Подпольный автосервис в Мозыре, или До каких пор веревочке виться?!

Авторский проект «Независимая экспертиза с Натальей КОНОПЛИЧ»

Наш разговор, уважаемые  читатели, предполагаю, что вы уже догадались, пойдет сегодня о проблеме оказания автомобильных услуг в гаражах.

Вряд ли можно найти такого человека, который бы в свое время не насладился просмотром прекрасного кинофильма, снятого  в 1966 году режиссером Эльдаром Рязановым по сценарию Эмиля Брагинского «Берегись автомобиля».  Суть в том, что многие выражения, сказанные автором и героями, стали крылатыми, а некоторые фразы не утратили своей актуальности и в наши дни. К примеру, как и вот эта: «Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать. И не делает этого только потому, что, продав, рискует остаться без машины. Человек, как никто из живых существ, любит создавать себе дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль. Впрочем, его наличие, отнюдь не отсутствие, может запросто осложнить любую счастливую жизнь. Ведь с того самого момента,  когда мечта становится реальностью, и у бывалых автолюбителей, и у новичков сразу же возникают одни и те же заботы и проблемы: где купить нужные запчасти и куда обратиться в случае неполадок?  Кому доверить свою «ласточку» в случае «болезни» – станции технического обслуживания (далее – СТО)  или гаражному Кулибину? Кому предъявлять претензии, если качество ремонта не оправдало ожидания? При всем этом, стоит отметить,  что заказчики хотят, чтобы сроки ремонта были как можно короче, а стоимость его как можно дешевле. Поэтому и не удивительно, что «львиная доля» ремонтов автомобилей в Мозыре, как и по всей Беларуси, осуществляется в гаражах. В то время, как вопросы: «Куда податься за ремонтом: в гараж или на СТО, где дешевле, а где качественнее?», по-прежнему остаются злободневными и ключевыми.

Об этом и о многом другом в редакции газеты прошла беседа за «круглым столом» с участием руководителей СТО, работников налоговых и контролирующих органов.

Каждый о  своем и о том, что «болит»

Исходя из моего вступления, суть темы, как и диагноз, установленный врачом, надеюсь, всем теперь ясна как белый день. Самый черед сейчас выступить представителям легального автосервиса в г.Мозыре.

Константин КОРЯЧКО, ООО «ИстПал-Прогресс» (первый пер.Малинина, 6):

– Наше предприятие уже отметило 15-летие со дня своего основания.  В штате трудятся 44 человека, каждый из которых – опытный и квалифицированный специалист.  Люди получают достойную заработную плату и защищены социальными гарантиями. Цеха предприятия оснащены современной техникой и оборудованием, способным обеспечить качественные сертифицированные услуги как по ремонту, так и по техническому обслуживанию  автомобилей.  Следовательно, оно является законопослушным налогоплательщиком в государственный бюджет. В то время, как вокруг предостаточно специалистов, которые берутся отремонтировать в гаражах сложную технику. Тогда как ООО «ИстПал-Прогресс» на все виды предоставляемых услуг имеет сертификат соответствия, который в силу требований, постоянно обновляется в Гомельском ЦСМ. Мы  постоянно думаем  и о систематическом повышении профессионального уровня своих работников: периодически отправляем их на курсы повышения квалификации. В силу появления на авторынке новейших моделей техники, у нас возникает необходимость в новых специалистах. Кстати, на сегодняшний день на предприятии наиболее востребованы такие специалисты, как диагност электронных систем автомобиля и автослесарь, автоэлектрик, кузовщик, автомаляр. Полагаю, что молодым людям при выборе профессии следует обратить внимание на эти специальности  и после получения соответствующего образования пробовать свои познания  в сфере оказания услуг. Конечно,  между доходной  и затратной  частью работы  СТО имеется ценовой порог, превысив который, есть риск распугать клиентов. Поэтому мы всегда пытаемся «нащупать» ту  адекватную цену, чтобы было приемлемо и себе, и заказчикам.  Уровень цен в целом может определяться несколькими параметрами: позиционированием СТО, оснащенностью, квалификацией работников и качеством услуг.  Люди к нам едут, так как довольны качеством, а  это особый момент, когда авторитет станции работает на ее статус…

Владимир ПЕЛЕШОК, директор СТО «ИстПал-Прогресс»:

– Наше предприятие постоянно берет банковские кредиты ради обновления и модернизации своей базы, направляет средства на совершенствование оборудования для ремонта автомобилей, его постоянное обновление, поддерживает на соответствующем уровне достойную заработную плату специалистам, способствует своему расширению и созданию новых рабочих мест, обеспечивает условия для труда и предоставляет качественные услуги для привлечения внимания самого капризного клиента. Немалые средства направляются также на поддержание в соответствующем состоянии зданий и цехов предприятия, уплату налогов государственный бюджет. В настоящее время в плане дальнейшего развития – строительство еще двух цехов, которые будут призваны обеспечить население региона качественными услугами, а также  это позволит создать 18 новых рабочих мест. Цеха будут оснащены новейшим современным оборудованием в силу требований постоянно обновляющегося автомобильного рынка, а также здесь будет предложен целый комплекс комфортных условий для клиента (телевизор, пресса, чай, кофе, туалет и т.д.), дабы он не скучал во время ремонта или пока его автомобилю будут оказаны какие-то сервисные услуги.  Строительство планируется завершить к концу 2014 года. И если бы «львиная доля» автомобилей ремонтировалась не в гаражах, а пользовалась нормальными цивилизованными услугами легальных СТО, то, безусловно, от этого была бы польза более ощутимой и государству, и предприятию. Подтверждением качественной работы, конечно же, являются отзывы клиентов. К примеру, на договорной основе у нас обслуживается транспорт ОАО «Мозырский НПЗ», Мозырского райисполкома, управления Департамента охраны, сельхозпредприятий Полесского региона, Петриковского и Калинковичского райпо, Мозырского опытного лесхоза и многих других организаций. Мы стараемся работать на имидж предприятия, дорожим своей маркой и приглашаем к сотрудничеству новых партнеров, которые бы почувствовали, что такому СТО можно доверять технику любой модификации, марки и поколения…

Андрей ЯКОВЛЕВ, директор ОДО «АвтоПлюс» (ул. Пушкина, 44):

– Наша станция технического обслуживания оказывает сервисные и технические услуги с 1996 года, соблюдая все законодательные требования. У нас обеспечена полная прозрачность, начиная от информации о режиме работы предприятия, видах оказываемых услуг, их стоимости, сертификации, гарантийных сроков, до ознакомления с образцами заполнения заявки и других документов. Сведения об «Исполнителе», а также прейскурант цен находятся на информационном стенде, вывешенном на видном месте. Даже при выполнении мелкого ремонта, в журнал для учета заносятся и устные заявки. Если для ремонта требуется машину оставить в мастерской, то оформляется заявка с согласованием перечня работ, цены, сроков исполнения. После оказания услуг сотрудниками СТО в обязательном порядке выдается документ, подтверждающий факт оказания услуги, в котором прописываются  все необходимые сведения: наименование фирмы, перечень оказанных услуг и их стоимость. Если организация устанавливала свои детали, то обязательно перечисляется какие и указывается их стоимость. Этот документ может понадобиться в случае возникновения споров.

Закон одинаков для всех!

Прежде, чем свое слово скажут работники налоговых и контролирующих органов, думаю, что здесь уместно вспомнить Виктора Гюго, который утверждал: «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важнее то, на чьей стороне право». Я с классиком согласна на все сто процентов!

Сергей ВАЕНСКИЙ, заместитель начальника отдела инспекции МНС по Мозырскому району:

– Своевременность и полнота уплаты налогов прямым образом  влияют на общую прибыль, размеры заработной платы сотрудников. Поэтому не стоит удивляться, что время от времени бизнес пытается увиливать от их выплаты, причем зачастую грань нарушения налогового законодательства оказывается весьма шаткой. Очень сложно судить о массовости налоговых правонарушений в бизнесе. И уж точно я не могу свои рассуждения направить только в адрес ИП, так как  малому бизнесу выживать сложнее всего. Фактом остается и то, что немалая налоговая нагрузка, обилие затратных административных процедур, весьма часто толкают малое предпринимательство на грехи. Проблема теневого оборота существует в таких сферах деятельности, как строительство, автосервис, торговля, информационные технологии. В последнее время в большей степени на слуху борьба с нелегальным автосервисом. В данном направлении нашей службой проводятся рейды и соответствующие проверки. Выявляется, что у отдельных групп населения, занимающихся индивидуальной деятельностью, отсутствует государственная регистрация, а также устанавливаются факты неуплаты налогов и сокрытия доходов у некоторых зарегистрированных плательщиков. Самое страшное, что это уже не порицается обществом и не осуждается окружающими. Скажем, к примеру, факт использования того же гаража в составе ГСК для получения доходов от осуществления деятельности по ремонту автомобиля – это пробел или просто игнорирование существующих норм права и Устава ГСК? Далее, как второй пример, – продажа на рынках запчастей «с разборки». Это пробел или умелое игнорирование дельцами теневого бизнеса требований существующего законодательства? Но стоит хоть раз в год инспектору МНС провести пару дней в точке продаж или сервиса, как доходы увеличиваются в разы. Да, проблема в отношении серого автосервиса существует на сегодняшний день, и у нее, на мой взгляд, есть еще и социальный аспект: аренда того же земельного участка под застройку СТО, налоговая нагрузка. Дискуссию на эту тему можно продолжать до бесконечности. Но реальная картина пока такова:  на учете в ИМНС по Мозырскому району состоят 24 организации (СТО) и 18 индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по техническому обслуживанию автомобилей. В отношении нелегалов, которые эти самые услуги оказывают «под крышей» гаражно-строительных кооперативов, нашей службой ведется большая работа. Только считаю, что к наведению порядка нужно стремиться всему обществу. Для всех, кто задумывается о небезопасности такого соседства, кто неравнодушен к чистоте окружающей среды, кого волнует сохранность своего имущества или, может быть, кто-то пострадал от нелегальных услуг в данной сфере, мы сообщаем наши телефоны доверия: 32-91-68; 32-12-00.

Александр ШВАБ, старший уполномоченный ОБЭП Мозырского РОВД:

– «Теневой бизнес» – явление, которое находится под постоянным контролем, и в этом направлении нашей службой ведется постоянная работа.  Хотя, он существует во всем мире, вне зависимости от экономической системы в любой из стран. Различие состоит лишь в доле теневого бизнеса в объеме ВВП страны: где-то эта доля невелика и составляет 10-15%, а где-то достигает 50%. Оценить объемы ущерба, который наносит теневой бизнес экономике, сложно. Его зачатки в том или ином виде присутствуют сегодня практически в каждой сфере. В Уголовном кодексе РБ это классифицируется, как незаконная предпринимательская деятельность, которая наказывается, согласно ст. 233 УК, лишением свободы с конфискацией имущества. К примеру, если гражданин получил доход более одного раза без уплаты налогов, то он автоматически становится теневым предпринимателем. Что касается серого автосервиса, то мы будем стремиться наводить порядок в данном секторе экономики доступными для ОБЭП методами.

Павел ГУШЛЯК, оперуполномоченный ОБЭП Мозырского РОВД:

– Кроме предупреждений, в отношении владельцев нелегальных СТО могут применяться также и административные меры. Возможны штрафы до ста базовых величин, а также конфискация предметов правонарушения, орудий и средств его совершения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности. В некоторых случаях предусмотрена и уголовная ответственность. Кроме того, если это частный сектор и установлен факт наличия нелегального СТО, то возможно изъятие земельного участка. Для создания более прозрачных возможностей по оказанию услуг на рынке СТО должны объединиться усилия всех заинтересованных ведомств: МВД, МНС, Госстандарта, Минтруда, Минобразования, МЧС, Таможенного комитета, исполкомов и других государственных органов. Недавно принят специальный Комплекс мер по наведению порядка в данном сегменте рынка. Работа в этом направлении в значительной степени активизируется и в Мозыре.

А ТЕПЕРЬ ВЕРДИКТ: «Скупой платит дважды!»

На мой взгляд, не только как журналиста, но и как водителя-автолюбителя с более чем 20-летним стажем, чинить машину на нелегальных СТО очень  небезопасно. С одной стороны, некачественная услуга может быть чревата последствиями. А, с другой, разница в стоимости ремонтных работ может откликнуться громким эхом. Поэтому человеку, считающему свои деньги, есть смысл поинтересоваться стоимостью ремонта в разных местах и принять решение после тщательного взвешивания возможных затрат и рисков. Риск погнаться за дешевизной и проиграть есть всегда. Но нет гарантии и в том, что, заплатив много денег, можно остаться удовлетворенным  результатом. В конечном счете, данная сфера услуг была и остается той нишей, в которой выбор чаще всего определяется отзывами и рекомендациями пользователей. Хотя, согласно статистическим данным, в отношении качества нарекания бывают как в адрес официальных, так и нелегальных СТО. Чаще всего жалобы встречаются на непрофессионализм, ненадлежащее качество исполнения работ или их объем, из-за чего, по-мнению автовладельцев, дальнейшая эксплуатация автомобиля может быть небезопасной. Не отрицаю, что среди «гаражных мастеров» встречаются зачастую и очень хорошие специалисты, которых следует подтолкнуть к ведению законного бизнеса. Не может же человек всю жизнь приспосабливаться, выкручиваться, жить против своей совести?! Тем более, что контролирующие органы в ближайшем будущем намерены в отношении незаконной деятельности применить самую строгую тактику. Для начала будет применена вот эта мера: поскольку основная масса нелегальных услуг по ремонту автомобилей дислоцируется в гаражах, то в Уставы ГК будут включены новые условия, касающиеся исключения из их членов тех, кто использует гаражи для незаконной предпринимательской деятельности. Потому как нареканий к ним у властей и соседей много, начиная от несоблюдения техники безопасности и экологических требований до превышающего количества потребления электроэнергии. А дальше – больше: списки Минэнерго, в которых видны наиболее «прожорливые» гаражные кооперативы или отдельные гаражи, будут отправляться в контролирующие органы: ИМНС, МВД и МЧС, которые в свою очередь, возьмут на заметку не только подозрительные гаражи, но и земельные участки, на которых расположены нелегальные СТО. Ну и следует напомнить: в силе остаются административные меры с внушительными штрафами и конфискацией. Более того, теневой бизнес может завершиться и уголовной ответственностью. Ничего не поделаешь, законы в стране на то и существуют, дабы иметь для всех своих граждан одинаковый смысл! Иначе будет так, как говорил  тесть Димы Семецветова (актер – Андрей Миронов) из того же известного нам кинофильма «Берегись автомобиля» Сокол-Кружин (роль блестяще сыграл Анатолий Папанов):
– Тебя посодют, а ты не воруй!
– Что же теперь делать?
– Что делать?! – Сухари сушить!..
Может быть «гаражный мастер» и не совсем «жулик», живущий на нетрудовые доходы, но, во всяком случае, он является тем, кто обворовывает государство, от которого хочет получить те же блага для себя самого, своей семьи, одинаковые для всего общества. Одним словом: «дружба дружбой, а табачок – врозь!» Непорядок получается. Пока есть время, нужно думать и делать соответствующие выводы. А иначе, как утверждает народная пословица: «Сколько веревочке не виться, конец будет!»

Водитель: «А я свой автомобиль доверяю только опытным мастерам, таким как на ООО «ИстПал-Прогресс!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *