Родителям мозырских первоклассников

Скоро 1 сентября. Ребенок первый раз пойдет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Родители будущих первоклассников уже волнуются. Как подготовить ребенка к новой школьной жизни? Как помочь ему быстрее адаптироваться к школьной деятельности, чтобы она была в радость детям? Вопросов поступает много. Обсудим те, которые чаще всего задаются родителями.

Возраст ребенка при поступлении в школу

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (ст. 159, гл.2) в 1-й класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из представителей ребенка допускается прием в 1-й класс лица, которому шесть лет исполняется в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Какие документы необходимы

Для приема детей в первый класс в учреждение образования законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают заявление на имя руководителя учреждения образования и представляют следующие документы: справку о состоянии здоровья ребенка, копию свидетельства о рождении ребенка (п.94 Положения об учреждении общего среднего образования).

Организация образовательного процесса в первом классе

Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на формирование готовности детей к обучению в школе, с определенными трудностями в начале обучения сталкиваются все. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школьной деятельности и жизни. От того, как пройдет приспособление, привыкание ребенка к школе, во многом зависят состояние его здоровья, работоспособность, успешность обучения, эмоциональное состояние в начальной школе и в последующие годы обучения. С целью создания оптимальных условий для благополучной адаптации шестилетних детей к новой социальной ситуации и профилактике возможных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития будущих учеников предусмотрено на протяжении сентября проведение интегрированного курса «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода учитель организует экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры; учит детей, как вести себя в коллективе; изучает готовность каждого ребенка к школьному обучению; оказывает помощь в усвоении правил поведения на уроке, в умении понимать содержание задаваемых вопросов, в организации своей деятельности.
С сентября проводятся все уроки по предметам учебного плана.

Для шестилетних детей предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

— уроки проводятся только в первую смену; продолжительность урока —  35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минут каждая;

— учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;

— наполняемость класса — 20 человек;

— продолжительность перемен между уроками  — 20 минут; на переменах должны организовываться подвижные игры в целях профилактики гиподинамии учащихся;

— домашние задания учащимся первых классов не должны задаваться в течение всего учебного года, за исключением домашнего задания по предмету «Физическая культура и здоровье».

Как оцениваются результаты обучения шестилетних детей

Система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Это развернутые оценочные суждения учителя, которые отражают качественный результат обучения и определяются уровнем развития учащихся и степенью усвоения ими знаний по учебным предметам. У ребенка 6-7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока не может объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Поэтому главная задача учителя — развивать у младших школьников положительную мотивацию к учению, становление адекватной самооценки учащихся, способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Нужна ли школьная форма первокласснику

Да. Это одежда делового стиля: строгая, аккуратная, удобная, красивая, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения в конкретной школе. Если ребенок остается в группе продленного дня после уроков, следует приготовить одежду для того, чтобы он мог переодеться.

Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни

В 1-й класс приходят дети, имеющие разный образовательный, интеллектуальный, культурный уровень, т.е. разные стартовые возможности. Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, отношением родителей и учителя.

Прежде всего, важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

С приходом в школу меняется весь образ жизни и деятельности шестилетних детей. Ведущей деятельностью постепенно становится учебная, а социальной ситуацией развития — системы взаимодействия «ученик — учитель», «ученик—ученик», «учитель — класс». Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанным, спокойным, поддерживать достоинства ребенка, радоваться его успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками.

Родителям можно посоветовать

Если ребенок не хочет идти в школу, значит, он к ней не готов. Ваша задача — создать благоприятный эмоциональный фон, связанный с предстоящим обучением, уделять внимание развитию познавательных способностей ребенка,   приобретению им навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Поддерживайте у ребенка его стремление стать школьником. Обсудите с ним те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возникающие на начальном этапе овладения знаниями. Первоклассник имеет право на ошибку. Если у малыша что-то не получается, он прежде всего должен чувствовать поддержку и вашу уверенность в том, что это временные трудности, с которыми он обязательно справится.
Малышу будет легче привыкнуть к школе, если его заранее ориентировать на то, что учеба — это труд, который требует усилий и старания.

Не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите за маленький успех.
1 сентября устройте настоящий праздник — поход в парк, выезд на природу, посещение театра или кинотеатра. Ведь это так здорово — первый раз в первый класс!

Людмила  Хомутовская,
методист РУМК отдела  образования Мозырского  райиспокома.