Леонид ДАНЧУК: «Искусство должно утверждать красивое, доброе, нравственное»

Пропагандируя произведения, которые несут в себе заряд красоты, добра и нравственности, искусство помогает обществу развиваться и достигать расцвета


Леонид Иванович ДАНЧУК – профессор, заслуженный деятель искусств, народный артист Украины – почти четверть века руководил Житомирским областным музыкально-драматическим театром им. И.Кочерги и являлся его художественным руководителем. Сейчас возглавляет Житомирский государственный институт культуры и искусств. Осуществил более 60 театральных постановок (среди них – «Украденное счастье» И.Франко, «Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского, «Майская ночь», «Женихи» Н.Гоголя, «Тайна одной исповеди», «Если завтра война» Б.Васильева, «Последнее испытание» И.Шамякина, «Моя прекрасная леди» Б.Шоу, «Женитьба Фигаро» Бомарше). Представляет Украину как постоянный член жюри на Международном фестивале «Славянские театральные встречи».
– Леонид Иванович, расскажите о ваших отношениях с Мозырским драматическим театром им. И.Мележа. И как вы оцениваете его работу?
– Еще в 80-90-е годы, как только был учрежден фестиваль «Славянские театральные встречи», мы приезжали на гастроли в Гомель и Мозырь, поэтому с Марией Ивановной Потапьевой знакомы давно. Большинство спектаклей из репертуара Мозырского драматического театра им. И.Мележа я смотрел на фестивалях и знаю потенциал театра, режиссеров и ведущих актеров театра. Сейчас я могу констатировать, что театр в хорошей форме. Все актеры жаждут и умеют работать, стремятся повышать свой уровень. Главный режиссер театра Роман Матвеевич Цыркин профессионально относится к своим обязанностям. У театра хороший репертуар, с которым можно ехать в любой город и с успехом проводить гастроли. Мы ведем переговоры о возможных гастролях в Житомире, в Хмельницком, где, к слову, музыкально-драматический театр возглавляет мой брат, в других городах Украины. Мы бы с удовольствием обменивались гастрольными поездками, и от этого была бы польза для всех.
– Почему вы выбрали для постановки на сцене Мозырского театра пьесу «Блэз»?
– Это моя первая работа над драматургией известного французского комедиографа Клода Манье. Спектакль по пьесе «Блэз» – заказ. Когда-то  мой преподаватель М.Г.Резникович, народный артист Украины и России, один из лучших учеников Г.А.Товстоногова, учил нас так: когда на улице кризис, драма в магазинах, дома и в отношениях, тогда лучше ставить комедии, дабы люди приходили в театр и хоть на какое-то время отвлекались от мирской суеты, учились смотреть на жизнь проще и заряжались оптимизмом. Эта пьеса написана в 60-е годы, но она настолько актуальна, будто ее взяли из рук драматурга только вчера. Она очень динамична. Темпоритм задан драматургом высочайший. Приятно, что главную роль играет Роман Цыркин, и актеры тянутся за ним. Мы поставлены, можно сказать, в экстремальные условия: надо поставить пьесу всего за 20 дней, и должен признаться, что я впервые работаю в такие сжатые сроки, но думаю, что с Божьей помощью уложимся. Так что приглашаю всех, кто любит и почитает театр, на спектакль и надеюсь, что все получат удовлетворение от просмотра.
– Что, на ваш взгляд, остается главным и незыблемым в театре, несмотря на все модные тенденции и технические возможности нового тысячелетия?
– Человек, его психология, отношение к жизни и бессмертные темы любви, порядочности, доброжелательности. Надо помнить, что добро всегда ходит рядом со злом, и между ними постоянно идет борьба. И театр, как любой вид искусства, должен утверждать непобедимость добра, гуманизм, дружелюбие, интернационализм. Сейчас на земном шаре очень много конфликтов межнациональных, этнических, поэтому эти темы очень актуальны.
– Как, по-вашему, отличить хорошую игру актера от плохой неискушенному зрителю?
– Если актер играет свою роль с любовью, искренне, от души – тогда вы ему верите, а если фальшивит – это сразу видно и по его лицу, и по речи. Не зря  К.С.Станиславский, если ему что-то не нравилось в игре, говорил: «Не верю, давай по-новому!» Каждый актер может совершенствоваться, но если Божьего дара нет, то его актерской профессии не научишь. Желательно, чтобы актер не только имел душу и умел сопереживать, но и был музыкально развит – пел, танцевал.
– Леонид Иванович, что вы пожелаете нашему театру и нашим зрителям?
– Театру пожелаю всегда идти в ногу с жизнью, брать в репертуар только профессиональную драматургию с актуальными темами, которые взволнуют и заинтересуют зрителей. А зрителям – любить театр и поддерживать его, в том числе материально. Искусство во все времена нуждалось и нуждается в меценатах.
Замечу, что славянские театральные контакты завязаны на отдельных личностях. Если говорить о Гомельщине, то здесь огромную долю сил, умения, профессионализма внесла экс-директор Гомельского драматического театра В.Г. Роговская. В Мозыре это делает профессионально, с большим умением М.И. Потапьева. И я хотел бы попросить руководство города и области поддержать коллектив и обратить внимание на следующее. В Мозырском драматическом театре им. И.Мележа нет ни одного работника с  титулом, а я думаю, что Мария Ивановна и еще с десяток людей из творческого коллектива уже заслуживают присвоения звания «заслуженный артист» или «за-служенный работник культуры». Когда театр приезжает на гастроли в другой город, зрители интересуются, сколько народных и заслуженных артистов в нем. Это было бы только на благо развития театрального искусства на Гомельщине и в Беларуси.
Ирина АЛЕНИНА
Александр СОЛОДКОВ (фото)