Учитель немецкого гимназии г.Мозыря

Елена Викентьевна Толкач работает в школе уже 32 года, 17 лет из которых в ГУО «Гимназия им.Я.Купалы г.Мозыря». По ее мнению, она счастливый учитель, т.к. постоянно общается с одаренными детьми. Какова же формула успеха и высоких результатов учащихся в олимпиадном движении, в конкурсах различного уровня?

Современные требования системы образования таковы, что детям необходимо не только получить определенный объем знаний по всем предметам, но и научиться постоянной готовности к переменам. Воспитание творческого потенциала личности стоит во главе современного образования. Более того, развитие мышления важно и необходимо в рамках осуществления индивидуального подхода к обучению при массовом характере обучения. И учитывая тот факт, что 2011/2012 учебный год является переломным в изучении иностранных языков, основной задачей перед учителями сегодня являются подготовка учащихся к межкультурной коммуникации, обеспечение на этапе завершения III ступени общего среднего образования уровня владения основами общения на иностранном языке, необходимого для его успешного использования в будущем, в сфере избранной профессиональной деятельности. Будучи районным тренером по подготовке учащихся к олимпиаде по немецкому языку, Елена Викентьевна считает, что учителя должны совершенствовать результаты учебной и внеклассной деятельности по развитию творческого потенциала одаренных детей.

Е.В.Толкач уделяет большое внимание раннему выявлению одаренного ребенка к изучению иностранных языков, но для развития его одаренности нужно сотрудничество всех заинтересованных сторон: ребенка, его родителей, педагогов, государства и общества. Одаренные дети очень разные, но их объединяет так называемая умственная активность, страсть к познанию — это главная их потребность, независимая от возраста, темперамента, характера интересов. У одаренных детей отличная память, способность классифицировать информацию, они умеют применять накопленные знания, имеют большой словарный запас, обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата.

«Общение с одаренным детьми требует от педагога гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет ему чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика. Каждый педагог исходя из собственного профессионального и творческого потенциала определяет тот путь в процессе обучения, который обеспечивает организацию условий для достижения успеха учащихся. Чтобы говорить об одаренности к языкам, надо начать с понятия «способности». Способные учащиеся — это дети, которые имеют хорошую память, быстро запоминают слова и выражения. А учитель, в свою очередь, должен заинтересовать каждого ребенка, поощрить его. Но не всегда выявленные дети оправдывают себя… Для того чтобы развивать способности учащегося, нужны усидчивость, работоспособность, помощь родителей», — убеждена Е.В.Толкач.

С одаренными, способными детьми Елена Викентьевна работает как на уроке, так и на стимулирующих занятиях, в олимпиадных школах. Эти дети участвуют в различных конкурсах, олимпиадах. В старших классах на уроках им дается много дополнительного материала, так как они быстрее других справляются с предлагаемым поурочным материалом. Во внеурочное время со старшеклассниками учитель работает с заданиями повышенного уровня сложности. Никаких секретов при подготовке к олимпиадам нет, только рутинная работа. Но, уже начиная с седьмого класса, учитель дает детям, которых готовит к олимпиаде, все разделы грамматики. В восьмом, девятом классах ребята владеют всеми грамматическими явлениями. Совершенствованию навыков говорения способствует кропотливая работа на уроке над ситуацией, аудированием, чтением. Но для того чтобы устная речь была на высоком уровне, по мнению Елены Викентьевны, нужно общение в среде, с носителями языка. Работает по грамматике Тагиля, прорабатывает все тесты, олимпиадные работы — все, что возможно и есть в наличии.

В работе с одаренными детьми у Елены Викентьевны самые высокие достижения, включая результаты на заключительном этапе республиканской олимпиады по немецкому языку: Екатерина Малащенко (диплом ІІІ степени на областном этапе олимпиады по немецкому языку 2007, 2008 гг.), Александр Краус (диплом ІІ степени на областном этапе олимпиады по немецкому языку 2008, 2009 гг.), Диана Мосина (дипломы ІІ и ІІІ степени на областном этапе олимпиады по немецкому языку 2010, 2011 гг.),  Регина Иванова (дипломы III и I степени на заключительном этапе олимпиады по немецкому языку 2011, 2012 гг.). По мнению Елены Викентьевны, учитель ученика всего лишь направляет. И результаты всегда будут. Учащиеся неоднократно добивались и добиваются успехов на олимпиадах городского, областного, а теперь и республиканского уровня. Главное — показывать одаренному ребенку, какого уровня он достиг, чего может еще достичь, и таким образом ребенок старается добраться до самой верхней планки.

Татьяна Дуброва,
методист РУМК отдела образования Мозырского райисполкома.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *