В семье «закрытый» ребенок

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

В последнее десятилетие увеличилось количество детей,  страдающих аутизмом и расстройствами аутистического спектра.

Под аутизмом в широком смысле понимают явную необщительность, стремление уйти от контактов с окружающими, жить в собственном мире. Аутизм в детстве — это такое расстройство, при котором всегда имеет место нарушение общения; уход ребенка в свой мир, самый примитивный, с утратой резонанса на внешние раздражители; поглощенность однообразной деятельностью.

Родителям, прежде всего, необходимо понять и принять, что их ребенок, находясь рядом, живет в своем закрытом мире. Он видит, слышит и прекрасно понимает все происходящее вокруг, но по-своему. Постарайтесь понять его мир, внимательно изучите индивидуальные особенности и возможности своего ребенка. Это поможет вам найти правильный подход к нему, установить контакт в общении, создать ситуацию успеха. Обязательно предоставляйте ребенку возможность делать то, с чем он справляется сам.

Рекомендации родителям:

Старайтесь в своем поведении быть ровными. Говорите средним тоном. Если вы от природы спокойный человек, то вам это не составит труда, а если вы легко возбудимы, то старайтесь контролировать себя.
Когда вы разговариваете с ребенком, начинайте с его имени. Говорите краткими предложениями. Делайте паузы для полного понимания.

Не теряйте терпения с ребенком, который смеется неадекватно ситуации. Если смех вызван нервозностью, то вы можете усугубить его беспокойство. Если такой ребенок начинает вести себя неадекватно ситуации, значит, необходимо искать другой подход в общении с ним.
Помните, что ребенок, страдающий аутизмом, тяжело воспринимает перемены. Придавайте им уверенность в себе, оказывайте поддержку в таких случаях.

Если вы вводите ребенка-аутиста в новую обстановку, старайтесь перед этим найти для каждого предмета наиболее оптимальное место. Появление телефона или комнатного растения может разволновать ребенка, и, естественно, он станет передвигать эти предметы с места на место.
Предусматривайте опасные ситуации. Прежде чем давать инструкции таким детям, тщательно продумайте их.

Предупреждайте ребенка заранее о предстоящих переменах, даже если вы ожидаете, что это вызовет у него беспокойство. В таких случаях приободряйте его. Всегда давайте разъяснения и уточнения.
Признавайте свои ошибки в поведении. Знайте, что их скрыть невозможно.

В школе такому ребенку будет легче адаптироваться, если в классе царит благожелательная и спокойная атмосфера. Своевременная индивидуальная помощь необходима для определения подходящего ребенку режима усвоения учебных навыков. Большинству таких детей требуется помощь психолога.

Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы, но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд врача, психолога, педагога и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное время-препровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.

Необходимо помнить, что работа с аутичным ребенком должна продолжаться годами. Это очень трудный путь. Идущих по нему ждут не только трудности, но и подлинные радости.
За помощью и консультацией вы можете обращаться в Мозырский психоневрологический диспансер, ул. Малинина, 9 или по тел. 34-05-99.

Светлана КУДРАВЕЦ, врач-психиатр детского населения УЗ «МПНД».