Парламентские выборы в Беларуси соответствовали общепризнанным демократическим нормам

1 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Парламентские выборы в Беларуси соответствовали общепризнанным демократическим нормам. Об этом говорится в размещенном на сайте Исполкома СНГ заявлении миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Беларуси, сообщает корреспондент БЕЛТА.

Наблюдатели от СНГ пришли к выводу, что «прошедшие выборы соответствовали общепризнанным демократическим нормам, были прозрачными и открытыми и обеспечили свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь. Выборы 23 сентября 2012 года проведены согласно Конституции и Избирательному кодексу Республики Беларусь».

Миссия констатировала, что избирательная кампания стране проходила организованно, в спокойной обстановке. Органы власти и избирательные комиссии всех уровней обеспечили реализацию избирательных прав граждан страны.

Эксперты от СНГ отметили, что созданная в стране законодательная база является достаточной правовой основой для проведения свободных и демократических выборов.

Наблюдатели от Содружества позитивно оценивают изменения, внесенные в 2010 году в Избирательный кодекс, касающиеся порядка формирования окружных и участковых избирательных комиссий, регистрации кандидатов, сбора подписей, агитационной кампании, избирательных фондов кандидатов и порядка досрочного голосования.

Кроме того, в заявлении миссии от СНГ сказано, что Избирательный кодекс Беларуси подробно регламентирует все стадии избирательного процесса, закрепляет гарантии соблюдения избирательных прав.

В день выборов представители миссии посетили более 3 тыс. участков для голосования во всех 110 избирательных округах. «На участках, где побывали члены миссии, голосование проходило в спокойной обстановке, с соблюдением требований законодательства», — говорится в заявлении.

Наблюдатели от СНГ зафиксировали лишь отдельные нарушения. В частности, на одном из участков ими отмечен факт одновременного нахождения в кабине для тайного голосования членов одной семьи, на другом — в помещении для голосования на информационном стенде отсутствовал протокол досрочного голосования.

На отдельных участках для голосования члены миссии рекомендовали вывесить информационные материалы о кандидатах в депутаты на видном месте, а также обеспечить наблюдателям обозримость расположения ящиков для голосования. Указанные недостатки незамедлительно устранялись.

Представители миссии наблюдали за подсчетом голосов и отметили, что эта процедура проводилась открыто. «Наблюдателям была предоставлена реальная возможность осуществлять наблюдение в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней», — сказано в заявлении миссии от СНГ.

Касаясь рассмотрения жалоб и заявлений, связанных с нарушениями законодательства о выборах, наблюдатели от СНГ отметили, что эта процедура осуществлялась в соответствии с законодательством Беларуси.

Наблюдатели от СНГ отметили в целом спокойный ход агитационной кампании. По ее ходу возник вопрос о возможности участия в дебатах доверенных лиц кандидатов в депутаты Палаты представителей, которые сами баллотируются кандидатами в депутаты. Белорусский Центризбирком принял постановление, в котором разъяснил, что участие в дебатах указанных доверенных лиц является нарушением принципа равных правовых условий агитационной деятельности кандидатов в депутаты. В связи с чем кандидаты в депутаты Палаты представителей, имеющие одновременно статус доверенных лиц других кандидатов в депутаты Палаты представителей, не вправе участвовать в дебатах в качестве доверенных лиц.

По мнению наблюдателей от СНГ, во избежание подобных ситуаций можно было бы конкретизировать отдельные положения Избирательного кодекса в части ведения предвыборной агитации.

Миссия наблюдателей от СНГ приступила к мониторингу избирательной кампании в Беларуси 25 июля 2012 года. Тридцать пять наблюдателей осуществляли свои функции на долгосрочной основе.

Всего в составе миссии были аккредитованы 350 наблюдателей, представляющих Азербайджан, Армению, Казахстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину, Межпарламентскую ассамблею государств — участников СНГ, Парламентское собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет СНГ.

Деятельность миссии строилась в соответствии с законодательством Беларуси, документами, принятыми в Содружестве. Основой служили общепризнанные принципы и нормы международного права в области организации и проведения выборов, невмешательства в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *