Троечники и отличники: у кого больше шансов на успех?

Спор-площадка «Жыццё Палесся»

Чтобы чего-то добиться в жизни, нужно хорошо учиться в школе? А, может,  троечники более успешно продвигаются по карьерной лестнице? Так какие оценки требовать от своего ребенка? Сегодня мы рассуждаем о том, у кого больше шансов на успех: у отличников или у троечников.

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Довольно странная мне выпала миссия – защищать отличников. Казалось бы, разве можно оспорить тот факт, что знания – это сила, а чтобы чего-то добиться в жизни, нужно прежде всего хорошо учиться? Ан нет. В последнее время стало популярным мнение, что у троечников гораздо больше шансов выбиться в люди. Да и статистика говорит о том же: достаточно большой процент современных управленцев в школе знаниями «не блистали». Однако сумели-таки взобраться по карьерной лестнице. Все потому, что пока отличники думают, как бы организовать дело наилучшим образом, троечники просто действуют, не тратя время на сомнения. И побеждают. А отличники остаются позади, со своими «совершенно ненужными в реальной жизни» познаниями. Образ «ботаника» достаточно типичен, благодаря кинематографу перед нами предстает этакий Боря Левин из сериала «Интерны»: неуклюжий, физически слабый очкарик, редкост-ный зануда, дотошный перфекционист, своей заносчивостью маскирующий низкую самооценку и неуверенность в себе. И, к тому же, любитель всех поучать. Чем не идеальный раздражитель? От «ботаников» в классе одна польза: есть у кого списать. А вот троечник – совсем другое дело. Активный, смекалистый, хитрый, он умеет общаться с людьми, способен убедить кого угодно в чем угодно. Низкие оценки таких людей часто объясняют их неусидчивостью – кипучая энергия переполняет через край, а учителя, как известно, любят тихих и прилежных учеников. Нервы у педагогов ведь не железные, вот и занижают непоседам-троечникам оценки – «из вредности». Зато троечники не витают в облаках, не «заморачиваются» на неудачах и напора им не занимать.
Не будем забывать о том, что люди бывают разные и мерить их по определенным «лекалам» глупо. Однако у меня, например, скромный, но талантливый отличник вызывает большую симпатию, чем ушлый делец-троечник.

Позиция последних по отношению к учебе часто такова: зачем пытаться объять необъятное? Уж лучше сосредоточиться на каком-то одном предмете, изучать его досконально, не тратя силы на остальные. И, выбрав, допустим, физику и математику, с легким сердцем «забивают» на гуманитарные науки. В связи с этим возникает вопрос: а как же пресловутое всестороннее развитие личности? Можно, конечно, привести в пример Эйнштейна, который в школе не подавал никаких надежд, а затем стал гениальным физиком. А я предлагаю пойти еще дальше в историю и вспомнить Леонардо да Винчи. Великий художник эпохи Возрождения был, к тому же, и великим изобретателем, и талантливым врачом. Сейчас пришло время «узких специалистов». Как сказал писатель Артур Кестлер устами одного из своих героев, «человек Ренессанса уступил место человеку Вавилона». Физики и лирики зачастую не могут найти общий язык. Однако человек образованный и всесторонне развитый поймет и тех, и других.

Отличники, как никто другой, знают смысл пословицы «Век живи – век учись». Путь к знаниям – это не спринтерский забег, это бесконечный марафон. Сформированная в детстве привычка постоянно пополнять свой багаж знаний обязательно будет полезной во взрослой жизни.

Но багаж багажом, а в числе распространенных стереотипов об отличниках – их слабохарактерность и неуверенность в себе. Такие качества для настоящего лидера, коим является руководитель, просто неприемлемы. Но, думается, что умение дисциплинированно садиться за учебники и постоянно преодолевать соблазн «бросить все это и просто получать удовольствие от жизни» – это как раз-таки признак силы характера. Разве нет? Отличники предъявляют высокие требования к себе, и это заставляет их находиться в режиме «повышенной боевой готовности». Не каждый выдержит такой ритм жизни. Но тот, кто выдержит, знает, каким тяжелым трудом достается успех. Достигнув его, отличник не станет почивать на лаврах: совершенству нет предела, и всегда можно сделать что-либо еще лучше (если вы так не думаете, то просто вспомните о людях, которые создают новые «примочки» для вашего компьютера, совершенствуют лекарства, дабы вы не мучились побочными эффектами… список можно продолжать). Отличники ответственны и не склонны пускать ситуацию на самотек. К тому же, требовательные к себе, они будут требовательны и к подчиненным. Выходит, что не так уж плох отличник в роли руководителя.

Напоследок хочу сказать: если отбросить исключения в виде того же Эйнштейна, без отличников нам не видать достижений в сфере науки и техники, медицины, образования. Троечники будут хороши в деле менеджмента или маркетинга. Там они смогут реализовать свои карьерные амбиции без ущерба для окружающих. Про «ущерб» говорю не ради красного словца: не хотелось бы мне, например, оказаться на операционном столе под ножом у хирурга – бывшего троечника…

Сергей БОРОВИК

Все родители хотят, чтобы их дети регулярно выполняли домашнее задание и приносили из школы только девятки и десятки. В противном случае ребенку придется пройти серьезные испытания семейной педагогикой: отцовский ремень или табу на компьютер, отсутствие покупки долгожданного планшета или модного мобильного телефона. Но насколько бы ни была совершенна образовательная система и многогранны воспитательные меры родителей, в каждой школе были, есть и будут как отличники, так и троечники. И, что самое интересное, последние намного лучше приспосабливаются к трудностям взрослой жизни, нередко занимая руководящие посты. В чем же кроется секрет успеха троечников?
За примерами далеко ходить не будем. Отвернув назад несколько страниц своей биографии, возвращаемся в стены СШ №9, где прошла моя школьная жизнь. Так получилось, что с первого дня обучения я всегда был в классе с буквой «А». Но, вопреки сложившейся традиции, вместе со мной учились не только отличники и хорошисты, но и троечники. Они не блистали знаниями и примерным поведением, зато преуспели в умении списывать контрольные по алгебре или физике. Практически никогда не учили домашнее задание, но на уроке их «проносило», или они умело выкручивались из непростой ситуации. У них был огромный круг друзей, с которыми они общались только на те темы, которые им были интересны. А в школьном аттестате положительные оценки у них были только по физкультуре, труду и информатике. И что бы вы думали? Многие мои троечники-одноклассники вскоре стали успешными бизнесменами или руководителями. Оказывается, у психологов есть такое понятие, как «зона комфорта и дискомфорта». Отличник, который знает все, во время урока находится в «зоне комфорта», а вот его сосед по парте, который в очередной раз пришел в школу с неготовым домашним заданием, пребывает в «зоне дискомфорта». Он еще не знает, какая оценка ждет его сегодня: девять или два. Но он всегда готов выкрутиться, так как шанс всегда есть. И, что интересно, такая ситуация непременно повторится уже после окончания школы, когда в так называемую «зону дискомфорта» попадают и троечники, и отличники. Здесь нет стен школ, строгого учителя и четких границ. В такой атмосфере отличник может запросто потеряться, тогда как троечник будет чувствовать себя как рыба в воде, ведь он был в этом состоянии еще в школьные годы, он привык рисковать, а его жизнь полна непредсказуемости. Но я вовсе не приветствую троечников и не даю гарантии, что с такими низкими оценками они добьются большего, нежели отличники. Просто троечник при столкновении с трудностью не будет сидеть в луже и с удивленными глазами ощупывать грязь под собой. Он просто встанет, отряхнется и пойдет дальше. И это правильно!

Вот только троечник троечнику рознь. Их можно условно поделить на несколько групп. Первая группа – узконаправленные троечники, которые выбирают себе только те предметы, которые им нравятся. Есть дети социально запущенные, которыми не занимались взрослые. Есть те, кто позиционируют себя, как троечники, и к этой ситуации привыкли и учителя, и родители. Кроме того, встречаются и троечники-невротики, которых родители заставляют учиться лучше. Вот и получается, что далеко не у каждого троечника жизнь сладка как малина. Многое еще зависит от личностных качеств человека. Причина успеха многих троечников в их высоком эмоциональном коэффициенте – EQ, а не в коэффициенте интеллекта – IQ. Главные козыри неуспевающих школьников – интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода. А еще троечники дружелюбны и коммуникабельны. Все это так или иначе приводит к выигрышу. И как показывают социальные опросы, около 30% предпринимателей и владельцев бизнеса были в школе троечниками или того хуже. Яркий пример – Билл Гейтс, который так и не закончил университет. Он был настолько увлечен информационными технологиями, что игнорировал все другие предметы. В конце концов, он ушел из университета и начал свой блестящий бизнес. В школьном журнале певицы Аллы Пугачевой, которая училась в московской школе №496, преобладали тройки и четверки. Зато по пению у будущей Примадонны была крепкая пятерка! В списке знаменитых троечников также числятся нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн, писатель Николай Гоголь, бывший премьер-министр  Великобритании Уинстон Черчилль, поэт Осип Мандельштам, кинорежиссер Андрей Тарковский, актер Александр Збруев, певец Виктор Цой, теннисистка Анна Курникова, хоккеист Вячеслав Фетисов, телеведущий Лев Новоженов и другие.
Родителям троечников стоит задать себе вопрос: адаптивен ли ваш ребенок, есть ли у него самостоятельность и ответственность? И, если эти качества в нем присутствуют, не стоит переживать об отметках. Поверьте, есть немало видов деятельности, помимо учебной, которые принесут успешность, деньги и счастье. Поэтому лучше позаботьтесь о здоровой нервной системе вашего ребенка и хороших отношениях с ним. А в директора он и сам пробьется!

Троечники и отличники: у кого больше шансов на успех?: 7 комментариев

  • 01.06.2014 в 14:45
    Permalink

    Mda…..

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 13.11.2013 в 14:42
    Permalink

    ..но по большей части это никого не волнует.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 13.11.2013 в 14:41
    Permalink

    Троечник-управленец, к сожалению, это беда не только нашего образования, но и нашей страны в целом.
    Неумение в школьномвозрасте раскрыть таланты ребенка, ведет к тому, что дите забивает на все. Интересы всех детей очень разные и не получив развитие в сфере своих собственных интересов, ребенок забивает на учебу. И единственное, что приносит ему радость — азарт выкрутится на уроке и продуреть после уроков весь день. Иногда бывают исключения и ребенок все-таки выбирает какую-то одну область и на все остальное забивает — это правда. И чаще всего выбирает тот предмет, где учитель сам науку обожает. Дети, сейчас, очень рано-умные и понимают, что не все учителя адекватные и хорошие. И к родителю, который вбивает истину, что все учителя хорошие, теряет доверие. Тогда учебе совсем конец. Дело не в детях-троечниках выходит, а в специалистах, которые не имеют сами талантов раскрыть ребенка. Где-то надо подождать, где-то дать время ребенку сосредоточиться, где-то наоборот сделать блиц-викторину… но по больше

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 20.01.2013 в 21:45
    Permalink

    Знаю конкретный пример, когда победитель предметной республиканской олимпиады за год по своему предмету получил «8» (восемь), потому что не прошёл какого-то раздела. Кстати, при этом были те, кто за год получили «10» нигде не участвуя.
    Вот и сравните это с подходом к троечникам: Ответь хотя бы то, что ты знаешь…
    Да, троечники при должностях — это факт. Вот только насколько хорошо это сказывается на развитии страны, если до сих пор не от мозгов, как японцы, зависим, а от цен на газ и нефть? И просвета пока не видно…

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 20.01.2013 в 01:01
    Permalink

    Токра, статья верная: мне учёба давалась легко — медаль в школе, красный диплом вуза. А вот работаю с з/п в 2млн. А одноклассники-троечники все сплошь начальники,уже имеют квартиры, машину, ездят за границу. Просто они наглые и никогда не задумывались, что о них подумают люди, как это делаю я, показывая своё воспитание и тактичность.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 18.01.2013 в 13:07
    Permalink

    Токра, это ж Спор-площадка, мы тут разные точки зрения отстаиваем 🙂

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 18.01.2013 в 12:43
    Permalink

    О как про троечников написали. Управленцы, директора, маркетологи. А отличники — врачи, учителя. Пример Эйнштейна нельзя сюда приводить, так как его мозг (его исследовали после смерти учёного) не был таким как у всех людей. Я за отличников. Статья ни о чём. Не вздумайте в школе детям её показать.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *