Мозырский художник Игорь БОНДАРЕНКО: «За художника говорят его картины»

Собираясь на интервью с художником, я приготовила традиционные вопросы о пути в искусство, в душе надеясь хотя бы немного приподнять завесу над его творчеством, ведь каждый из них уникален – это своя философия, свой мир, не похожий на другой. Но уже с порога художественной мастерской в театре он заговорил сам, он так спешил поделиться тем, что накопилось за долгие годы, что мне стало ясно: настала пора выставлять свои работы напоказ, тем более что в этом году у Игоря Васильевича БОНДАРЕНКО юбилей.

– За художника говорят его картины. Посмотрите мои работы, и они многое скажут обо мне, – предлагает художник и начинает знакомить со своим творчеством. – Это композиции, графика. Я работаю в смешанном стиле и технике, используя карандаши, ручки, акварель, масло, темперу.

На стене висят живописные пейзажи в рамках, они вызывают спокойные лирические чувства. Но он обращает внимание на небольшие работы, которые лежат на его столе, одну за другой берет их в руки и показывает. А я ловлю себя на мысли, что ничего не понимаю в причудливых, необычных формах. Как понять то, что хотел выразить художник?

– Родом я из Украины, из г. Прилуки. Закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухина (сейчас это Академия) в 1981 г. по специальности художник-конструктор, дизайнер. По распределению попал в Гомель, потом по объявлению устроился работать на Мозырский машиностроительный завод. И вот уже 30 лет живу в Мозыре. Оформлял МЗММ и Пхов. Пробовал себя в педагогике – работал учителем изобразительного искусства в СШ №9 и детской художественной школе. Хотелось творчества, а после школы приходишь домой и ничего уже не можешь сделать, потому что отдаешься детям. И я понял, что преподавание – это не мое. Ушел из школы, устроился сторожем в организацию, и у меня появилось время рисовать для себя. Для настоящего творчества нужна свобода мысли.

Моя специальность – дизайнер, где нужно уметь сочетать абстрактное мышление, логику, интуицию, чувства. Мне для работы натура не нужна. Я сочиняю, как композитор.

– Тогда почему вы не стали промышленным дизайнером, создавали бы города будущего, как Жак Фреско, например?

– Мне одного направления мало, я люблю синтез искусств. Смешение разных стилей и технологий мне больше нравится, это меня не тормозит. Много работаю и в графике, и в живописи, и в декоративно-прикладном искусстве. Но в графике я быстрее могу передавать свои мысли и ощущения. Иногда слушаю музыку и под нее начинаю делать композиции. Сам себе ставлю сложные задачи. У меня все переплетается: природа, музыка, фантастика, мифология, история, религия, юмор, ирония, сатира, гротеск… И абстрактное, и декоративное, и реалистическое, и сюрреалистическое. Не могу даже определить точно свой стиль. Когда я работаю, не думаю о стиле. Есть композиции довольно сложные, когда можно одну разрезать на четыре отдельные картины.

Признаюсь, мне непросто понять и принять такое смешение жанров и стилей, так же непросто, как, к примеру, «Мастера и Маргариту» в литературе. В отличие от живописных пейзажей, где все ясно, здесь все сложно.

– Зачем же себе усложнять жизнь?

– Так повсюду в жизни, – говорит художник, – она сложнее, чем нам хотелось бы, и иногда преподносит такие сюрпризы! В ней есть свет и тьма, счастье и страдание и много-много оттенков. Я стараюсь это замечать, ничего не бывает навсегда, ничего не бывает каждый день одинаково, в жизни все течет, все меняется. Сегодня я вижу человека добрым, а завтра он уже совсем другой. Это наша жизнь. Вот, посмотрите, интерпретация яблока, которое хотят разрезать… А это «Комарик» – здесь он злой, агрессивный, а здесь, напротив, добрый, веселый. Обычный пейзаж, просто человек – так я рисовал раньше, и мне это уже неинтересно. Хочется создать что-то новое.

– Но как научиться читать эти работы?

– Смотреть. Да, их смотреть устанет глаз. Но симфоническую музыку вы слушаете? Сколько там разных звуков, сколько инструментов звучит? Струнные, духовые, ударные… Не все ее слушают. Ее тяжело слушать, надо заставлять себя. Так и здесь. Надо привыкать смотреть и думать. Я хочу заставить зрителя остановиться, глядя на картину, и подумать, помыслить. Сегодня мало кто мыслит, все больше – о земном, материальном. Сколько можно отдыхать, сидя перед телевизором?

И на самом деле вещи не такие, как нам кажутся на первый взгляд. Мы никогда не знаем все. Вот его «Кувшин», изображенный со всем содержимым, которое обычно не видимо глазу. Вот работа «Любовь зла» – такое выражение любви, к сожалению, тоже бывает. «Уставший муравей» – он присел на пеньке, спрятавшись от всех, после большой работы. «Индеец» – дитя природы, ни зверя, ни гада не боится, что и отражено на картине. «Интернет», который открывает целый мир. «Мозырь» – это наши живописные яры как они есть. Графика Игоря Бондаренко – это, в первую очередь, графика мысли, графика поиска.

– По-разному пишу. Иногда мне нравится просто поставить карандаш на листок бумаги, и будто сама рука ведет его. Работаю чисто интуитивно, на подсознании, и получаются абстрактные вещи («Несущие бурю», «Танцующая луна», «Летящий ангел»). Отключаюсь от внешнего мира – и пишу. У артистов так бывает: сначала что-то показывают на физическом уровне, а потом только начинают чувствовать и понимать. А иногда сначала появляются чувства и требуют выражения на физическом уровне. Каждый художник – какая-то тайна. Он закрывается от мира, когда работает, а через какое-то время вскрывает эту оболочку, которой окутал себя, и показывает вещи, чтобы самому высказаться и другим открыть глаза. Вы, наверное, заметили, что художники не любят быть вместе. Потому что к искусству подход у всех разный, мыслят по-разному. И художника по его работам видно. Если картина чем-то притягивает зрителей, это искусство. Говорят, в простоте – красота, но простота тоже бывает разная. Может быть, поэтому я даже больше люблю мир природы, потому что она не такая агрессивная, как человек, который чего-то требует, напрягает других. Постоянно идет борьба добра и зла. В каждом человеке идет борьба с самим собой, и надо, чтоб добрые чувства всегда побеждали.

– Игорь Васильевич, что вам ближе: любить себя в искусстве или искусство в себе?

– Есть выражение «Если можешь не писать – не пиши.» В искусстве (театре, музыке, литературном и изобразительном творчестве) остается тот, кто не может жить без него.

Слушая его, мне подумалось, что у этого человека никогда и мысли не возникало о другой профессии. Он рожден быть художником и глубоко погружен в творчество. Но как в искусстве без жертв? Может быть, поэтому и платит скромностью и своим творчеством. Очень любит театр. С прошлого года он работает в Мозырском драматическом театре им. И.Мележа художником-декоратором. В студенческие годы в Ленинграде увлекался в театральной студии пантомимой и теперь по утрам занимается ею вместо зарядки. Он и музыку предпочитает сложную – классику, и литературу – фантастику и научно-популярную.

– Я бы с удовольствием отправился в путешествие. В творчестве нельзя вариться в собственном соку, нужны свежий ветер, полет, новые впечатления и эмоции. Должно быть движение вперед.

– Пусть ваши желания и мечты исполнятся! Здоровья вам, любви и творчества!

Игорь Бондаренко планирует юбилейную выставку работ. Их очень много – реалистических полотен и сюрреалистических композиций. Не пропустите вернисаж, обязательно посетите – и вы увидите удивительный мир, который художник открывает на протяжении более полувека.

Сюрреализм (фр. сверхреализм) – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х гг. во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Величайшие представители сюрреализма в живописи – Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Основное понятие сюрреализма – совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа. Однако хаотичность образов порой уступала место их большой продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления.
Википедия.

Ирина АЛЕНИНА

Фото картин Игоря Бондаренко представленные на выставке «Фарбы Палесся», которая проходит в выставочном зале Мозыря

no images were found

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *