ДОРОГА. АВТОМОБИЛЬ. ЖЕНЩИНА…


Несколько фактов
О том, что женщиной руководит инстинкт сохранения как своей жизни, так и жизни, которая находится рядом с ней, говорит наблюдение, согласно которому интерес представительниц женского пола к подушкам безопасности в покупаемой машине составляет 97%, а у мужчин — всего 14%.
Мужчины нисколько не сомневаются в собственных водительских навыках. Всего лишь 2% мужчин выразили сомнения в своей способности повторно пройти на отлично стандартный экзамен по программе автошколы. Между тем, реальная жизнь доказала, что отнюдь не все так гладко в жизни, как представляет себе большинство мужчин: по результатам проведенного в 15-ти странах Европы тестирования мужчин-водителей со стажем выяснилось, что более половины из них не в состоянии правильно ответить на вопросы, связанные с правилами дорожного движения, а уж тем более с технической стороной вождения.
Женщины больше предрасположены к соблюдению правил дорожного движения. Для них машина  — это средство передвижения, а не друг для получения адреналина. По статистике женщин, садящихся за руль в нетрезвом состоянии, гораздо меньше. Многие скажут, что это вызвано тем, что количество женщин на дороге меньше, чем мужчин. Тем не менее, на трех мужчин, севших за руль в алкогольном опьянении, приходится лишь одна женщина. И это факт. Милицейские сводки свидетельствуют, что дамы в два раза реже мужчин становятся виновниками аварий. А если и попадают в них, то последствия этих ДТП менее серьезны, чем те, виновниками которых становятся мужчины.
И вообще, если женщины не умеют ездить, то почему же им позволяют управлять троллейбусом и  трамваем? Ведь это многотонные машины, водить которые не так-то просто. К тому же в «слабые женские руки» вручена судьба сотен пассажиров. Ученые из Организации дорожной безопасности в Вене официально признали женщин лучшими водителями, проведя одно из самых крупных исследований с целью выявить особенности манеры вождения в зависимости от пола. В ходе исследования учеными были проанализированы тысячи дорожных происшествий по всей Европе. В результате выяснилось, что женщины-водители явились причиной менее 35% всех аварий.
Мы не утверждаем, что между мужчиной и женщиной за рулем автомобиля нет никакой разницы. Увы, но порой дорожные нравы на наших трассах не для слабых. Чаще всего обстановка на дорогах усугубляется поведением мужчины, который бдительно следит за промахами женщины и старается потом всячески их саркастично высмеять. Если женщина допустила какую-то оплошность и осложнила дорожную обстановку, то мужчины начинают совершать не-ожиданные, подчас пугающие маневры и пытаются прижать даму к обочине, причем в прямом смысле этого слова, что не наблюдается, когда тот же самый промах совершает мужчина. В худшем случае на него выругаются и поедут дальше.
Процесс эмансипации продолжается, поэтому количество женщин за рулем не уменьшится, а с каждым годом их будет все больше, так что надо быть терпимыми, помогать друг другу, а если и выяснять отношения, то не забывать, что перед вами,  в первую очередь,  представительница прекрасного пола, а потом уже женщина-водитель. В идеале вообще надо следовать лозунгу, написанному на одном дорожном плакате в Великобритании: «Джентльмен ездит вежливо!»
О сложных взаимоотношениях прекрасного пола с автомобилем мы беседуем с директором автошколы ДОСААФ А.В.Чубуковым.
— Нашей организации уже больше 50 лет, и большую часть своей истории мы были заняты подготовкой кадров для Вооруженных Сил,—  рассказывает Анатолий Васильевич. — Поэтому естественно, что нашими слушателями были мужчины. На платной подготовке по категориям «C», «D», «E» у нас по-прежнему больше мужчин, но уже появились женщины, претендующие на категорию «D» (автобус) и «E» (прицеп), чего раньше никогда не было.
Основными школами по обучению на категорию B остаются наша и «АКС». По статистике, мужчин больше в автошколе «АКС», а женщин —  у нас.
Когда в нашей группе из 30 человек есть 7-10 парней, то это необычно много, недавно выпустили группу, где было только двое мужчин.
Если говорить о тонкостях обучения, то женщины традиционно лучше сдают на экзамене теорию, а мужчины —  практику. Поэтому обучить женщину вождению сложнее, и, когда группа делится на две подгруппы, наши мастера строго следят, чтобы по половому признаку всех слушателей было поровну.
Почему женщин обучить сложнее? Особенности менталитета и психологии. Одно из научных исследований показало, что на помехи на дороге женщины и мужчины реагируют с одинаковой скоростью, но если мужчина отреагировал, забыл и вновь сконцентрирован, то женщина еще некоторое время переживает предыдущий эпизод, поэтому реакция на следующие события уже ниже и медленнее. Наши мастера эти наблюдения подтверждают.
Поэтому выход для новичков один  —  набираться опыта регулярной езды, потому что мы даем только азы вождения, следуя нашим рекомендациям по окончании курсов, чтобы довести все движения в стрессовых ситуациях до автоматизма.
—  Каков примерный портрет начинающей автолюбительницы?
— Основная масса, примерно 70%, это девушки до 20 лет. Пятую часть составляют банковские работники,   возраст 25-30 лет.
В последнее время появилось много женщин бальзаковского возраста. Обычная ситуация: муж умер, автомобиль для поездки на дачу остался, а прав нет…
Если говорить о молодежи, то они учатся вождению, как правило, по настоянию родителей: в жизни всегда пригодится, а дешевле точно не будет.
Кроме того, год назад в известной экономической ситуации было куплено много автомашин, что достаточно увидеть, заглянув в любой двор. Надо же это все кому-то водить…
—  Анатолий Васильевич, так ли уж страшна женщина за рулем, как живописуют отдельные водители и анекдоты? Меня как пешехода больше пугает, когда вижу за рулем чуть ли не подростков, которые, создается иной раз впечатление, не вполне отличают автомобиль от скейтборда…
—  Начну с того, что водителем можно стать только через год-два после получения прав при условии регулярного вождения. Не зря на стекле ученика вывешивается цифра «70» — ограничение скоростного режима.
Нарушение скоростного режима —   причина абсолютного большинства ДТП, совершенного свежеиспеченными выпускниками. Опыта нет, реакция еще не выработана, но начинают «гонять по трассе».
Еще одна хроническая болезнь  —  разговоры по мобильному телефону за рулем.
Увы, но эта самоуверенность стоит намного дороже, чем разбитый автомобиль.
По моему мнению, хороший водитель  — это, в первую очередь, аккуратный, который жалеет и пешехода, и свою машину, и остальной транспорт.
Поэтому, что касается анекдотов про женщин за рулем, хочу сказать —   это все неправда. В стрессовой ситуации, вопреки расхожему мнению, руль не бросают и глаза не закрывают, а борются до последнего. Очень много женщин, которые за рулем,  более внимательны и добросовестны, чем мужчины. Советую газете нашей обратить внимание на то, что в автошколе ДОСААФ в Калинковичах уже работают инструкторами по вождению две женщины.
Мы тоже заинтересованы, чтобы у нас были такие инструкторы. Знание не только автомобиля, но и женской психологии  наверняка поможет точнее обучать будущих водительниц.
Дисциплина и высокий инстинкт самосохранения  —  несомненные козыри женщин за рулем.
—  Итак, обучение у вас прошли, права получили. Ваши советы  —  как войти в роль водителя?
— Прежде чем рисковать жизнью пассажиров, необходимо определенный период проездить в одиночестве. Пассажиры — это еще и отвлекающий фактор, мешающий на первых порах следить за дорогой. Поэтому не стоит на следующий день после получения прав везти компанию на шашлыки.
Ездить желательно при этом не по городу, а за его пределами, где и движение спокойней, и пешеходов меньше.
Если приходится передвигаться по городу, то хочется порекомендовать отказаться от движения в час пик, в это время трафик у нас уже постепенно напоминает большие города. Стрессовые ситуации, когда тебя «подрезают», обгоняют, нередко и грубят, для психики начинающего водителя очень тяжелы и могут толкнуть его на непредсказуемые действия. Особенно если вспомнить, что за рулем может быть начинающая девушка-водитель. К примеру, выезд на нерегулируемом перекрестке в районе Кургана Славы практически невозможно пройти без нарушения правил в час пик. Здесь можно научиться только тому, как не надо водить машину. И эту проблему могут решить только светофоры.
Актуальна и проблема парковки, вернее, отсутствия мест. Поэтому, пока нет необходимого опыта, не надо бояться поставить машину подальше и пройти 100-200 метров пешком. Будут целее и свои деньги, и чужие машины.
Словом, надо адекватно оценивать  свои водительские способности.
—  Обучение у вас — это только правила и вождение?
—  Мы стараемся учить еще и водительской вежливости. Всегда приятно, когда в ситуации, когда невозможно выехать, потому что идет непрерывный поток автомобилей, кто-то останавливается и пропускает тебя. А ты обязательно благодаришь за это. Радует,  что таких водителей у нас становится все больше.
Вождение —  это не только удовольствие, но и несомненные риск и стресс. Поэтому,  когда на дороге демонстрируем друг другу вежливость и уважение, мы совместными усилиями делаем дорогу безопаснее, а поездку —  приятнее.
Дмитрий   КУЛИК.