На своей волне, или Почему «главное — вовремя смыться»

Звездная гостиная

Когда-то гениальный Ландау заметил: «Если теория все объединяет – она никуда не годится». Однако вполне вероятно, что нобелевский лауреат взял бы свои слова обратно, как только ознакомился с весьма смелой теорией известнейшего белорусского композитора Э.Ханка. О продюсерских надеждах, «волнующихся» людях и научных изысканиях, которые обещают мировую известность (по словам их автора), – наше интервью с Эдуардом Семеновичем.

Наше досье
Эдуард Семенович Ханок родился 18 апреля 1940 года в Казахстане в семье военного. В детстве переехал в город Брест, где закончил среднюю школу, в 1962 г. – Минское государственное музыкальное училище им. М. И. Глинки, в 1969 г. – Московскую консерваторию им. Чайковского, обучаясь в которой, написал свою первую песню. Член Союза композиторов с 1973 г. Работает в разных жанрах: вокально-симфоническом, камерно-инструментальном, камерно-вокальном, но наиболее плодотворно – в песенном. Из его произведений формировались репертуары ансамблей «Верасы», «Сябры» и «Песняры». Является автором популярных песен «А я лягу-прылягу», «То ли еще будет», «Малиновка», «Два полі», «Я у бабушки живу», «Зима», «У леса на опушке», «Завiруха» и мн.др.
10 лет жил в Москве, имеет российское гражданство. По предложению председателя Народной партии России Геннадия Райкова баллотировался в Государственную Думу Российской Федерации, но партия не преодолела необходимый 5-процентный барьер.
Первооткрыватель теории творческих волн.
(По материалам википедии).

– Раньше я был связан с Мозырем только через людей, которые прославляли нашу страну, – Михаила Финберга, Ксению Ситник. Два года назад по приглашению Екатерины Копелевой я участвовал в проекте «Чарнобыльскi шлях – дарога жыцця», мы давали концерты в потерпевших от катастрофы районах, там и познакомился с ансамблем народного эстрадного танца и песни «Палеская зорачка», – начал беседу композитор. – Мозырские артисты поразили меня своей динамикой. Поскольку я темповой композитор, понял, что они моего заряда. Хотите верьте, хотите нет, но скажу так – это лучший детский коллектив, который я видел вообще, а видел, уж поверьте, я немало. Мощная энергетика! Высокий класс! Такое фуэтэ в исполнении девчонок 11 лет не в каждой взрослой профессиональной группе увидишь. Мне не понятно и обидно, почему даже после Голливуда  (имеется в виду победа мозырян сразу в нескольких номинациях на всемирном чемпионате исполнительских искусств в Лос-Анджелесе. – Прим. авт.) о «Палескай зорачцы» практически ничего не знают в Беларуси. Будем исправлять ситуацию. Тем более я уже вернулся в Минск, мне будет проще их «продвинуть». Можете считать меня и.о. продюсера этого коллектива, я взял его под свою опеку. А сегодня (интервью состоялось за несколько часов до отчетного концерта ансамбля. – Прим. авт.) я приехал с хорошим предложением, перед которым наши «звездочки» не сумеют устоять, но пока буду держать его в тайне – суеверен (улыбается).

– Московская страничка вашей биографии перевернута окончательно?

– Москва для меня – огромное зарядное устройство. Все, что мог, я взял. Спасибо Резнику, который вовремя поддержал меня. Вместе мы по просьбе В.В.Путина записали песню «Служить России суждено тебе и мне», которая уже 10 лет открывает и закрывает правительственные концерты и входит в число лучших мотивов парада. Получил российское гражданство. Обеспечил семье материальную базу, теперь можем спокойно жить на ренту. И самое главное – у меня вот уже 30 лет другая профессия, которая ставит меня в один ряд с Эйнштейном, Ньютоном и Рентгеном. Я у истоков науки, которая расшифрует творческую жизнь любого человека.

– Это вы о теории творческих волн говорите? Растолкуйте ее суть.

– Любой человек, заступая на вахту, накапливает творческое топливо. И энергетика начинает перерабатывать его в творческий продукт, поэтому одни сочиняют песни, другие танцуют, третьи играют в баскетбол и т.д. (тут Эдуард Семенович, расстегнув пиджак, заметно наклонился вперед, что на языке невербального общения означает острое желание донести информацию и быть понятым). У любого творческого человека только однажды, если повезет – дважды случается настоящий успех, а после этого, как ни бейся, до высот былой популярности ну никак не взлететь. Почему это нужно знать? Чтобы вовремя уйти, заняться другим делом. Моя работа дает возможность не тратить творцам время впустую. Зачем артисту, который знает, что третьей волны нет, дергаться понапрасну? Может, он лучше другим делом займется и больше принесет пользы, хотя волнограмма (это своеобразный «рентгеновский снимок» творческого пути артиста, представленный в форме инфографики. – Прим. авт.), как и любой совет, для исполнения не обязательна.

Мои наблюдения и анализ показывают, что длина творческой волны в шоу-бизнесе колеблется в пределах 4-7 лет. Обычный же вариант – 5-6 лет, хотя в отдельных случаях период может быть значительно длиннее или короче. Другое дело, что некоторые выдающиеся представители нашей эстрады сумели оседлать две волны. Абсолютное же большинство – «одноволновики».

– В вашей книге «ПУ-ГА-ЧЕВ-ЩИ-НА… Десять лет спустя (три оттепели в жизни Примадонны)» приводится много интересных и даже скандальных примеров из жизни и творческой деятельности эстрадных артистов и композиторов, которые наглядно подтверждают этот тезис… О самой книге: спустя несколько лет после ее выхода в тираж вы сами же признались, что она не должна была появиться…

– Возникла волнограмма, но ее печатать никто не стал бы, надо было приложить что-то эдакое.

– Так все-таки из-за чего Алла Пугачева прилюдно назвала вас предателем?

– Она сказала: «Предателей не прощают», – когда я публично извинился перед ней за некоторые изложенные истины. Но это ее личное дело. Нужно было с кого-то начать. Я хорошо ее знал, а ее хорошо знала публика. К тому же, когда, например, врач делает открытие, он берет пациента с явными признаками заболевания, так и Алла Борисовна стала для меня наилучшим объектом для творческого диагноза. А вообще, для мирового масштаба она мелкий персонаж (раздраженно размахивая руками). Находясь в другой ипостаси, я смотрю на нашу эстраду, как на жалкую самодеятельность. В СССР мы были в закрытом пространстве, и нам было все равно, что за занавесом. А сегодня понимаем, что все относительно. Майкла Джексона, Мадонну почитает весь мир, можно ли то же сказать о превозносимой нами Пугачевой?

Думаю, если бы приближенные Аллы не путали критику с аналитикой, скандал не случился бы. Кстати, по этой же причине никогда не опубликую статью о творческом диагнозе Путина. Пусть он когда-нибудь станет просто документом из прошлого.

– Эдуард Семенович, неужели вас не тянет писать песни? Ведь наверняка получился бы новый хит.

– Не раз бывал на записи передачи «ДОстояние РЕспублики», видел, как новое поколение слушает произведения советских композитов: не воспринимает изначально. Будь вы трижды Шаинским и четырежды Тухмановым, ваша энергетика молодым не станет интересной. И вы не Бетховен, который вечен… Исповедую одно: главное – вовремя смыться из ситуации, которая не работает на тебя. Я счастлив, что ушел вовремя и нашел себя в деле, поважнее прежнего (произносит с особой гордостью). У композиторов моей эпохи, я вам точно говорю, все уже закончено, а у меня все только начинается. Разработав творческий путь огромного количества величайших людей планеты, утвердился, что был прав в своих открытиях. Например, Пушкин, Гете, Чехов, Толстой, Достоевский стопроцентно трудились в соответствии с теорией волн.

И вот еще что: совсем недавно, в апреле, сбылась давняя мечта. На мои труды обратила внимание богатая московская фирма. С ее помощью на праздновании юбилея легендарного хоккеиста Владислава Третьяка общественность познакомилась с первой в мире волно-граммой. Кстати, он ее получил год назад, но разобрался в ней только накануне. Вообще-то, планировалось, что первой будет волнограмма Владимиру Мулявину, но по некоторым причинам пока не удается ее выставить (застегнул пиджак и быстро откинулся на спинку стула).

– Михаил Финберг в одном из недавних интервью сказал: «Меня обижают каждый день и очень много – всю жизнь. Но я работаю и иду вперед. Чем вы лучше работаете, тем больше вас обижают». Как прокомментируете?

– Финберг опоздал со своим оркестром лет на 30, это его личная трагедия. Оркестр играет старомодную музыку, суперзвезда никогда не будет с ним писать. Ритм-группа совершенно не модернизируется.

– Говорят, вашей энергетике и работоспособности можно позавидовать. Где силы берете?

– Новая профессия действует, как новая жена: омолаживает. В 30 лет я себя чувствовал хуже, чем сейчас. Был злой, тяжелый, всем недовольный.

– Правда, что попрощались с алкоголем и сигаретой?

– У меня впереди есть дорога, и действительно убрал все, что мешает идти по ней легко.

– Вы вывели свое определение слова «талант». Это «способность увиденное и услышанное преобразовывать в творческий продукт». А как считаете, талант – это норма или патология? Итальянский исследователь Ломбразо, например, доказывал, что между гениальностью и безумием разницы нет…

– В каждом человеке заложен какой-то талант. Не каждому его дано раскрыть, потому что занимается не своим делом. Гении ненормальны?.. Я видел и множество ненормальных неталантливых людей.

– Обязательно ли тяжело жить с творческим, талантливым человеком?

– Очень тяжело, потому что таланты все время комплексуют, особенно когда у них спады. Это называется комплекс Зидана. Его нам продемонстрировал выдающийся футболист Зинедин Зидан в финальном матче чемпионата мира по футболу 2006 года. Помните, как он ответил ударом на оскорбление? В чем причина? В нервном характере работы. В нормальное «волновое время» негативная энергия рассасывается, поглощается успешной деятельностью, в период же волнового спада застаивается, время от времени выходя через неадекватные поступки.

– Как же вам с супругой, отметив золотую свадьбу, до сих пор удается глядеть друг на друга с такой нежностью? Поделитесь секретом.

– У нас не все гладко было, не раз пытался уйти. Но, как в симфонии, какими бы 1,2,3 части ни были, главное – финал (громко напевает). У нас любовь полыхает, а значит, все качания были не напрасны, они только поддерживали огонь нашего очага. Так что всем  мозырянам желаю благополучного финала жизни.

Блиц-интервью
– Назовите три самые рейтинговые ваши песни.
– «А я лягу-прылягу», «Потолок ледяной», «Малиновка».
– Место на Земле, где вам всегда комфортно.
– Моя квартира в Минске.
– По какому поводу в последний раз грустили?
– Не хочу говорить о мелочах, обидеть меня сейчас трудно. Волны неосознанной грусти находят, тогда заставляю себя работать, и все проходит.
– А с чего смеялись от души?
– С шутки о том, что Бог увидел, что Адаму скучно, и привел ему Еву. Так родилась фраза: «Не приведи господь».
– Любимый композитор.
– Владимир Шаинский, я ближе к нему по духу.
– Книга, которая «зацепила».
– «Парфюмер» Патрика Зюскинда.
– Фильм, который хочется пересмотреть.
– «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова. Свежие фильмы смотрю мало.
– Вы обязательный человек?
– Уже обязательный.
– Умеете твердо говорить «нет»?
– Не умею.
– Какое открытие сделали для себя в последнее время?
– «Палескую зорачку».
– Расскажите о пока не реализованной мечте.
– Хочу, чтобы «Палеская зорачка» станцевала вальс в зале церковного собрания московского Храма Христа Спасителя, где часто проходят благотворительные концерты.
– Говорят, причиной бедности является излишняя честность. По-вашему, это так?
– У слабых людей обычно так и есть.
– Мужчины и женщины могут дружить?
– Могут, только не в зрелом возрасте.
– Кого считаете своим главным другом?
– Супругу.
– Мудрость, которой придерживаетесь всю жизнь.
– Все беды ищи только в себе.
– Вопрос, на который до сих пор ищете ответ.
– Мне все ясно. Да и времени нет на второстепенное. Хочу сделать 100 волнограмм, пока сумел 13.

Ольга АРДАШЕВА
Александр СОЛОДКОВ (фото)

На своей волне, или Почему «главное — вовремя смыться»: 1 комментарий

  • 21.06.2012 в 20:36
    Permalink

    Да весьма интересный, оригинальный человек. Спасибо, Ольга,интересное интервью.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *