Стать профессионалом: кто меня научит?

Наверняка каждый из нас, придя на свое первое рабочее место, будь то рабочий цех или офис, даже имея прекрасное образование, официально или неофициально получал наставника.Того, кто прививал первые профессиональные навыки, или  «к кому обратиться, если что…»

В ОАО «Мозырская швейная фабрика «Надэкс» институт наставничества имеет давние и прочные традиции, поэтому не удивительно, что каждый раз при посещении этого коллектива делаешь вывод, что понятие «трудовая семья» здесь не журналистский штамп, а самая настоящая реальность.

И первый шаг в эту семью начинается с того, что за новым работником закрепляется наставник.

На фабрике много специалистов, способных выполнять эту миссию, один из них —  оператор швейного оборудования Е.Р.Максименко.

Многие чувства начинаются с первого взгляда. Увидев Елену Романовну на рабочем месте в деле, сразу возникла уверенность, что она научит не только профессии, но и в сложной жизненной ситуации сможет дать дельный совет.
Наставник на производстве не сильно отличается от школьного учителя. Поэтому наш первый вопрос не случаен:

— Какие вам нравились учителя в школе: добрые или строгие?

— Наверно, для меня главное, чтобы педагог был личностью и специалистом в своем предмете, тогда строгость и требовательность воспринимаются спокойно, а доброта и умение быть справедливым еще никогда никому не мешали.

— Вы помните своих наставников?

—  На фабрику я пришла сразу после школы, а профессию получила в УПК. Там меня учила Екатерина Антоновна Барановская. На производстве меня сразу посадили «на пуговицы», и персонального наставника не было, но не было ни одного случая, чтобы мне кто-то отказал, когда я обращалась за помощью к коллегам,  которые  работали рядом со мной.

— Когда вам начали доверять учеников?

—  Когда появился опыт и результаты в работе. Начальник цеха Г.С.Буракевич часто подсаживала ко мне новеньких, чтобы учились и обращались за пояснениями. Моя задача —  научить правильно пробивать петли, строго по разметке, учить пришивать пуговицы. Может показаться, что это просто и всем доступно, но учтем, что дома мы пришиваем одну-две штуки и делаем это не спеша. Очень ответственный этап при создании одежды, при малейшей ошибке в 1-2 миллиметра эффект будет, словно неправильно застегнулся. Брак.

Сейчас у меня очень толковая и смышленая ученица — Аня Сечко, хочет учиться дальше, освоить пробивку под кнопочные застежки.

— Извините за такой вопрос, но обучение кого-либо чему-либо —  это еще и нервные расходы. Не бывает желания непонятливого ученика взять за шиворот и встряхнуть слегка?

— Нет (не колеблясь и с упреком)! Честно говоря, я всегда отталкиваюсь от того, что,  когда я пришла на работу, мне никто никогда не отказывал. И я помню свои ощущения, когда пришла впервые на рабочее место: это и боишься спросить, и не уверена в себе, кажется, а вдруг не получится?

Поэтому я понимаю внутреннее состояние новичка, для которого все впервые, и  тревожные мысли,  что помощи ждать неоткуда. Вспоминаю себя, и поэтому никогда не злюсь. Понимаю, что просто надо объяснить еще раз и поподробнее.
А если ученица при этом демонстрирует желание и стремление учиться, то как можно на нее обижаться? Нужно  только помочь: показать, рассказать, подсказать, как лучше и удобнее выполнять приемы, а это дает прибавку в скорости работы.

— Вашей работе можно научить любого, или нужен особый талант? Если я, мужчина, приду осваивать вашу женскую профессию, у меня получится?

— Если вы действительно будете на это настроены и захотите обучиться, то, я думаю, проблем не будет. Необходимо собственное желание, тогда можно научить. Вообще-то, заметно практически с первого взгляда, получится в будущем специалист или нет.

Так что, если хотите, приходите!

Рассказ Е.Р.Максименко дополнила начальник цеха №2 Галина Степановна Буракевич:

— Елена Романовна —  очень ответственный человек на своем месте. Никогда не откажет помочь освоить работу во всех ее деталях, не пожалеет свое личное время для обучения работниц. Чтобы стало понятно, что за этим стоит, напомню, что система оплаты у нас сдельно-премиальная и зависит от выполнения нормы, которую для наставников никто не отменяет. Поэтому ей приходится так организовать свой день, чтобы успеть сделать все, но для обучения учеников она времени не экономит.

Причем она не только научит, но и, как опытный тренер, поставит технику: как правильно расположить руки, всю последовательность движений. Если это не сделать сразу, потом все равно придется переучиваться. Постоянно в ходе работы убеждаюсь, что Елена следит за культурой труда очень строго и учит очень правильно.

Наставник для новичка на производстве —  это еще и та своеобразная одежка, по которой встречают и делают многие выводы не только об условиях работы, но и микроклимате в коллективе, характере взаимоотношений. Поэтому спокойствие и уравновешенность Е.Р. Максименко, ее доброжелательность, отзывчивость, терпение — это гарантия не только того, что необходимые профессиональные навыки будут привиты, но и убеждают, что новый работник не брошен, не предоставлен сам себе. Елена Романовна и другие наставники своей работой с начинающим показывают, что наш коллектив в нем заинтересован, что он нам нужен, и мы хотим научить его профессии, помочь стать мастером своего дела.
Не каждый может стать наставником, и это не зависит от стажа работы. Для нас не редкость, когда мастерству обучает работница, у которой трудовой стаж на «НАДЭКСе» два-три года. Главное, что она уже овладела профессией настолько, что может научить других. К шитью тоже нужен особый талант. И обязательно любознательность: стремиться освоить больше, чем одна-две операции, по которым работаешь ежедневно, расширять свои знания о производстве. Тем более, что у нас свои секреты никто ни от кого не прячет.

Конечно же, еще надо быть немного мамой для своей ученицы. Ведь молодым девушкам нужна самая разносторонняя поддержка. У Елены Романовны это получается, она авторитет для своих воспитанниц и в повседневной жизни.

…Как рассказала нам Елена Максименко, была у нее мечта работать воспитателем в детском саду: «С детства любила возиться с детьми, часто соседям как нянька помогала… Жизнь распорядилась иначе».

Рискнем предположить, что жизнь распорядилась все-таки мудро, потому что педагогический талант Елены Романовны не пропал и нашел свое воплощение в наставнической работе на производстве.

Мы можем только пожелать, чтобы ее хорошие добросовестные ученицы почаще радовали свою наставницу трудовыми успехами.

Дмитрий КУЛИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *