Идущий своей дорогой

Чтобы стать мастером старинных народных инструментов, недостаточно одного желания. Нужно быть чрезвычайно талантливым человеком: знать инструмент, его специфику, эталон звучания, иметь музыкальный слух.

В Беларуси, богатой на таланты, мастеров старинных народных инструментов можно пересчитать по пальцам. Один из них живет в Мозыре. Это Андрей Николаевич Шкледа, настройщик-ремонтник музыкальных инструментов детской школы искусств №2.

–  Андрей, по образованию вы не музыкант, так откуда это необычное увлечение: старинные инструменты и музыка?

– Музыкального образования у меня действительно нет. Я – самоучка. Но тяга к творчеству, думаю, передалась мне по наследству. Мама пишет картины, обладает красивым голосом (всю жизнь мечтала о карьере оперной певицы). Дед по материнской линии славился как мастер на все руки. А я влюбился в музыку. Мне интересны произведения, созданные в XVI-XVII веках. Эта эпоха вызывает у меня неподдельное любопытство.

–  А дома какую слушаете музыку?

– Старинную. У меня собрана целая коллекция: произведения неизвестных композиторов, российских и белорусских групп (коллектив Пояркова, ансамбль «Улица»; «Старый Ольса», «Контраданс»). Предпочтение отдаю Жану Батисту Люли (Англия). У него потрясающе красивые вещи. Уверен, трудно остаться равнодушным, слушая живое звучание лютни, виолы.

– Вы сотрудничаете с каким-нибудь из вышеперечисленных коллективов?

–  С группой «Старый Ольса» меня объединяет давняя дружба: обмениваемся нотами, различной полезной информацией. Это яркий коллектив, демонстрирующий во время выступлений интеллигентность и культуру белорусов. Музыка исполняется на инструментах XVI-XVII веков: дудке, скрипке, жалейке, мандолине, барабане, дудырзе, цитре, выполненных мастерами-специалистами из натуральных материалов.

–  Мне известно, что вы тоже являетесь художественным руководителем и участником ансамбля старинной музыки и старинных инструментов.

– Да, наш коллектив называется «Альба Рутения» («Белая Русь»). Это название мы подсмотрели на старинных картах. В репертуаре – старинная белорусская музыка. Пополняем его благодаря сотрудничеству с другими музыкантами. К сожалению, огромный интереснейший пласт нашей культуры утерян, не много музыкальных произведений того времени удалось сберечь.

В исполняемой нашим коллективом программе присутствует материал, привезенный мной из Пинска, где я работал в группе «Крылы часу». С радостью принимаем помощь людей, широко известных в музыкальных кругах Беларуси и работающих в направлении возрождения древней белорусской культуры: Виктора Кульпина, Валерия Живалевского, Евгения Гредюшко, Ирины Диомовой. Это здорово, что есть рядом такие неравнодушные люди!

– Андрей, вы помните первый инструмент, выполненный вашими руками? Какова его судьба?

– В 14 лет у меня появилось желание сделать своими руками какой-нибудь инструмент. Решил, что это будет балалайка. Без улыбки не могу вспоминать о своем первом опыте. Это был треугольный ящик с палкой вместо грифа. Все в нем было просто: гвозди, просверленные отверстия, вместо струн – проволока, которой пчеловоды наващивают рамки. Еще тот был инструмент! А потом появилась гитара – более удачный вариант! Использовал для ее изготовления ДВП и фанеру. Гриф сделал из ольхи (с братом тащили ее на плечах через всю деревню!). Ну не знал я, что дерево нужно просушивать! И через пару дней гриф скрутился! Я его переделывал-мучился, как, впрочем, и саму гитару: зачищал, проливал клеем, она ломалась, я повторял все сначала. И так до бесконечности! Моей настойчивости можно было позавидовать…

– А как же произошло настоящее знакомство с будущей профессией?

– Я играл в духовом оркестре, руководитель которого, узнав о нешуточном увлечении, познакомил меня с пинскими мастерами, профессионально занимающимися изготовлением классической гитары. 1997 год был ознаменован рождением первого настоящего инструмента, а 2002-й – идеей попробовать себя в изготовлении старинных. По чертежам, используя те же лаки, стараясь придерживаться всех технологий, я начал изготавливать виолы и арфы разной модификации, барочные гитары. Клавесин, выполненный моими руками, выставлен в Мирском замке.

– Ваша мечта сбылась, она сделала вас счастливым человеком?

– Безусловно. Ведь я занимаюсь любимым делом, идя по своему жизненному пути, прислушиваясь к своему внутреннему голосу. Это и есть мой духовный компас. Каждый сам себе мастер такого тонкого инструмента, как душа! Это очень страшно – стать не на свой путь, ошибиться с его выбором, а потом страдать всю жизнь. Дорога на работу должна быть радостной. А счастье… Мы куем его сами.

Татьяна Иванова. Фото автора.