У православных начались Коляды

Белорусская народная культура соединила в себе язычество и христианство, явив миру уникальные обычаи и ритуалы. Самые почитаемые праздники — древнеславянские Коляды и христианское Рождество Христово. Главными героями новогодних гуляний были ряженые, девушки гадали на суженых, а столы украшали специальные яства.

Чтит ли древние традиции современное поколение белорусов? Какие наиболее удачные дни для гаданий? Когда стоит идти в сваты? Сбываются ли новогодние предсказания? Какими блюдами наши предки задабривали духов? Что делается для того, чтобы сохранить для потомков оригинальные народные обряды?

4 января на сайте БЕЛТА www.belta.by прошла оnline конференция с ректором Института культуры Беларуси, кандидатом филологических наук, этнокультурологом Иваном Круком на тему «Народные традиции: Коляды».

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА:
Иван Иванович, тема нашей беседы – древний славянский праздник Коляды. Где истоки этого праздника? В чем его символизм и особенности?

Иван Крук:
Коляды — один из древнейших славянских праздников. Говорю один из, потому что надо всегда помнить про другой полюс — Купалье. Коляды приурочены к зимнему солнцестоянию, Купалье — к летнему. Философия Коляд связана с поворотом на новый годовой круг. Древняя славянская традиция свидетельствует о том, что новый год начинался либо первого марта, либо в день весеннего равноденствия. Мы говорим сентябрь, не обращая внимания, что в переводе с латинского название этого месяца «седьмой», а мы считаем его девятым. Откуда это противоречие? Со времен Петра Первого. Поездив по Европе, он решил, что начало нового года нужно перенести со дня весеннего равноденствия на день зимнего солнцестояния. Начало нового года перенесли, а название месяцев осталось прежним.

Что касается философской сути Коляд, — это поворот на новый год, возможность заглянуть в завтра. Отсюда самый важнейшим акцент — программирование жизни семьи, человека и рода на будущий год. В обязательном порядке существовало правило встречать Коляды всей семьей за столом. Если семья собралась за одним столом, замкнула круг, то это символизирует то, что весь следующий год эта семья намерена прожить вместе. Если в семье появлялся ребенок, то бабка-повитуха обязательно клала его на стол, тем самым прописывая его за этим столом, выделяя ему место. А когда дочь выдают замуж, то ее трижды вокруг стола обводят и передают в руки жениху, то есть, выписываем из своего семейного круга.

Принцип подобия лежит в основе всех ритуально-обрядовых действий этого праздника. Мы проецируем год, и мы должны поставить на стол символический год, то есть все блюда, которые в той или иной мере, которые будут представлять все месяцы или хотя бы 4 поры года. Поэтому тут будет и сушеная ягода, и моченое яблоко, и грибы — все то, что сопровождало крестьянина на протяжении года. Сюда закладывалась еще и своего рода идеологическая платформа: чем я богат в первый день нового года, так я в любой день этого года готов буду встретить любого званного или нежданного гостя, и стол при этом обязательно будет богат.

С этим праздником связан обычай колядования. Колядовщики в основном были молодыми ребятами 14-16 лет, они переодевались в вывернутые кожухи. Почему их надо было выворачивать? Перевернутый мир — это мир наших предков. Получается, что колядовщики, переодевшись, закрасив лица сажей, хотели сказать только то, что по деревне в новогоднюю ночь ходят души давно умерших предков. Колядовщики водили с собой древнеславянский символ солнца. Как вела себя коза? Она потанцует в доме, куда пришли колядовщики, и падает замертво. Это должно символизировать только одно — старый год умер, ушел в небытие. А когда хозяйка доставала кусочек сала, колбасы или сыра и приносила своего рода пожертвование козе и гурту колядовщиков, то коза оживала, вскакивала и начинала рогами бодать членов этой семьи. Это должно было символизировать то, что солнце повернуло на новый годовой круг.

Христианство принесло с собой новый календарь, иные символы. На протяжении столетий происходит притирание, взаимообогащение традиций. Все слилось очень тесно. Сегодня почему многие журналисты задают, на их взгляд, каверзный вопрос, в чем разница между Рождеством и Колядами. Нам хочется разводить по полюсам наших людей. А я всегда говорю, как в семье единое целое муж и жена, так и в  культуре. Сегодня в нашем красном углу вверху икона, внизу — дежа и сноп. Это разводить не надо, наоборот нужно соединять ценности одной и другой культуры, показывать, как их можно в современной жизни использовать на благо воспитания современной личности.

Марина:
Иван Иванович, какое все-таки количество блюд должно стоять на столе на Коляды? Можно ли еще в Беларуси отведать кутью, приготовленную по старинному рецепту, — из грубо обмолотого ячменя с медом?

Иван Крук:
На столе должно быть 12 блюд. В нашем году 12 месяцев, у Христа было 12 учеников, отсюда и такое количество блюд на нашем столе. В этот вечер мы моделируем год жизни.

Что касается кутьи, то не ждите, что у нас в Минске есть ресторан, где такое блюдо можно отведать. Но ведь нет никакой проблемы поехать на какой-нибудь рынок, купить ячменя, дома в кастрюле перетереть его и отварить вместе с медом. Кроме того, самая вкусная кутья — это приготовленная своими руками.

Оксана, Минск:
Сколько белорусов отмечает старый Новый год? Проводились ли на этот счет исследования?
Иван Крук:
Исследований о популярности у белорусов празднования старого Нового года нет, такой соцоспрос не проводился. На мой взгляд, нет смысла терять время на его проведение. Каждая семья в Беларуси, независимо от этнической принадлежности, вероисповедания и принадлежности к профессии, я уверен, соберется за столом и хотя бы одним словом обмолвится о старом Новом годе.Об этом празднике нельзя забыть еще и потому, что, согласно традициям, перед старым Новым годом необходимо избавиться от новогодней елки. А устанавливать ее следует вечером 24 декабря.
Корр. БЕЛТА:
Несколько лет назад деревенские жители заранее готовились к Колядам, разучивали обрядовые песни, готовили специальные блюда, шили одежды? Сохранились ли эти традиции сейчас?
Иван Крук:
Недавно один из курсантов Академии МВД, где я читал курс духовного наследия белорусов, задал вопрос: «Иван Иванович, а вы можете назвать ту деревню, где можно увидеть в живом бытовании весь календарь?» К сожалению, такой деревни нет. В каждом селе осталось несколько ключевых праздников, которые являются доминирующими на протяжении года. Весь календарь, то есть двенадцать праздников плюс присвятки, мы не найдем.Но, например, три года назад мы записывали фильм и были участниками обхода колядовщиков вождения козы в деревне Любоничи Кировского района Могилевской области. Там все проходило в соответствии с древней традицией — и подготовка хозяев, и колядовщиков, и песни, и приговоры. И когда я задал местным жителям провокационный вопрос: а зачем нам с крупой возиться, давайте купим в магазине, меня просто не поняли. Потому что традиция предполагает ежегодное повторение нотка в нотку того, что издавна было передано нам предками.
Ольга Нахаенко, Минск:
Как долго длятся колядные праздники?

Иван Крук:

Как правило, это двухнедельный период с тремя основными точками. Если брать по католической традиции — это с 24 декабря по 7 января, в православном варианте — с 6 по 19 января.

Здесь интересный выход из 40-дневного поста в зимний мясоед, если в один день это проскочить, то кишки завернет, поэтому в народе поступали мудро. Так, первая кутья — это сочельник, по русской традиции она называлась «бедная», потому что там были постные блюда. Потом то, что сегодня связано со старым Новым годом, тогда в народе назывался «щедрец», так как это был самый богатый стол. Затем третья кутья, которая называлась «бедной» или «водяной», потому что она совпадала по времени с крещением, а раз доминант вода, то и стол праздничный назывался так. Переход из поста в мясоед через двухнедельное усложнение — очень мудро.

Ольга Петренко, Минск:
Добрый день. Современная молодежь имеет весьма туманное представление о белорусских народных традициях. В этой связи скажите, не планирует ли институт культуры организацию тематической передачи на телеканале культурной направленности «Беларусь-3», курс на создание которого был снова озвучен председателем Белтелерадиокомпании 31 декабря?
Иван Крук:
Однозначно, да. Причем первым пойду на эту амбразуру. Не только потому что ректор, а потому что кое-что понимаю в нашей традиционной культуре и уже давным-давно хотелось бы, чтобы у нас был канал, а не отдельные программы по культуре. Это все фрагменты. Должен быть канал, где на протяжении хотя бы часа можно было в прямом эфире говорить со всей Беларусью, чтобы нам звонили и задавали вопросы. Не надо жалеть эфирного времени на живой диалог. Такой канал должен вещать не только в Беларуси, но и на весь мир. Недавно приезжали представители белорусской диаспоры к нам в институт на курсы, на глазах у этих людей были слезы. Они ждут любой весточки, книги, не говоря уже о канале. Я обеими руками за создание такого канала.
Настя, Брест:
2013 год — Год Змеи. Как относились наши предки к этим животным?
Иван Крук:
Сложно представить хотя бы один район Беларуси, в котором люди никогда не сталкивались бы со змеями. Змея очень широко представлена в белорусской мифологической традиции. Более того, ранее в каждой семье на Полесье жил уж, который неким образом патронировал эту семью, особенно детей. Ужа очень почитали, при этом его убийство считалось равнозначным скорому приходу беды.Змея довольно часто встречается в заговорах — одном из самых архаических жанров фольклора. Существует большое количество заговоров от нападения змеи. Например, если идешь в лес, надо произнести сакральную формулу, для того чтобы она не укусила. В мифологических представлениях модель мира часто изображалась в образе дуба: его крона означала небеса, ствол — это люди, корни — род человеческий, в основании которого обязательно присутствовала змея.По старинным рецептам народной медицины, для создания необыкновенно действенного лекарства кожу, которую змея меняет каждый год, необходимо перетереть в порошок. На ее основе делали также водочные настои для компрессов.

Наталья Инушкина, Минск:
Существуют ли приметы или особенные правила поведения для того, чтобы встретить Новый год и прожить его правильно?
Иван Крук:
В этом вопросе есть две составляющие: с одной стороны — это регламентация правил поведения, а с другой — то, что называется попыткой диалога человека с небесами, то есть возможность предсказания своего будущего на год или на всю жизнь.Начнем с вопроса, касающегося регламентации поведения. В новогоднюю или рождественскую ночь той девушке, которая хочет, чтобы на протяжении года у нее был десяток нарядов, нужно было несколько раз переодеться. Здесь ключевое слово «программирование». На протяжении всех колядных вечеров запрещено что-то отдавать из дому, в доме должна быть ситуация стабильности. В первую колядную ночь категорически запрещено ходить в гости, если колядный стол моделирует весь год для семьи, то гости и поход в гости крайне нежелательны. Не нужно выносить сор из избы. Веник, которым выметали дом на протяжении года, хозяин обычно клал на порог, рубил на три части и жег в печке, потому что веник собирал всю негативную энергетику, мусор, и это не нужно было переносить в новый год.Я не могу сказать, на чем это базируется и как это действует, но это удивительные моменты. Однажды я это проверил на себе и сработало. На протяжении двух колядных недель нельзя стричь ногти. Мать нам это запрещала, но я тайком состриг один. Мы тогда жили в деревне, у нас была корова, которая после этого переболела, и ей снесло копыто. Мать сразу сказала, что кто-то из наших грех допустил, но я молчал и не признавался. Потом, когда стал типично минским жителем, я попробовал еще раз это проверить и подстриг ноготь, сам же потом молотком по этому ногтю и получил, ноготь тогда слез.

В эти дни в доме должна быть ситуация стабильности и благопожелания. Потом эти традиции перетекли и на празднование Нового года. Например, единение семьи и рода. Открывается бутылка шампанского, разливается по бокалам, вся семья чокается, то есть все бокалы соединяются вместе, и в это время все говорят  благопожелания. Таким образом мы как бы заговариваем воду для того, чтобы потом каждый выпил эти пожелания, а, попадая в нас, эта программа начинает работать.

Наша семья на Коляды и Новый год за 15 минут до завершения старого года ставит на стол специальную кружку, которую наполовину заполняем водой, все садимся и левую руку держим минуту над этой посудиной, сбрасываем туда весь негатив, то, с чем хотелось бы расстаться, затем воду выплескиваем в форточку. А когда приходит новый год, наливаем в кружку воды или сока до краев, правую руку держим минуту над ней, говорим пожелание каждому, кто сидит за столом, а дальше пускаем кружку по кругу, делаем по глотку пока вся вода не будет выпита. Так идет программирование нашей жизнедеятельности на весь год. Уникальная вещь заложена в этот обряд.

Что касается гаданий в колядную ночь, то я называю их необычным  судьбоносным спектаклем, где главным режиссером является судьба. В эту ночь девушки могут не только узнать, кто первая из подруг выйдет замуж, но и характер суженого, его имя и многое другое.

Далее был ритуальный диалог человека с небом. Если небо звездное, то это знак того, что будет богатый урожай, если идет снег — также будет благополучный урожай, если мороз и холод — летом будет жарко. Важное место занимает фаза луны. Если растущий месяц — то год будет богатым, если наоборот, месяц начинал стареть, то и год будет неудачным.

Канановіч Аляксанд Лявонцьевіч, Брэсцкі район, в.Кавярдзякі:
Добры дзень, Іван Іванавіч! Калі выйдзе ваша другая кніга «Летнія святы» з цыкла «Беларускі народны каляндар»? Дзе можна набыць вашу кнігу «Зімовыя святы». Дзякуй за адказы!
Иван Крук:
По поводу «Летніх свят», увы, пока не знаю. Вторая книга должна быть посвящена Купалью и Жниву. Пока научные исследования приостановлены. Меня почему-то потянуло в другую сторону. Много было отдано книге по систематизации наших традиций «Золотые правила народной культуры», подготовленной совместно с Оксаной Котович. В 2013 году будет 13-е издание. Только что вышла из печати книга про белорусские свадьбы объемом 900 страниц. Сейчас хочется поработать над монографией, которая ляжет в основу докторской диссертации, — это математическая модель мира, то есть числовой код. Работа над докторской началась с вопроса, заданного в аудитории. Молодой человек спросил, почему мы к девушке идем с тремя цветками, а к умершему с двумя. К стыду своему должен признаться, что еще не могу сказать ни ту дату, ни ту точку, когда произошел этот переворот. Хотя в целом ряде советских фильмов, в «Кавказской пленнице», например, можно увидеть, что молодые люди дарят два цветка, как во всем мире это происходит.
Лариса Федорова, Пинск:
Считаю, что наши белорусские традиции уходят в небытие: молодое поколение занимают айпады и прочие изобретения цивилизации, а история народа остается вне поля их зрения. Вместе с тем нужно, чтобы молодежь «не цуралася» обычаев предков. Есть ли рецепт популяризации обычаев? Эффективно ли используются в этих целях возможности Интернета?
Иван Крук:
На мой взгляд, отдавать приоритет бумажным носителям, как мы делали это до сих пор, не очень удобно. Так, я согласен, что довольно трудно быстро сориентироваться в книжном магазине с ассортиментом продукции в 5 тыс. Вот и наша молодежь, стремительно осваивающая современные технологии, все больше отходит от бумажного формата. С одной стороны, я бы, конечно, не шел по пути России, которая стала уделять слишком много внимания сокращенным форматам…»Война и мир» на двух страницах не тот путь, по которому нам следовало бы двигаться. Но, с другой стороны, я полностью согласен с тем, что мощнейшие информационные ресурсы необходимо более активно подключать к познавательным процессам, в том числе и традиций, географии. Думаю, нам надо постепенно переходить на электронные варианты книг, в том числе и изданий о нематериальной белорусской культуре.К слову, мы уже работаем в этом направлении. Специалисты из отдела традиционной культуры нашего института вот уже на протяжении года вывешивают на наш сайт короткие описания предстоящих праздников с упоминанием территорий, где можно познакомиться с обычаями и обрядами, узнать об истоках праздника и значении его символики. Я понимаю, что для популяризации обычаев с помощью электронных носителей информации пока сделано не так много, как этого хотелось бы. Это объяснимо тем, что, например, я принадлежу к людям старой закалки. Мне всегда легче записывать свои мысли ручкой, а поразмышлять я предпочитаю с чистым листом бумаги под рукой. Но, думаю, все поправимо. Например, можно подключить к нашему проекту Академию наук, Университет культуры и другие учреждения, собрав в одну команду опытных ученых и молодых творческих людей, которые могли бы вместе поездить по Беларуси, отснять культурный материал с тем, чтобы затем разместить его во Всемирной паутине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *