Гарант безопасности пассажиров – ответственность водителя

Одной из задач, возложенных на транспортную инспекцию, является контроль за организацией обеспечения безопасности транспортной деятельности.

Переполненная маршрутка в час пик, когда в салоне транспортного средства негде яблоку упасть, не такая уж и редкость. Опаздывая на работу, на какую-то важную встречу, а порой просто не желая ожидать общественный транспорт на автобусной остановке, мы пытаемся втиснуться в маршрутное такси, невзирая на то, что в его салоне для очередного пассажира практически нет места. Да и водители зачастую вопреки существующим правилам перевозки пассажиров, постоянному контролю со стороны транспортной инспекции, профессиональной добропорядочности работают так, как удобно и выгодно только им. А между тем переполненный салон транспорт-ного средства – это не только неудобство и дискомфорт для пассажиров, но и угроза их безопасности. Ведь в случае даже самого незначительного дорожного происшествия последствия могут быть самыми печальными: вряд ли стоящий пассажир при резком торможении сможет удержаться от падения.

Для сотрудников транспортной инспекции рейды по выявлению водителей маршрутных такси, которые не выдают билеты, а также перегружают пассажирами своего «боевого коня», – нелегкая каждодневная работа. И самая главная трудность, пожалуй, заключается в том, что многие водители добросовестно работать стараются только в случае проверки. В остальное же время трудятся «по старинке»: загружая маршрутное такси до отказа, «забывая» раздать билеты пассажирам. В упрямстве таких вот горе-водителей пришлось убедиться и мне.

В очередной рейд по выявлению водителей маршрутных такси, нарушающих правила перевозки пассажиров, мы отправились ранним утром. Заведующий сектором по контролю транспортной деятельности в г. Мозыре Виктор Дмитриевич Мороз столь раннее утреннее время для подобного мероприятия определил не случайно: «Люди добираются на работу, спешат, опаздывают. Тут-то у водителей и возникает искушение заработать больше!» Ведущий специалист по контролю транспортной деятельности Максим Анатольевич Мартынов добавляет: «К сожалению, ждать переполненной маршрутки долго не придется!» И действительно, уже через каких-нибудь пару минут к автобусной остановке подъехал забитый до отказа микроавтобус. «Лишними» в салоне маршрутки оказались пять человек. Причем, кроме всего прочего, водитель провозил нескольких «зайцев поневоле»: поездку люди оплатили, но билеты на руки не получили. Кстати, на вопрос о том, почему же у пассажиров нет билетов, ответ водителей всегда поражает своей простотой и предсказуемостью: забыл или не нашел удобного времени. Но подобного рода забывчивость грозит нарушителю штрафом от 4 до 10 базовых величин. Самый минимальный штраф в этой связи – 140 тыс. руб. Согласитесь, сумма довольно значительная: гораздо проще и выгоднее соблюдать правила перевозки пассажиров. Впрочем, пассажир также должен помнить, что билет – это не только доказательство того, что проезд оплачен, но еще и основание для получения страховки в случаях любых непредсказуемых ситуаций. Иными словами, если билета у вас нет, то, соответственно, и прав тоже нет.

Виктор Дмитриевич отмечает: «Провоз безбилетных пассажиров – самое частое нарушение. Среди прочих – провоз пассажиров стоя…» Будто в подтверждение его слов – очередное маршрутное такси и… опять-таки переполненное. На этот раз безбилетных пассажиров в салоне микроавтобуса не оказалось, что, конечно, порадовало. Интересуюсь у мозырянина Филиппа Петровича Белого, ожидающего на остановке маршрутное такси: «Часто ли вы ездите в маршрутке стоя?» Отвечает без долгих раздумий: «Если честно, то мне жалко денег. Если я заплатил за билет, предпочитаю удобно устроиться на свободном сиденье. Но иногда все-таки запрыгиваю в переполненную маршрутку, потому что время не позволяет ждать следующей».

Водитель маршрутного такси, отказавшийся назвать свое имя, заметил, что «иногда людей из маршрутки не вытолкнешь». Но наряду с этим признал: «Конечно, каждый хочет заработать больше. Потому с количеством пассажиров считаемся не всегда. Очень часто о рейде мы предупреждаем друг друга. Тогда лишних пассажиров не берем. Впрочем, я стараюсь перегружать свое авто очень редко, ведь большое число пассажиров – это преждевременный износ транспортного средства!»

На пл. Примостовой сотрудниками транспортной инспекции значительных нарушений выявлено не было, только некоторые неточности при заполнении путевых листов. Водители, ожидающие своих пассажиров, уверяют: «Стараемся соблюдать не только правила дорожного движения, но и правила перевозки пассажиров». Владимир Викторович Шмачков, водитель маршрутного такси, отмечает: «Бывают, конечно, разные ситуации, но в целом я не могу назвать себя злостным нарушителем. Есть кое-какие нарушения, но свое транспортное средство не перегружаю. Стараюсь, чтобы количество пассажиров совпадало с количеством пассажирских мест». Василий Васильевич Маевский также охотно отвечает на наши вопросы: «Я – водитель с тридцатилетним стажем. Поэтому в моем распоряжении не только знания, но и опыт, а это, в свою очередь, требует от водителя ответственности. Считаю, что ответственность – главное правило каждого шофера. Стараюсь работать, соблюдая правила».
В конце нашего своеобразного путешествия по городу Виктор Дмитриевич отмечает: «Иногда приходится наказывать водителей за то, что они вовремя не прошли предрейсовый медосмотр. Штраф за подобное нарушение предусмотрен от 10 до 200 базовых величин. Многие водители объясняют, что нарушения – это следствие забывчивости, рассеянности, загруженности работой. Но на самом деле это безответственность, которая может стать роковой ошибкой как для самого водителя, так и для пассажиров».

Его коллега Максим Анатольевич добавляет: «Бывает, отметишь у водителя то или иное нарушение, а он через какой-то час опять нарушает. Не действуют ни штрафы, ни беседы, ни другие меры. Как известно, с 1 апреля базовая величина будет равна 100 тыс. руб. Соответственно, все штрафы станут больше. Полагаю, многие несколько раз подумают, прежде чем нарушить правила перевозки пассажиров. Конечно, в настоящее время все средства, полученные от штрафов, идут в бюджет нашего района. Но, считаю, гораздо лучше и спокойней всем нам было бы, если бы штрафы давать было некому. Ведь примерный водитель на дороге – это, прежде всего, наша безопасность. Что может быть важнее?»
Во время совместного рейда на территории нашего города я воочию увидела слаженность действий, профессиональную подготовку сотрудников транспортной инспекции, оперативность в принятии решений, их повседневную и напряженную работу. Думается, всегда есть результат от подобной практики: может быть, еще один нарушитель из злостного превратится в того, кто при любых обстоятельствах принимает верные с точки зрения закона и правил решения, что станет гарантом нашей с вами пассажирской безопасности.

Для справки
Контроль за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности на территории Мозырского, Калинковичского, Ельского, Наровлянского, Петриковского, Житковичского районов осуществляет сектор по контролю транспортной деятельности в г. Мозыре филиала транспортной инспекции Минтранса по Гомельской области в составе заведующего сектором В.Д.Мороза, ведущего специалиста М.А. Мартынова, специалиста 1-й категории О.Л.Бердника. Только за 2 месяца 2012 года специалистами по контролю транспорт-ной деятельности в Мозыре совместно с ГАИ, ИМНС, УП «Белтехосмотр», операторами пассажирских перевозок проведено 40 проверок на линии, направленных на наведение порядка в сфере автомобильных перевозок грузов и пассажиров. Осуществлен контроль 361 транспортного средства, выявлено 71 нарушение транспортного законодательства, 44 лица за нарушение законодательства в области транспортной деятельности привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 8032500 руб.

На фото: Заведующий сектором по контролю транспортной деятельности в г. Мозыре В.Д.Мороз за проверкой документов у водителя маршрутного такси В.В.Шмачкова.

Юлия ПРАШКОВИЧ