Искусство, а не ремесло

Умение создать во время урока атмосферу увлеченности  и праздничности – замечательное качество, без которого личность в искусстве не может состояться.  Им сполна обладает Н.С.Корчева, учитель высшей категории по классу фортепиано детской школы искусств №1, лауреат областного конкурса профессионального мастерства среди учителей детских школ искусств в номинации «Инструментальное исполнительство».

Наталья Семеновна Корчева и Элина Зенькович (детская школа искусств г.Мозырь)

Piano, forte, fortissimo… Несмотря на юный возраст, Элина Зенькович, талантливая ученица Н.С.Корчевой, уже стала лауреатом 2-й премии конкурса "Маленький принц", посвященного Чайковскому, и заняла 1-е место в районном конкурсе "Весенний дебют".

В музыке она с самого раннего детства, так как из потомственных музыкантов. В 1949 г. ее мама, Анна Филипповна Шуцкая, минчанка, выпускница Минского музыкального училища, по распределению приехала в Мозырь и открывала класс инструмента «баян». В музыкальной школе №1 Анна Филипповна проработала всю жизнь, с душой отдаваясь музыке и детям, и закончила свою педагогическую деятельность только в 76 лет. Теперь принцип «Мое любимое дело – моя работа» утверждает Наталья Семеновна.

– У нас в семье было трое детей, и все мы закончили музыкальную школу №1. Мы с сестрой пошли по маминым стопам, – рассказывает она. – В свое время, когда меня приглашали на кафедру музыки в Мозырский государственный педагогический университет, я даже задумалась, но мама сказала: «Наташа, ты что, шутишь? Ну как без нашей школы? Без твоего класса? Без твоих детей?» Я согласилась с ней и вот уже 30-й год здесь работаю. За это время сменилось несколько поколений детей, и я могу сказать, что все эти годы я с радостью иду на работу. Лучше нашей замечательной школы нет. Я люблю наш коллектив. Это очень важно – быть в коллективе единомышленников, чувствовать доброжелательность и то тепло, которым делятся коллеги друг с другом.

– Наталья Семеновна, что вы считаете главным в своей профессии? Чем отличается урок музыки сегодня?

– Профессия музыканта ко многому обязывает. Нужно обладать комплексом знаний и умений, но это только одна из составляющих. Самое главное – любить детей и развивать в них положительные человеческие качества, стремление стать образованными, культурными, интеллигентными людьми, хотя интеллигентным человека делают не образование и не диплом – это внутреннее свойство, умное, доброжелательное, чуткое, тонкое отношение ко всему.

Наша замечательная профессия призвана закладывать задатки прекрасного, помогать раскрываться талантам и развиваться творческой индивидуальности. Обычный школьный урок с учеником – это педагогическое творчество, где сливается труд учителя с трудом ученика, и в цепком единстве сотрудничают мысль, чувство, воля, где радуются, огорчаются, устают, но ощущают результат своих усилий. Преподавание есть искусство, а не ремесло. Перепробовать 10 методов и выбрать свой, пересмотреть 10 учебников и не держаться ни одного из них неукоснительно. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской рабочей жизни. Развивать ученика не только музыкально, эстетически, но и нравственно, этически. Не случайно крупнейшие современные педагоги утверждают: «Урок – это педагогическое произведение».
Самое главное – до начала урока создать доброжелательную атмосферу в классе. Если ребенок тебе не доверяет, то у тебя ничего не получится. У каждого ребенка свой темперамент, характер, и к каждому нужно найти индивидуальный подход. Он должен знать, что ты – его друг, что ты его любишь, хотя и не всегда гладишь его по головке и восклицаешь: «Это здорово!» Важно, чтобы сложились хорошие отношения с родителями. Я люблю заниматься с малышами в присутствии родителей. Когда дети чувствуют любовь, одобрение и поддержку с их стороны, тогда и результаты замечательные.

– В наше время, которое назвали веком интернета, быстрой музыки и быстрой еды, так ли нужна музыкальная школа детям, которые не ставят целью стать музыкантом? Может быть, музыкой должны заниматься только избранные?

– Раньше у детей был более ограниченный круг возможностей. Они не знали, что такое компьютер, выезд за границу. Были спортивная, музыкальная и художественная школы. Сейчас дети хотят заниматься многим, и это правильно. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок был всесторонне развитым. Но нужно также, чтобы дети, которых природа щедро наградила музыкальным даром, его развивали и совершенствовали. И важно не упустить момент. Музыкальный дар есть в каждом ребенке. У кого-то он выражен более, у кого-то – менее. У меня была очень одаренная ученица Катюша, которая сейчас работает детским врачом в роддоме. Она признавалась, что очень любит музыку, но она в музыкальной школе для того, чтобы развить свои пальчики. И это ей действительно пригодилось в жизни. Мне кажется, надо всех детей обучать музыке. Конечно, это сложно, потому что обучение в музыкальной школе требует много времени. Есть прописанные правила, согласно которым ребенок должен заниматься за инструментом не менее 2 часов в день. Но смотря какие цели преследуют родители, отдавая ребенка в музыкальную школу. Если идти в профессию музыканта, надо готовиться к тому, что это труд бесконечный, потому что без усилий не будет успехов. Ученики часто говорят: «Вот закончу музыкальную школу, и у меня появится больше времени». Ничего подобного. Потом жалуются, что времени еще меньше стало. А все потому, что раньше жили в определенном режиме, где весь день был распланирован.

– Классическая музыка всех облагораживает. Кого вы порекомендуете слушать, чтобы развивать у детей вкус, эстетику?

– Это зависит от развития ребенка, его характера. Конечно, хотелось бы, чтобы дети слушали хорошую музыку. В Японии с трех лет малышей приучают к классической музыке. Как и классическую литературу, классическую музыку просто необходимо знать каждому. Мне кажется, музыка – это лучшее воздействие на душу человека, она затрагивает бессознательное, учит слышать прекрасное и уметь сопереживать.

– Врачи все чаще прописывают музыку в терапевтических целях. Вы согласны с тем, что Моцарт и Вивальди лечат от депрессии и повышают настроение?

– Согласна. Надо чаще слушать Моцарта и Вивальди – лучшего лекаря вы не найдете. Это галантная, светлая, мажорная музыка. А мажорная окраска оказывает благоприятное воздействие на человека.

– А какое влияние оказывают занятия музыкой на способности?

– Музыка способствует развитию математических способностей. Общеизвестен тот факт, что в Оксфордском университете 70% общества любителей музыки составляют профессора математики и физики. В чем связь? В мышлении. Развиваются такие качества, как пространственное мышление, точность, логика построения, математический расчет. Вне сомнения, существует тесная взаимосвязь между музыкой и языками. Дети, которые занимаются музыкой, значительно легче учат языки, в том числе иностранные. Психологи сегодня советуют развивать у детей мелкую моторику пальцев, так как это взаимодействует с мозгом и развивает мышление, а где еще лучше, чем за инструментом, можно развить моторику?

– Наталья Семеновна, вы привили любовь к серьезной музыке многим молодым людям. Вы помните всех своих учеников?

– Конечно, помню. Для меня самая большая награда – это когда к тебе приходят твои бывшие ученики, и им хочется с тобой чем-то поделиться, просто пообщаться. Это очень приятно. Мои дети разъехались по всему миру, и с очень многими я поддерживаю отношения. И всем своим ученикам и коллегам я желаю здоровья и творческого отношения к жизни, разносторонних интересов. Когда ты чем-то увлеченно занимаешься, тогда жить гораздо интереснее.

Ирина АЛЕНИНА
Александр СОЛОДКОВ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *