об информации, информатизации, искусстве и спорте, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также об обороне национальной безопасности и правоохранительной деятельности, об охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Так, будут рассмотрены проекты законов Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»  «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». В период восьмой сессии Совета Республики  – планируется дальнейшая унификация требований национального законодательства с законодательством Таможенного союза и Единого экономического пространства. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны объектов промышленной собственности», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», «О ратификации Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств – членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества». Планируются к рассмотрению законопроекты, направленные на углубление партнерства с Российской Федерацией, касающиеся дипломатической сферы сотрудничества Беларуси с другими государствами, направленные на выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров.

Андрей Анисимович ДЮЖЕВ,
член Постоянной комиссии Совета республики Национального собрания РБ по экономике, бюджету и финансам, генеральный конструктор по зерноуборочной и кормоуборочной технике Министерства промышленности РБ – директор республиканского конструкторского унитарного предприятия «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике».