Паруса успеха педагога Мозырского ЦТТДиМ

Талантливых педагогов-энтузиастов, обладающих харизмой и профессионализмом, как и вообще людей, отмеченных особым даром, не так часто встретишь, но тем ценнее они…

Педагог Мозырского центра технического творчества учащихся Светлана Слива — единственная женщина в Беларуси, занимающаяся судомоделированием. Ее воспитанники — победители областных и республиканских выставок и конкурсов технического творчества учащихся, дипломанты НВЦ «БелЭкспо». Совсем недавно юные судомоделисты из Мозыря повторили успех 2009 года: опять стали победителями (1-е место) республиканской выставки технического творчества учащихся «Прорыв в будущее». Поздравляем!

Творческие успехи юных техников — во многом результат работы педагогов дополнительного образования. Именно они шаг за шагом пробуждают у воспитанников интерес к технике, стремление к знаниям, развивают у них конструкторско-технические навыки и умения, а также приобщают к научно-исследовательской, экспериментальной и изобретательской деятельности. К примеру, в кружке «Стендовый моделизм» под руководством методиста Светланы Григорьевны ребята изготавливают модели кораблей, изучают историю флота, овладевают технологией постройки моделей и приобретают навыки работы с различными инструментами. Десять лет назад, когда она пришла работать в центр, первые кораблики вместе с ребятами изготавливали из бумаги, потом из деревянных брусков. Постепенно перешли на более сложные технологии. Строить модели кораблей училась и продолжает учиться по книгам и интернету. Сейчас увлечены старинными парусными судами XVII-XVIII веков: боевыми, торговыми, экспедиционными, пиратскими. Они притягивают внимание большими размерами, цветными парусами, красивыми, романтичными названиями «Калипсо», «Арго», «Корона», «Черная жемчужина». Это точные миникопии кораблей, которые когда-то бороздили моря и океаны. Каждый из них — легенда («Титаник», «Niniya» — второй корабль Колумба, императорская яхта «Дружба»). Ребята знают истории своих кораблей и хорошо делают презентацию.

— Светлана Григорьевна, расскажите о центре технического творчества. Какие направления сегодня выбирают дети, увлеченные техникой?

— Мир увлечений юных техников в Мозырском ЦТТДиМ (директор Валерий Алексеевич Кольченко) широк и многогранен. Занятия в кружках не только уводят ребят от пустого времяпрепровождения, но и воспитывают трудом, дают возможность каждому ребенку найти то дело по душе, которое отвечает его склонностям и способностям. А созданию творческой атмосферы способствуют непринужденное общение ребят, игровой характер занятий.

Техническое творчество занимает важное место в системе трудовой подготовки, задачей которой являются выявление и развитие способностей учащихся, любви и творческого отношения к труду, пробуждение интереса к науке и технике, а также помощь в выборе будущей профессии. Чтобы охватить техническим творчеством как можно больше учащихся, наши педагоги работают в клубах по месту жительства и на базах школ.

Для удовлетворения разносторонних интересов учащейся молодежи в ЦТТДиМ организована работа спортивно-технических кружков по трем направлениям (судомоделизм, трассовый автомоделизм, юный мотоциклист), художественно-технических кружков (резьба по дереву, керамика и рисование, дизайнер), подготовительно-технических кружков (стендовый моделизм, техническое моделирование и конструирование), по научно-техническому творчеству и информационным технологиям (радиоэлектроника и компьютер, информатика и программирование). С помощью опытных педагогов кружковцы совершенствуют себя, учатся воплощать творческие идеи в конкретном объекте — в модели самолета или корабля, бумажной игрушки или в компьютерной программе. И это делает жизнь разнообразной и продуктивной.

— Чем стал для вас стендовый моделизм: хобби, ремеслом, искусством?

— По определению многих экспертов, это искусство. Хотя стендовым моделизмом можно заниматься на разных уровнях. Сначала это бывает просто хобби. По мере приобретения теоретических знаний, опыта и навыков увлечение может стать профессиональным занятием.  Сначала было просто увлечение, которое потом переросло в нечто большее. Я бы определила его как состояние души, занятие, приносящее мне огромную радость и удовольствие. Ведь стендовый моделизм — дело избранных мальчишек, обладающих незаурядной долей терпения и усидчивости. А малышам этих качеств недостает — им хочется мгновенного результата, что, посудите, невозможно. Работа требует внимания и кропотливого труда: сначала определяемся с кораблем, знакомимся с его историей и лишь затем приступаем к его моделированию. Довольно длительный процесс, поскольку нужно выбрать соответствующий материал: подготовить корпус, надлежащие детали, начиная от рубок и заканчивая штурвалом и якорем. И чем старше ребенок, тем интереснее с ним работать, потому что к делу он уже относится осмысленно.

— Поделитесь секретом, как увлечь детей в кружковую работу?

— Надежда Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание: «Надо сделать так, чтобы труд был и интересный, и посильный, и в то же время чтобы это был творческий труд, а не только механический». Полученные на уроке труда умения и навыки дети могут совершенствовать во внеучебное время в кружках. Кружок — настоящий центр детского творчества. Именно здесь возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу. Желательно объединять учащихся, которые имеют определенный интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься. Но в нашем случае такое желание нужно возбуждать у школьников  разными средствами: перспективой самостоятельного изготовления красивых вещей, возможностью приобрести полезные знания и навыки и др.

Во многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому их нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с педагогом. Наиболее интересными являются различные занимательные занятия, цель которых — создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение.

— Ваш кружок «Стендовый моделизм» сегодня знают в республике. О вас пишут в газетах и журналах, вас показывают по ТВ и приглашают сняться в рекламе. Расскажите о самых талантливых учениках.

— Все ребята — победители районных, областных и республиканских конкурсов и выставок. Саша Бобренко, Влад Матченя, Сергей Головкин и Дима Потапенко являются двухкратными победителями самой престижной выставки республиканского уровня. Саша и Дима в этом году закончили школу. Саша планирует поступать в вуз технического профиля, а Дима — в техникум. Думаю, другие ребята также свяжут свою жизнь с техникой. В любом случае знания, полученные на кружковых занятиях, пригодятся им в жизни.

— Как ребята воспринимают популярность? У вас дружная команда?

— Самое радостное событие — это выставка в центре города в Доме торговли, когда модели видят друзья, одноклассники, знакомые. Приятно слышать слова восхищения и благодарности, хотя большую радость они испытывают в творческом процессе создания кораблей. И родители гордятся своими детьми. Родителям — огромное спасибо. Чтобы смоделировать корабль, нужны немалые средства, особенно сейчас. Родители помогают находить материал, шить паруса. Иногда корабли покупают, но чаще ребята дарят их. Вообще, у нас дружная команда увлеченных творчеством ребят. Еще больше сближают экскурсии и походы, в которые мы отправляемся в конце учебного года. Мальчишки с нетерпением ждут их.

— Что для вас лично успех, который в одночасье свалился на вас? Не кружит голову?

— Если не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться и открывать новое, то успех непременно придет. Хотелось бы, чтоб каждый ученик сделал достойную модель, которая будет приносить ему радость от проделанной работы, а родителям — гордость за своих детей. Пусть каждый построит корабль своей мечты. Вместе с ребятами и я расту. Успех моих кружковцев — это и мой успех.

— Что для вас самое главное в жизни?

— Семья, дом.

— И все-таки женщина, которая с техникой на «ты», — больше исключение, чем правило. Кто в вашей семье сыновей с техникой знакомит?

— Чаще я, хотя у нас вся семья этим увлечена. Мои сыновья Андрей и Григорий также строят корабли. В этом году Григорий преподнес свой корабль «Виктория» нашему Президенту во время его визита на Мозырщину. Андрей занимается тяжелой атлетикой, у него много достижений, медалей. Сейчас он готовится к поступлению.

— Лучший подарок для вас — это…

— Розы. А в плане морального удовлетворения, как и для любой мамы, это хорошая учеба и поведение моих сыновей. В работе радуют достижения воспитанников. Надеюсь, мои мальчишки меня не подведут!

Ирина Аленина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *