Электронное декларирование: окно в будущее

Можно ли упростить процедуру подготовки заполнения налоговых деклараций? А сократить время их передачи в налоговые инспекции? Минимизировать время общения экономических служб предприятий с налоговыми инспекторами? Получили ли вы какие-либо преимущества при предоставлении налоговых деклараций в электронном виде? На эти и другие вопросы ответили представители ООО «Содружество» и ООО «Терминал».

Электронное декларирование в налоговых органах было внедрено в Республике Беларусь 3 года назад. Тогда плательщики получили право вместо представления в налоговый орган декларации (расчета) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет на бумажном носителе направлять ее в виде электронного документа. Первоначально все плательщики могли выбирать способ декларирования — привычное бумажное или электронное. Но с текущего года отдельные категории плательщиков лишены права выбора и обязаны представлять налоговые декларации только в виде электронного документа. Так, обязательность подачи налоговой декларации в виде электронного документа предусмотрена пунктом 4 статьи 63 Налогового кодекса Республики Беларусь для плательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек.

В числе первых наши организации получили ключи с электронной цифровой подписью и стали работать с налоговой инспекцией в системе электронного декларирования.

Перечень документов, которыми плательщики и налоговые органы могут обмениваться в электронном виде, существенно расширился. Если до 1.01.2012 плательщики могли представлять в электронном виде только налоговые декларации, то в настоящее время в электронном виде подаются следующие документы:

— заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

— сообщения об открытии или за-крытии белорусскими организациями счета в банке за пределами РБ, участии в белорусской или иностранной организации, принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, создании или ликвидации обособленных подразделений организации, изменении места нахождения организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась в порядке, определенном ст.66 НК;

— уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения;

— заявление о переносе срока проведения плановой проверки;

— заявление о выдаче справки.

В электронном формате возможно и обратное взаимодействие: направление налоговым органом плательщикам в виде ЭД различных сообщений, уведомлений, решений, выписок, подтверждений и иных документов, в частности:

— сообщений об излишне уплаченных (взысканных) суммах налогов, сборов (пошлин), пеней, а также о проведенном зачете излишне  уплаченных (взысканных) суммах налогов, сборов (пошлин), пеней;

— уведомлений с предложением о предоставлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении  соответствующих исправлений.

-решений об отказе в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

— выписок из данных учета налогового органа об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней.

Реализована возможность ведения налоговых регистров в системе электронного декларирования.
При наличии у субъекта хозяйствования носителя ключевой информации возможно представление отчетности не только в инспекцию МНС, а так же в РУП СП «Белгосстрах» и в отдел статистики.
Электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу. При необходимости налоговые инспекции могут удостоверить форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе.

В ходе общения с работниками инспекции МНС по Мозырскому району мы знаем, что на сегодняшний день к системе электронного декларирования подключилось более 30% плательщиков Мозырского района — юридические лица и индивидуальные предприниматели. А учитывая тот факт, что государством поставлена задача не только «охватить» наибольшее количество плательщиков, но и развивать электронные сервисы, обеспечивать оперативное дистанционное взаимодействие с плательщиком, чтобы с помощью электронного декларирования плательщик смог войти в личный «кабинет» и увидеть всю информацию о своем лицевом счете (состояние расчетов с бюджетом), то, по нашему мнению, будущее — за электронным декларированием.

Екатерина ДУБЕНОК,
первый заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Мозырскому району.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *