Компьютерный синдром — болезнь XXI века

В современном обществе компьютер стал неотъемлемым образом жизни,  однако работа за компьютером имеет свои недостатки. Web-посиделки ведут ко многим заболеваниям.

Сегодня интересы человека лежат не только в плоскости реального, но и виртуального мира. Все большую популярность завоевывает использование социальных сетей. Facebook, «Одноклассники» и другие держат каждый день приклеенными к экрану миллионы взрослых и детей, которые предпочитают общаться друг с другом онлайн. Социальные сети в течение нескольких лет стали настоящим виртуальным наркотиком. Зарубежные психиатры ввели термин «Facebook – депрессия». В ряде научных статей говорится, что больше всего времени в социальных сетях проводят эмоционально-нестабильные люди и люди с низкой самооценкой, которые могут впадать в затяжную депрессию оттого, что постоянно сравнивают свою жизнь с чьей-то другой, более удачной.

Компьютер становится обоюдоострым мечом: с одной стороны, обеспечивает удобство и скорость передачи информации, а с другой, вредит здоровью, вызывая ухудшение зрения, износ суставов, головные боли, кожные заболевания, потерю аппетита, ожирение, сосудистые заболевания, боли в спине, сколиоз, плохое пищеварение и даже расстройства психики (в том числе депрессию) и ухудшение работы мозга. Во-первых, использование компьютера без оглядки наносит ущерб глазам, вызывая их высыхание и покраснение, и приводит к потере зрения («зрительный компьютерный синдром»). Во-вторых, появился «экранный дерматит», т.е. кожные заболевания, вызванные статическим электричеством от поверхности экрана компьютера, которое накапливается как пыль и влияет на кожу, вызывая аллергии. В-третьих, долгое использование клавиатуры и движений «мыши» изнашивает суставы запястья, сдавливает срединный нерв между костными образованиями и связками кисти («туннельный синдром»), ослабляет мышцы большого пальца, а в долгосрочной перспективе могут последовать повреждение нерва и атрофия мышц руки. В-четвертых, сидение за компьютером в неправильном положении вызывает боли в спине, головную боль и головокружение. И так далее…
Чтобы как-то защитить себя, медики рекомендуют при использовании компьютера поддерживать естественное положение, держа спину и шею прямо. Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 60 см. Чаще делайте упражнение на расслабление шеи, спины, рук, ног. Хорошо выключать компьютер или смотреть в сторону, по крайней мере, каждые два часа. Чтобы уменьшить электро-магнитное излучение, ставьте рядом горшки и вазы с цветами. Используйте очки, рекомендованные офтальмологами.

 Мнение эксперта

Ольга МЕДВЕДЕВА, врач-психотерапевт Мозырского психоневрологического диспансераОльга МЕДВЕДЕВА, врач-психотерапевт Мозырского психоневрологического диспансера: 

В разумных пределах работа за компьютером, пользование интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства, развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 году. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость  характеризуется стремлением уйти от повседневности. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни. Чаще всего компьютерная зависимость возникает у детей и подростков, хотя риску подвержены люди любого возраста. В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого.

Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т.е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем он живет и чего он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников. Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности.

Выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

— хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

— нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;

— раздражение при вынужденном отвлечении;

— неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры за компьютером;

— расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;

— забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

— пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

— человек предпочитает есть перед монитором;

— обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером:

— общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего  личность ребенка  не развивается;

— человек в интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает, и таким образом формируется поверхностное отношение к познавательной информации;

— происходит уход от реальной жизни. Как от проблем, так и от многочисленных радостей.

Присмотритесь к своим близким — возможно, им не хватает вашего доброго участия!

Ирина АЛЕНИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *