«Мозырская палитра»

Чтобы выявить победителей и призеров четырех основных номинаций(станковой и декоративной композиций, скульптуры и художественной фотографии) трех возрастных категорий, членам жюри пришлось оценить 524 работы.

Первый конкурс под таким названием для учащихся детских художественных школ, изостудий и художественных отделений школ искусств прошел в нашем городе 10 лет назад и приурочен он был к 850-летию города. Главная цель конкурса — повышение уровня начального художественного образования, выявление и поддержка наиболее талантливых ребят. Но уже через несколько лет структура его изменилась: добавились новые номинации, откорректированы возрастные категории, возросло количество учебных заведений, расширилась география. Наряду с детьми в конкурсе стали принимать участие молодые педагоги, студенты учебных заведений художественного профиля и творческая молодежь в возрасте до 30 лет.

В этом году уже седьмая по счету «Мозырская палитра» прошла   под новым статусом — первого открытого областного художественного конкурса. По своему масштабу конкурс постепенно от регионального приближается к международному. Сегодня его участники — представители трех государств: Беларуси, Украины и России. Среди зарубежных следует назвать юных художников Брянской области и таких городов Украины, как Северодонецк, Керчь, Луцк, Нежин. Наши дети прислали работы из 22 городов почти всех областей республики.

Конкурс открывала начальник отдела культуры Мозырского райисполкома И.Е.Миронычева. Н.И.Никитенко — ведущий специалист отдела культуры — продолжила его работу. Председателем жюри все последние годы является А.И.Федотов — член Белорусского союза художников, директор Гомельского государственного художественного колледжа. Представляла Гомельский колледж  заместитель директора Ю.В. Мельник. В его составе постоянно присутствует известный в Мозыре художник П.С. Захаров — член Белорусского союза художников. В этом году в качестве представителя Белорусского союза художников была и старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и графики УО «МГПУ им.И.П.Шамякина» Н.Г.Чиркова.

Хотя тема, предложенная конкурсантам для работы, — «Герой нашего времени», на первый взгляд может показаться обычной и простой, тем не менее, ее посчитали приоритетной в связи с широтой и свободой выбора. Она позволила каждому ребенку, не равнодушному к краскам, взяться за кисть и проявить свою фантазию.

И дети себя оправдали. Жюри было удивлено тематическим размахом. Среди многих профессий, осмысленных с детской наивной прямотой и даже юмором, предпочтение было отдано нескольким: врачам, пожарным и спортсменам. Работ искренних и непосредственных, посвященных труду этих людей, было так много, что педагоги  вынуждены были обратиться к руководству  здравоохранения, МЧС, в отдел физической культуры и спорта с призывом о поощрении лучших    грамотами за раскрытие темы, популяризации профессии и здорового образа жизни. В свою очередь,  зам. главного врача МЦГП Г.И.Чернышова наградила ребят и, отметив позитивный настрой, свет и доброту детского творчества, обратилась в школу с просьбой устроить в детской больнице выставку рисунков.

Отличительная особенность этого конкурса — активное и, что особенно приятно отметить, удачное участие детей из небольших населенных пунктов Гомельской области. Таких оказалось 12, это совсем небольшие школы искусств деревень Улуковье, Тихиничи, Лопатино, Терешковичи, Мышанка, Василевичи, городских поселков и агрогородков Уваровичи, Паричи, Урицкое, Заширье, Зябровка.
Среди них оказались и призеры, и получившие первые места. Так, Гран-при досталась авторам коллективной скульптурной композиции из Козенской ДШИ «Герой моей семьи».

К слову сказать, объективность жюри, оказавшегося на высоте при отборе столь большого количества работ, не замедлили отметить педагоги и дети. Звонки с благодарностями, удивлением и радостью поступали в адрес школы несколько дней из самых разных сел и городов — участников конкурса. Вполне естественное сожаление у всех вызвало, однако, решение руководства экспонировать выставку не как обычно, в городском выставочном зале, где ее увидело бы гораздо большее количество посетителей, а в самой художественной школе.

Отдельно хочется сказать в этот раз и о том, что всякий раз остается в тени ставшего уже традиционным этого городского мероприятия. Чтобы обеспечить детям, их родителям, всем приглашенным и руководству города запоминающееся праздничное событие, небольшой учительский коллектив ДХШ №1 вместе с рабочим, секретарем, завхозом и уборщиками превращается на несколько недель не то в «боевой штаб», не то в «улей пчел», где всем хватает работы. Вполне понятно, бескорыстной и безвозмездной. Представим себе, каких забот стоит «переодевание» под стекло, экспозиция, развеска, этикетаж сотен работ. Или издание памятного каталога, который хоть небольшим тиражом, но всегда выходит. Кропотливый перечень труда «работников невидимого фронта» как в шутку зовут себя в эти дни все в «художке», можно продолжать. Не стоит забывать, что май и без того в рабочем ритме любой школы — время сверхнапряженное и ответственное. Конечно же, самых добрых слов заслуживает такой слаженный, любящий свое дело молодой коллектив, какой есть сегодня в этой школе юных талантов.

Необходимость конкурсов подобного рода, несмотря на всю сложность их организации и проведения в наше время, все же очевидна. В развитии творческой личности каждого ребенка — это не что иное, как возможность критического подведения определенного итога. Вполне понятно, что радуют призы и награды. Для опытного наставника и увлеченного ученика гораздо более важен набранный темп, а не остановка на достигнутом.

Оценивая конкурс года, директор школы И.О.Малащенко выражает свое раздумье-сожаленье по поводу обращающей на себя внимание информационно-компьютерной перегрузки  детского мышления. Отражая окружающий его мир таким, какой он есть сегодня, ребенок еще не может понять и осознать, что все его индивидуальное, личностное «съедается» «игрушками», которые ему настойчиво предлагает взрослый мир. Потому без восторга воспринимается жизнь за окном, зато поэтизируются подвиги компьютерных монстров. Синдром «гнетущей энергетики усталых умников» прослеживается внимательными учителями уже не первый год. И как результат — уходит из работ гармония света и цвета, линии, образная смелость композиций и вместе с ними — умение видеть, думать и понимать. Об этом должен крепко помнить сегодня любой человек, считающий себя родителем или наставником.

Тамара   Анисимова.