Ростислав Миневич. Харизматичная личность

Знаток!

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Декарт

Ростислав Маркович мне знаком со школьной скамьи. В памяти остался один интеллектуальный турнир, помнится, проходил он в гимназии. Тогда собралось много высоколобых, сыгранных, подготовленных ребят. Игра у многих шла, а наша команда, собранная на спех, отвечала все не в впопад.  Результат был ожидаем: мы оказались в хвосте, но речь не об этом. Остро хотелось играть лучше, кто хоть раз проигрывал, поймет мои чувства. Набравшись смелости, двинула к тренеру команды-победительницы, он же являлся ведущим игры, просить разрешения заниматься вместе с его ребятами, но за шаг что-то меня остановило. Я убежала, так и не задав своего тогда для меня очень важного «Можно ли?».

Потом, кстати, долго жалела об  упущенном моменте. Пожалуй, опустила бы этот эпизод из своей  школьной жизни, если бы была уверена, что он приключился только со мной.

…А сегодня за чашкой крепкого кофе и нежнейшей шарлоткой (в ее приготовлении супруга моего собеседника уж точно ведает какую-то хитрость) мы говорим с психологом гимназии, старшим преподавателем кафедры практической психологии и дефектологии МГПУ, лидером  Мозырского интеллектуального движения «Миг», председателем детской комиссии Белорусской лиги интеллектуальных команд, игроком элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Ростиславом Марковичем Миневичем  об очевидных и не очень явлениях. О массовых истериях, правильных отношениях учеников и педагогов, а также о белых занавесках на окнах в белорусских агрогородках и многом другом – в нашем интервью.

«Умей получать удовольствие от жизни»

Пусть эта тема уже набила оскомину, но все же, извините, не удержалась и спросила у опытного практикующего психолога о столь часто обсуждаемых и оттого раздражающих армагеддонах.

– Как думаете, почему мы в последнее время с таким удовольствием придаемся паникам, с таким вкусом пересказываем друг другу очередные растиражированные страшилки?

– Потому что не хватает эмоций. По поводу конца света: в 1991 году какие-то корейские сектанты предсказали конкретный день Судного дня. Тогда я жил в Казахстане. Такой массовой истерики не было, по крайней мере, соль не раскупали, это потому что весь мир был ограничен телевизором с несколькими каналами, а сегодня есть интернет. Паника заразна! А помните эпидемию гриппа 3 года назад? Я как раз приехал на съемки в Минск, ко мне люди достаточно близкие к СМИ, осведомленные подходили с расспросами о нашей «чуме», интересовались, правда ли, что город закрыли. У нас ведь как? Если нам говорят, что все плохо, – охотно верим. Если говорят, что все хорошо, – думаем, что это нас успокаивают.

Есть притча о том, как буддийский монах убегал от тигра и сорвался в ущелье. На веточке весит, она раскачивается, вот-вот сломается, а сверху – голодный зверь. И в этот момент на расстоянии руки видит сочную землянику, рвет и с удовольствием ест.

– Мораль? Уметь переключаться в нужный момент?

– Получать удовольствие от того, что имеем сегодня!

«Зная, что делаешь, делай»

– В советское время психологов было очень мало, сейчас ваша профессия значительно популярнее. Как вы относитесь к этом, в чем видите перспективы ее развития?

– Психология, которую мы изучали, будучи советскими студентами, была неким эрзацем. Нам говорили: есть психологи советские, остальные – якобы. В учебнике психологии 70-80-ых гг., например, о Фрейде – полстраницы и то в контексте критики фрейдизма. Мы вынуждены были переучиваться. Мне с преподавателем психологии (Ростислав Маркович закончил физмат нашего педагогического тогда еще института. – Прим.Авт.) повезло: И.Я. Каплунович умел увлечь по-настоящему. Он устроил для нас клуб «Экспериментальное психологическое общество», я там, кстати, с женой познакомился. Странно, что нами не заинтересовались те, кому было положено. На каждом заседании Карнеги читали по одной главе, были времена…А когда он возглавил кафедру психологии в Новгороде, позвал к себе, там я работал два года. В 1993 г. пришел в гимназию и был на тот момент единственным психологом на весь город, не имея при этом психологического образования. Учился в Академии последипломного образования, мой выпуск был первым.
Престиж психологии падает, народ забывает, зачем она нужна. Вообще считаю, что общество  не нуждается в 3-х специалистах: экономистах, юристах и психологах. Рынок труда перенасыщен ими. Плохих специалистов стало так много, что люди перестают верить хорошим. И это печально.

– Ваши студенты рассказывают,  что на каждой лекции вы ставите весьма непростые вопросы, приводите много примеров из практики. Говорят, не могут пропускать ваши пары – очень интересно читаете. Что вы излагаете?

– Психологическое консультирование и психокоррекцию.
Когда мы работаем с людьми, важно понимать, в каком случае должен работать психолог, а главное – с кем. Я очень рад, что несколько лет назад был подписан Закон об оказании психологической помощи. Она (помощь) нужна, если есть психологическая проблема. Ко мне приходит учитель и говорит: «Я к вам приведу Сидорова, у меня с ним проблема». У тебя проблема –  с тобой работаю.  Приходит мама: «У моей дочери проблема». – «Садитесь, обсудим». Ведь ребенок часто оказывается не при чем.
Что касается коррекции, например, внимания, памяти: если бы я был уверен, что улучшив  память ребенку, он станет счастливее, я бы только этим и занимался. У меня есть замечательные упражнения на развитие внимания. Я бы нес их в массы, но понятия не имею, какие изменения внесу в личность, корректируя познавательные процессы. Кстати, злопамятный человек тоже человек с хорошей памятью. …Мы с людьми, как с компьютерами: вставим еще одну микросхему – будет лучше. Но лучше ли?

– Сейчас появилось множество методик раннего развития ребенка, один за другим в столице открываются центры, позиционирующими себя школами для маленьких вундеркиндов. Как вы на это смотрите? Будут ли какие-либо предостережения для молодых, неопытных родителей?

– У родителей первоклассников спрашиваю: «Кому-нибудь из вас понадобился в своей жизни каллиграфический почерк? Что же вы тогда стоите над своими детьми, разве нет других упражнений для развития мелкой моторики?» Зачем бежать впереди паровоза, зачем детей учить не ко времени? Я в 4 года бегло читал, а в школу пошел в 7, мне скучно стало со второго дня. Всему ребенка не научите. Когда в одних предметах он будет звездой, а в других – как все или хуже, начнет страдать самооценка. Хорошо читающий не значит хорошо рисующий. Здорово, если педагогу хватит мудрости это понимать, а если нет? Ко всему надо относиться с осторожностью. Зная, что делаешь, делай, но предусмотри последствия. Они могут быть разными.

Почему замечательные методики для начальной школы, которые действовали когда-то, приказали долго жить? Нет продолжения у этих программ! Если мы открыли в гимназии экспериментальный первый класс для высоко мотивированных детей, то знаем, что в 5 классе с ними будут работать тоже по развивающим мышление программам.

А вообще для психолога все равно, умеет ли ребенок читать. Главное, чтобы он был психологически здоров. Роджерс говорил о безусловной любви к ребенку: мне могут нравится или нет твои поступки, твое поведение, но я тебя люблю!

«Ученик, не люби! Уважай»

– Вы уже 4-й год координируете детское движение БЛИК. (К сведению читателей: в отборе  на последний детский чемпионат Беларуси по «Что? Где? Когда?» участвовало 400 команд, а это 2400 детей.) В Мозыре интеллектуальные игры среди подростков теперь очень популярны. В этом, без преувеличения, именно ваша заслуга. Расскажите, как удалось расшевелить наших эрудитов?

– Парадокс: в интеллектуальные игры я попал случайно, хотя смотрел «Что? Где? Когда?» с самых первых передач, еще когда волчок указывал не на вопрос, который будет задан, а на знатока, который будет нести ответ, то есть где-то с середины 70-ых. Даже о футболе и хоккее забывал, когда шла эта передача. (Ростислав Маркович – болельщик со стажем. Это понятно: у него футболом серьезно занимался отец. – Прим.Авт.) В Казахстане мы организовали «Что? Где? Когда?»: команда учителей против команды учеников. Когда приехал в Мозырь, тогда ничего не зная о структуре этой игры в Беларуси, повторил то же. Детям понравилось. А в 1999-м г. мои 10-классники съездили в лагерь общественной организации «Зеленый крест», там познакомились с замечательными ребятами, которые увлекались еще и «Что? Где? Когда?» Пашей Забавским и Женей Зайцевым. Приехали совершенно одухотворенными и поставили перед фактом, что выбрали меня тренером. С этого года мы начали проводить чемпионаты города. Сначала у меня было одна-две команды  10-11-классников. Сегодня самый  маленький мой игрок – 5-классник, а в первом туре чемпионата города участвовало уже 7 моих команд.

Один я бы это движение никогда не поднял, у меня всегда были союзники. Когда в СШ №9  работал Дмитрий Кулик (Ныне редактор отдела промышленности и строительства нашей газеты. – Прим.Авт.), мы вместе проводили турниры. Теперь мне здорово помогает руководитель лицейского интеллектуального клуба, корреспондент телеканала «Мозырь»  Валик Бойко. Вопросы к «Альпийским играм», например, пишем все вместе, не отрываются  от этого дела и мои воспитанники, уже студенты. В этом году игры  состоятся в первые выходные февраля, традиционно в СШ №15. Пользуясь случаем, выражаю благодарность  отделу по делам молодежи Мозырского райисполкома, районному комитету БРСМ, директору школы Сергею Трояну за помощь в организации мероприятия,  а также руководству университета и санаторно-лесной школы  за расселение наших игроков, а их по-прежнему будет около 300.

Есть еще одно важное для меня мероприятие, которое с 2006-го года проходит в Мозыре, два года подряд при этом в гимназии, – Чемпионат Беларуси по «Что? Где? Когда?» для 9-классников. В этом году рассчитываем выиграть. У нас выросли сильные команды, главная ставка – на «Летучий голландец», которая недавно из «Зубренка» привезла Кубок надежды и вообще приехала увешенная медалями. Эта команда 8-классников даже на фоне старших ребят легко войдет  в 20-ку лучших.
Работа в интеллектуальном клубе – это нормальная работа психолога с одаренными детьми. Это и интеллектуальная тренировка, и психологический тренинг, и даже классный час.

– В Мозыре, уж так повелось, сильные игроки. Их имена гремят на  всю республику.

– У нас нет знаний лицея БГУ, но мы серебряные призеры Чемпионата Республики по  «Что? Где? Когда?» в 2004 г. («Беллерофонт») и в 2012 году («Ежики»), серебряные призеры Чемпионата Европы по «Что? Где? Когда?» в 2008 г., бронзовые призеры Чемпионата Республики в «Брейн-ринге» в 2009 г. («Че Славия»). Каждый раз, когда дети выпускаются, думаю, что других таких у меня уже не будет. Но приходят. Смышленые, креативно мыслящие. Кстати, обе мои дочери тоже играли, были капитанами команд и не являлись отличницами.

– В памяти – газетная статья  где-то 10-летней давности, а запечатлелась она тем, что носила почти оправдательный характер. Мол, все дети из нашей команды поступили  в вузы, не смотря на то, что много времени после школы занимались не учебой – игрой. Подумалось тогда, неужели есть родители недовольные  тем, что их ребенок – в интеллектуальном движении?

– Ее смысл был такой: многие родители искренне считают, что клуб отвлекает от уроков. У меня были дети, которые в 11-м классе сообщали, что игры у них закончились, они готовятся к поступлению. В первые годы клуба я на выезд команду не мог собрать, потому что кого-то не отпускали родители. Давным-давно этого нет. Хотя ошибаюсь: в прошлом году из-за жестких условий мамы девочка перестала играть. Жаль, она бы засияла!

Дети не хотят уходить из клуба, у них здесь своя компания. Каждый год в августе работает лагерь интеллектуальных клубов для 300 наших детей. Три сезона он был на базе «Купалинки» в Радошковичском районе, до этого в «Лесном городке» под Молодечно. Дети готовы платить серьезные деньги, чтобы туда попасть, некоторые даже от зарубежных летних каникул отказываются. В интеллектуальные игры там играют каждый день – до обеда, после обеда – много спорта, вечером – развлекательные мероприятия. Для меня очень важно: ребятам здесь прививаются некоторые ценности. Нестатусные в общем понимании дети  здесь звезды, авторитеты!

– Вы обмолвились, что днями приехали из «Зубренка»…

– В этом лагере бригада белорусских знатоков из белорусской элитарки пробыла 3 дня, с интеллектуальной сменой мы проводили турнир «Хрустальный зубр» и многое другое. Всю смену ребята готовили вопросы, доводили их до телевизионного формата. А в один из дней за игровой стол села команда знатоков во главе с Мухиным и играла против всего «Зубренка». Шла съемка, авторы вопросов торжественно выходили на сцену, лучший автор, как и положено, награждался очень дорогой книгой с пожеланиями от всех присутствующих знатоков. Это было зрелище! Ни один отряд в этот день не лег спать, пока  не сфотографировался с нами. Еще мы были в жюри их турнира, что придавало ему  определенный вес, серьезность. Буду рад, если после таких встреч у этих детей кумиром станет наша Саша Татаринова (игрок телевизионного клуба «Что? Где? Когда?),  а не Ксюша Собчак. Это будет победа.

– Ребята негимназических, средних школ, наслышанные об уровне детей Миневича и вашем суровом нраве, порой даже не мечтают заниматься в вашем клубе. Может быть, мой вопрос о том, кто к вам приходит тренироваться и где вы это делаете, несколько разгонит их сомнения?

– К нам идут не самые умные и не всегда отличники – все желающие. Мы еще ни одного человека не выгнали. Тренировки сейчас проводим только в гимназии, а раньше еще и в Центре детского творчества. В клубе ЦДТ занимаются ученики со всех школ города. Правда, сейчас ЦДТ закрыт на реконструкцию, и мы собираемся, повторюсь, в гимназии, регулярно в пятницу – 16.30, воскресенье – 10.45. Можем еще несколько раз тренироваться, но это время от времени.

В клубе ребята становятся психологически здоровее, увереннее в себе. Безусловно, интеллектуальные игры положительно отражаются на их учебе и на результатах ЦТ в том числе. В клубе я никого не воспитываю. Мы общаемся, живем одной жизнью. И они чувствуют, что мне интересно с ними.

Я умею выглядеть суровым, умею убедительно говорить. И рявкнуть могу. У меня была парочка таких команд, которые в этом нуждались. Иногда они сами просят об этом, чтобы разозлиться и выиграть. Но победа  не самоцель, хоть она и приятна.

Знаний сегодня детям не хватает, и достаточно серьезно. Познавательный мотив у них в школе не на первом месте, дети учатся, не приходя в сознание, не понимая зачем. Меня забросают камнями, но я скажу: порой педагоги тоже не приходят в сознание, обучая детей, ясную цель, что делать с конкретным ребенком, не видят.

Интернет заполнил все время и пространство подростков, вытеснив все, что могло быть. И в конечном итоге их коммуникативные навыки падают. Фразу, которую Достоевский описывал в пол-абзаца, теперь они выражают одним смайлом.

–  Есть мысль, что ребенок может легко научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем. Чему учат дети вас?

– Справедливости. Креативности. Иногда подсказывают своим поведением выход из трудных жизненных ситуаций. И спонтанному поведению. Я учу этому детей, а они – меня.

– Работа с молодежью – дело с материальной стороны неблагодарное. Чем оно «окупается»?

– Мы ничего не должны ждать от людей взамен, иначе это торговля. Убежден, что наш профессионализм в любви к детям. Человек получает удовольствие, когда любит других, а не тогда, когда любят его. Меня устраивает, сколько мне платят. Я много работаю, но мне это в удовольствие. И на самом деле меня крайне тяжело заставить делать то, что не хочется.

В Казахстане  дети шли за мной в походы, на вечера отдыха, ехали со мной на зимние каникулы в Подмосковье. Мне тогда одна мама сказала: мне не нравится, что вас дети любят, вы не идеальный человек, вы допускаете ошибки. А когда мы любим, мы следуем за предметом обожания во всем: и в хорошем, и в плохом. Это я запомнил и сегодня тоже так думаю. Дети должны учителя уважать, а не любить.

«Хочу быть лучшим, но не обязательно лучше всех»

– Как попали на голубой экран? Для мозырян это было приятной неожиданностью. Пишут, что отбор был многоступенчатым и жестким. Это так?

– Когда в 2009 году ехал на первый отбор, хотел, откровенно говоря, просто посмотреть на эту кухню. К тому же за  тем столом мне всегда было бы любопытно оказаться. Первый прошел, а от второго, так случилось, сначала отказался. Это был апрель, последний выезд «Че Славии» на турнир, в Витебск. Дети не могли ехать без руководителя. Спасла положение супруга, все заботы с поездкой она взяла на себя. Правда, сыграла команда хуже обычного, зато у меня появился шанс, и я им воспользовался. Проводили отбор москвичи. Конечно, учитывались мнения и Алеся Мухина, белорусского ведущего игры, и Леонида Климовича, капитана команды.

– Расскажите немного о вашем секстете. Хочется знать, чем занимаются знатоки в жизни.

– Из команды ушел Климович, он теперь играет в московском элитарном клубе. На капитанское место пришел Сергей Веретило из Лиды, я его давно знаю, он детский тренер, у него клуб в гимназии. Архитектор Мария Морозова из Минска на год ушла от нас по причине  более чем уважительной: она родила двух мальчиков. Ее место заняла  гомельчанка Кира Полевая. С могилевским менеджером Максимом Бучневым я познакомился уже в команде, что не мешает нам хорошо общаться. Инженер Сергей Капустников из Гомеля самый эрудированный из нас, он же обладатель Малой хрустальной совы. Я всегда говорю, что человек не может знать столько, сколько знает он, у него крайняя степень любознательности. Его земляк Алексей Ковалев тоже инженер, очень интересный человек. Тренируемся мы нечасто. В субботу и воскресенье у нас съемки, а накануне, в пятницу – тренировка.

– Существуют ли какие-то негласные правила в команде, разделение ролей? Например, есть ли свой «дурак», который набрасывает абсурдные идеи?

– Мы работаем командой, без «дураков». Что касается негласных правил: если их вводить, то до железной дисциплины так недалеко будет, а мы не ее сторонники. В элитарном клубе нет слова, которое я переношу тяжело – субординации. Обращения на «вы» у нас нет – чувствуем себя моложе.

– Почему бросил команду Климович? Правда, что он и в жизни такой же взрывной и весьма своеобразный человек? Его шутки идут в народ, вот например выдержка из интервью с ним: «Место кошки и женщины в доме, а мужчины и собаки во дворе»…

– Первый раз слышу эту фразу. Да, у него незаурядное чувство юмора. Он не играет перед камерами, остается таким же интересным человеком и в обычной жизни. А еще он очень ранимый, поэтому стараюсь ничем его не обижать. Его снова вернули в московский клуб, теперь он играет в команде с Друзем и Сидневым. У него для ухода были свои резоны, не буду комментировать. Абсолютно для печати: его уход с команды никак не повлиял на нашу дружбу.

– А все в команде такие обидчивые, ранимые? Вот вы, например,  как отреагировали, когда по итогу финала летней серии игр 2010 года лучшим игроком был назван Максим Бучнев, хотя он взял 1 вопрос, а вы дали 4 правильные версии? Вас можно было отметить даже за одно задание  о занавесках, которые председатель, только вступив на должность в белорусский агрогородок, просил их на ночь зашторивать, а на день раздвигать. (Спрашивалось о ком таким образом он заботился).

– В любом случае это не обидело. Макс получил книжку как лучший игрок, и я порадовался за него. У меня компенсаторных вещей нет: я хочу быть лучшим, но мне не обязательно быть лучше всех. (Для интересующихся. Правильный ответ звучал так: таким образом председатель позаботился о пожилых людях. Если утром шторы не раздвинуты, видно, что человеку нужна помощь.)

– Раскроете ваши сильные и слабые стороны как игрока?

– Сильная: структурированное, логическое мышление. Мои любимые вопросы, когда нужно найти точное слово, решить логический ребус. Слабая: страдает образное мышление, не умею отвечать на вопросы «Как?». У меня абсолютный географический кретинизм. Я третий раз ездил в «Зубренок» и третий раз находил дорогу с корпуса в корпус с чьей-то помощью. В «Что? Где? Когда?» много вопросов на эту образность. Я до сих пор не понимаю, как я догадался о тех занавесках, о которых вы вспомнили. Это точно был не мой вопрос.

– Последней по счету игру успешной не назовешь. Когда ваша команда будет иметь возможность реабилитироваться?

– Об этом и Алесь Мухин еще не знает. Мы проиграли со счетом 6:3. Считаем, что вопросы такие попались. Однако я был вне себя, рвал и метал, извергал фразы, которые в приличном обществе повторять нельзя, – так сбрасывал эмоции, успокаивался. Это просто необходимо. Еще в древнегреческом театре заставляли зрителей плакать или кричать, использовали катарсис (Википедия сообщает, что в современной психологии– в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии – под этим понятием следует понимать индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя. – Прим.Авт.).

Кто не знает: в зимней серии проиграли телезрителям все команды. На финал пришлось делать сборную клуба, которая, к слову, тоже уступила телеаудитории. Большую хрустальную сову вручили 9-класснице.

– Как думаете, если бы играли на деньги, зарабатывали своим умом, как раньше, играли бы лучше?

– Не хотел бы играть на деньги. Я очень азартен, меня в нормальное казино пускать нельзя – это первая причина. Вторая: как только появляются товарно-денежные отношения, возникают напряжения в коллективе, а этого бы не хотелось. Кстати, за съемки нам платят.  Но если бы платили больше и вне зависимости от результата, я не возражал бы.

Блиц

– Самое большое ваше достижение?
– Мои дочери Ирина (закончила педуниверситет им.Танка, работает маркетологом) и Даша (учится на 5-м курсе экономического факультета и 5-й год уже работает).
– Что для вас дурной тон?
– Когда человек, заботясь о себе, работает локтями, раздвигая в стороны других.
– Когда вы составили о чем-то мнение, за него упорно держитесь?
– Переубедить меня нелегко, но людей я слушаю и доказательствам верю.
– От чего в последний раз смеялись от души?
– Не от шутки, от восторга. В «Зубренке».
– Вы человек принципиальный?
– Нет.
– Правило, которому безоговорочно следуете?
– Не навреди.
– Что, если не психология?
– Математика. Без проблем умножаю в уме трехзначное число на трехзначное. И вообще люблю считать.
– Стакан, наполовину заполненный водой, для вас наполовину полон или пуст?
– Стакан, наполовину заполненный водой. Я люблю точные формулировки.
– Пушкин некогда писал: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей». Как следует понимать в этих строчках поэта?
– Хорошие стихи может писать по-настоящему невротичный человек. Пушкин был законченным невротиком, отсюда и мрачные мысли.
– Есть ли у вас свое понятие слова «интеллект»?
– В моем понимании это – умение приспособить свои знания в конкретной области жизни.
– Человек образованный – это кто?
– Тот, кто знает, о чем говорит.
– Историческая личность, которая вам особенно интересна? Кто любопытен из современников?
– Мне интересны противоречивые личности вроде Наполеона или Столыпина, когда один и тот же их поступок можно расценить как зло, и как благо. Из современников это – Михаил Горбачев, он тоже хотел, как лучше.
– Три книги, которые, по-вашему, обязательно следует прочесть.
– В отрочестве нельзя пройти мимо «Трех мушкетеров», человек постарше должен вчитаться в «Евгения Онегина».  Третья, пожалуй, – «Война и мир». Беда, что ее детей заставляют читать не ко времени.

Проверь себя: вопросы задает Ростислав Миневич

1. Особенности архитектурного проекта этого здания подсказал участок, выделенный под строительство, дороги к которому сходились под углом 108 градусов. О каком здании идет речь?

2. Закончите двумя словами четверостишие Франсуа Вийона:
«Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только…»

3. Закончите двумя словами короткую басню Эзопа:
«Лисица зайца пригласила на обед.    Морали нет, и …».

4. На чемпионатах мира по футболу все футболисты выступают под игровыми номерами от 1 до 22. Первый номер почти всегда остается за вратарями. Вратарь чемпионской сборной Аргентины 1978 года Филлол, несмотря на свое желание получить №1, играл под непривычным пятым номером, а первый номер достался полузащитнику Ардилесу. Через 4 года Ардилес играл под вторым номером, а освободившийся первый Филлол так и не получил – ему достался уже №7. Каким же образом игроки сборной Аргентины получали номера?

Ольга Ардашева

Ростислав Миневич. Харизматичная личность: 22 комментария

  • 24.01.2014 в 17:00
    Permalink

    А Ринго был звездой…

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 02.02.2013 в 00:28
    Permalink

    Моя дочь была капитаном ЧЕ СЛАВИИ. Игра «Что?Где?Когда?» украсила школьные годы ребят. Игра принесла массу удовольствия и нам, родителям. Ростиславу Марковичу огромное спасибо! Очень интересный человек, замечательный педагог! Для него — самые лучшие пожелания!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 01.02.2013 в 14:21
    Permalink

    Это — да.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 01.02.2013 в 11:33
    Permalink

    …and Ringo was a drummer.
    А Ринго был барабанщик.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 31.01.2013 в 23:46
    Permalink

    Пас. Но точно он был звездой это точно!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 31.01.2013 в 15:51
    Permalink

    Хм… Ну ладно. Закончите цитату Джорджа Мартина:
    В группе «The Beatles» Пол был мозгом группы, Джон — сердцем, Джордж — душой.
    А какова была роль Ринго?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 31.01.2013 в 15:27
    Permalink

    Дмитрий Юрьевич, хочу еще одну шоколадку!!! Давайте еще вопрос!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 31.01.2013 в 15:27
    Permalink

    Знаю! По «Иронии судьбы» там жил Лукашин. 3-я улица Строителей — это ответ. А точнее его киношный адрес: д. 25, кв. 12

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 31.01.2013 в 14:17
    Permalink

    Ну, раз так всем хочется играть, то вот вам вопрос, а приз, чтоб было интереснее, шоколадный батончик. Итак:
    Вблизи Ленинского проспекта в Москве, среди улиц, названных именами соратников Ленина, есть улица Марии Ульяновой. А какое название по иронии судьбы эта улица носила до 1963 года?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 31.01.2013 в 10:14
    Permalink

    Айс весь кайф сломал

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 31.01.2013 в 00:57
    Permalink

    Следующий раз попробуем сделать с призом!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 31.01.2013 в 00:20
    Permalink

    Смысл подставы? Разве разыгрывался какой-то приз?
    Второй и третий вопрос очевидны — попасть в рифму и размер.
    Четвёртый — известный факт для любителей футбола.
    Первый — вспомнить известные многоугольные здания, коль «дороги».

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 30.01.2013 в 19:44
    Permalink

    🙂

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 30.01.2013 в 19:43
    Permalink

    Вопросы несложные. И подставы нет

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 30.01.2013 в 18:57
    Permalink

    Здесь какая-то подстава, Айс знал(а), скорее всего, заранее.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 30.01.2013 в 15:07
    Permalink

    почему бы и нет?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 30.01.2013 в 14:42
    Permalink

    Дык ёлы-палы… Сходу и без справочников. В знатоки, штоль, подацца?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 30.01.2013 в 13:46
    Permalink

    Айс, 100% попадание. Браво!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 29.01.2013 в 19:17
    Permalink

    Спасибо, Вероника! Очень приятно.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 29.01.2013 в 17:40
    Permalink

    Сходу только «от себя» удалось угадать… 🙁
    Ольга, очень интересное интервью! Как, впрочем, и все интервью, которые вы делаете 🙂

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 29.01.2013 в 14:44
    Permalink

    Айс, напишу, верно ли вы ответили вечером или завтра. Вдруг, кто-то еще вздмует поиграть. ОК?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 29.01.2013 в 13:56
    Permalink

    1. Пентагон
    2. …не себя
    3. …зайца нет
    4. по алфавиту. Вне алфавита только Марадона и Кемпес получили №10 и №11.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *