Маргарита Кулик, учитель иностранного языка СШ №11 г. Мозыря: «Давайте говорить по-английски!»

На прошедшей в Мозыре областной олимпиаде по иностранному языку автору этих строк выпала прекрасная и  почетная  возможность поработать в жюри, оценивая уровень владения английским языком наших школьников.

Подготовка «олимпиадников» всегда будет одним из главных аспектов деятельности любого учителя, и целью здесь является не только призовой диплом, но и оценка собственного профессионализма – насколько твои воспитанники соответствуют уровню, который задают лучшие ученики региона, за успехами которых стоят опытные учителя и репетиторы.

Поэтому всегда актуален классический вопрос «Что делать?»: ученику, школьному учителю, репетитору для того, чтобы совместными усилиями добиться общего успеха на всех. И, конечно же, сопутствующий вопрос «Реально ли подготовить победителя олимпиады в обыкновенной средней школе?»

Работа членом жюри была особенно интересна и по той причине, что в школьные годы мне самой повезло успешно участвовать в областных и республиканской олимпиадах по английскому языку, за что отдельное спасибо замечательному учителю СШ №8, а затем гимназии –  Нине Николаевне Бреднёвой. Поэтому можно было оценить еще и то, насколько далеко ушли современные школьники в освоении языка Шекспира и Леннона по сравнению с тобой, когда учебные технологии опирались только на учебник, мел, доску и мастерство педагога.

Наибольший интерес представлял раздел «устное высказывание», потому что главное требование к преподаванию иностранных языков в школе – научить школьников умению общаться на изучаемом языке. Должна сказать, что пять часов непрерывного языкового марафона с участниками не показались тяжелыми, потому что работать пришлось с умными и интересными собеседниками, учащимися 11 классов.

Устная речь – самый сложный компонент, потому что его необходимо постоянно наполнять содержанием. Признаемся честно, много ли среди наших знакомых тех, с которыми можно поговорить на иные темы, кроме «Погода», «Болезни», «Все подорожало»? Да, для большинства населения это повседневные реалии, но вряд ли получится привлечь внимание собеседника из другой страны даже при совершенном произношении и обширном лексическом запасе.

Устная речь школьников на олимпиаде показала, что успеха достигает тот, кто умеет провести красивую аналогию, вспомнить пример из жизни, уместно процитировать классиков, имеет навыки критического мышления.

Не сомневаюсь, что у членов жюри осталось в памяти выступление Арсения, 11-классника одной из гомельских гимназий. Безупречная речь со всеми тонкостями произношения и интонации, прекрасная реакция на вопросы, оригинальные собственные суждения продемонстрировали тот эталон, к которому надо стремиться и который, оказывается, достижим в наших условиях. Важно не только говорить грамотно с точки зрения грамматики и лексики, но также знать историю и литературу и обязательно интересоваться событиями, происходящими в мире. Достичь этого и просто, и сложно одновременно.
Школьные конкурсы недаром называются спортивным словом «олимпиада». Мы видим, что сегодня успех спортсмена – это результат не только тренировок, но и науки, которая готовит новые образцы экипировки, и медицины, позволяющие в итоге выиграть десятые и сотые доли секунды, необходимые для победы.

Если проводить аналогии со школьными олимпиадами, то когда-то для успеха было достаточно наличие способностей, прилежания и учителя – профессионала своего дела. Потом к этим компонентам добавились репетиторы, профильное обучение в виде гимназий и лицеев.

Но есть и еще одна важная составляющая – родители школьника. Причем не обязательно иметь высшее образование, достаточно поддерживать и направлять своего ребенка, дарить ему доступную всем нам роскошь – общение, как бы мы ни уставали после рабочего дня.

Успешность олимпиады зависит от многих факторов. Совсем недавно всех участников по разным предметам привозили в Гомель, где они, порой, стойко преодолевая бытовые трудности в сочетании с отопительными проблемами по месту временного проживания, пытались показать свои знания. Новому поколению школьных «олимпийцев» повезло: теперь олимпиады принимают и районные центры, среди них Мозырь. Не хочу никого обидеть, но опыт общения с коллегами показывает, что именно в провинции гостям рады не только из чувства вежливости, но и стремятся сделать все возможное для их комфорта, потому что в районных городах проведение различных соревнований становится делом чести и заботой не только отделов образования, но и райисполкомов. А церемониям открытия и закрытия олимпиады по иностранным языкам в СШ №16 может позавидовать иной областной центр.

В памяти немало случаев, когда школьники из-за бытовых проблем отказывались ехать на областные олимпиады, но прекрасная организация и проведение прошедшей олимпиады по иностранным языкам в нашем городе показали, что это необходимое и почетное для любого школьника мероприятие, которое нельзя пропускать, если претендуешь на поступление в престижные вузы.

Бесценный опыт – индивидуальный разбор выполненных заданий со всеми членами жюри, опытными педагогами, дает полезную информацию о текущем состоянии своих знаний по предмету и аспектов языка, над которыми предстоит работать.

Олимпиада дарит и уникальный опыт работы в экстремальных условиях, который не заменит даже репетиционное тестирование. Поэтому мое пожелание всем школьникам Мозырского района – обязательно постарайтесь попасть на следующую областную олимпиаду по своему любимому предмету!

Сделайте еще один шаг на пути к успеху!

Маргарита Кулик,
учитель иностранного языка СШ №11.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *