Татьяна Подолинская, зам директора АП-2 г.Мозыря: о работе, коллективе, проблемах и кадровом дефиците

Хоть жара, хоть холода…

Действительно, по большому счету, на общественный транспорт  круглогодично ложится «львиная доля» нагрузки, связанная с пассажирскими перевозками, а  зимние условия, со всеми капризами матушки-природы, лишь подвергают транспортные предприятия еще более сложным  испытаниям.

– Тем не менее, несмотря ни на что, – рассказывает заместитель директора по идеологической работе автопредприятия филиал «Автобусный парк №2»  г. Мозыря ОАО «Гомельоблтранс» Татьяна Подолинская, – коллектив направляет все усилия на оказание качественных транспортных услуг населению города.

Ежедневно из автопарка на линии городских перевозок выходят 50 автобусов – 47 основных и 3 дополнительных. Хоть и подготовилось предприятие к зиме основательно, к сожалению, есть проблемные моменты, влияющие напрямую на качество перевозок, с которыми мы справиться пока не в силах: необходимое количество исправной техники и кадровый дефицит.

Если взять количество единиц подвижного состава автопарка, то оно на сегодняшний день существенно не дотягивает до социального стандарта по отношению к количеству жителей города. Решить эту проблему невозможно пока ни в рамках АП-2, ни даже ОАО «Гомельоблтранс», так как один современный автобус  нашего отечественного завода «МАЗ» на сегодняшний день стоит больше двух миллиардов рублей. Безусловно,  обновлять подвижной состав, согласно нормам, по этой причине не представляется возможным.

Скажем, за последние три года мы в 2012-м смогли пополнить автобусный парк только двумя единицами марки МАЗ-103, тогда как ранее планировалось обновлять технику ежегодно не менее чем на 10%.  Ну а та техника, которая уже имеется в эксплуатации, имеет свойство амортизироваться, изнашиваться, ломаться. Значит, появляется проблема, которая заключается в запчастях и их стоимости. В наших силах только то, что ремонтный цех работает круглосуточно. В ремонтных мастерских специалисты производят как срочные работы, так и плановое текущее тех-обслуживание машин, которые должны выходить на линии в исправном состоянии. От этого фактора зависит уже не только качество обслуживания, но и безопасность пассажиров.

Как я уже отмечала выше, одной из причин, влияющих на качество транспортных услуг, является недостаток кадров. К примеру, нам для обеспечения рабочего процесса в штатном режиме на сегодняшний день не хватает 20 водителей, 17 кондукторов, 10 ремонтных рабочих узкого профиля. Руководство в этом направлении ведет большую работу: решаются вопросы повышения заработной платы (за декабрь 2012 года средняя заработная плата водителей достигла порядка 6,2 млн. руб., 3,0 – у кондукторов и 4,5 млн. руб. – у ремонтных рабочих); посредством центра занятости производится обучение желающих приобрести нужную специальность; обеспечивается социальная поддержка. Однако этих усилий оказывается далеко не достаточно, чтобы удержать этот вопрос на уровне, так как  человек имеет право поиска другого места работы и более высокой заработной платы.

Очень волнует проблема технического состояния автобусов, которая возникает не только в зимнее время. Особенности рельефа городской местности создают дополнительную нагрузку на автобусы. А недоработки завода-изготовителя, т.е. установка на машины некачественных узлов и агрегатов (радиаторов) при эксплуатации автобусов приводят к течи радиаторов, неисправностям системы  отопления и требуют от транспортных предприятий дополнительных затрат как материальных, так и физических на их устранение. Потому летом «МАЗы» имеют свойство «кипеть», а зимой в них перемерзает пневмосистема, регулирующая открытие и закрытие дверей. В итоге автобус может внезапно сойти с линии или допустить отклонения от графика, так как с открытой дверью осуществлять движение невозможно в целях безопасности пассажиров.

Немаловажным аспектом, влияющим на  бесперебойность в работе общественного транспорта, является и состояние дорожного покрытия, которое в зимних условиях зачастую не соответствует нужным параметрам из-за снежных заносов, гололеда. Это происходит в связи с обильными снегопадами, на расчистку которых требуется дополнительное время, люди и техника, которых иногда просто не хватает у дорожников при всех их стараниях и круглосуточном режиме работы. В число причин, влияющих на работу в зимнее время, входит и человеческий фактор. Если, скажем, к зиме мы смогли подготовиться с технической стороны, то никто не может дать гарантии в отношении состояния здоровья людей. Бывают случаи, когда по причине болезни не могут выйти на работу до 10 и более водителей и кондукторов. И если кондуктору еще можно найти альтернативу, то необученного человека вместо водителя за руль автобуса не посадишь. В результате получается, что вместо четырех автобусов на кольцевых маршрутах могут работать только по три.

Из-за недостатка кадров в конце 2011-го в течение 2012 гг. мы вынуждены были перевести 8 автобусов на талонную систему оплаты проезда пассажирами, что очевидно сказалось на доходной части предприятия. Хотелось бы, чтобы пассажиры это понимали и относились к работе водителей и кондукторов с уважением. Коллектив старается постоянно вносить позитивные моменты в работу общественного транспорта, и одним из таковых стали праздничные экипажи, где на протяжении четырех дней с 30 декабря по второе января автобусами (№№4,14, 201) управляли водители-Деды Морозы, а хозяйками салонов были кондукторы-Снегурочки. Это доставило пассажирам много позитивного настроения и немало хороших отзывов в адрес транспортников, как руководства, так и самих сказочных персонажей, среди которых водитель Виктор Мазуркевич оказался самым колоритным. Как поделились потом пассажиры, особенно люди старшего возраста, благодаря активности такого экипажа, многим вспомнилось детство, а душа наполнилась счастьем и ожиданием чуда…

Завершая разговор с Татьяной Анисимовной, мне, как человеку, тоже пользующемуся услугами общественного транспорта, хочется обратиться  к мозырянам с просьбой: учиться оценивать работу транспортников с позиции взаимопонимания и уважения, сезонных проблем и трудностей, не забывая при этом о своей совести, культуре и ответственности. И если от позитивного настроения, подаренного транспортниками  хотя бы единожды, у нас на душе станет теплее, то в ожидании автобуса на остановке, поверьте, мы точно не замерзнем.

Блиц-опрос

Какое у вас мнение о работе общественного транспорта в городе?
С таким вопросом обратился наш корреспондент к мозырянам.

Надежда ХОМУТОВСКАЯ:

– Общественным транспортом пользуюсь ежедневно и, исходя из своих наблюдений, могу сказать следующее:  транспортники стараются работать, несмотря ни на какие трудности, а вот за наших пассажиров зачастую бывает просто стыдно. Культура поведения отсутствует напрочь не только по отношению к тому же кондуктору, но и даже к самим себе или по отношению друг к другу. Разве уважаемый себя гражданин станет щелкать семечки в автобусе или позволит бросить на пол мусор?.. Опять же, обратите внимание на отношение к пожилым людям, беременным женщинам или матерям с маленькими детьми… Мало находится доброжелателей, кто уступит место.

Валентина ШПАКОВСКАЯ:

– Я считаю, что транспортников нам надо поддерживать всегда, а руководству побольше поощрять их за хорошую работу. Это нам со стороны хочется просто вовремя куда-то добраться, а с какими трудностями сопряжен их каждодневный труд? Там, где человеческий фактор, всегда найдутся те, кого услуги устраивают, а также те, которым никогда не угодишь.  Чем жаловаться, пусть бы недовольные пошли в автопарк и попробовали поработать. Вакансии же  там имеются, и зарплата приличная.

Зоя Васильевна:

– Я коренная мозырянка и помню многие вехи из истории  развития этого предприятия. Давайте вспомним лет 10-15 назад: какой по нашим улицам ходил транспорт и с какими интервалами? За эти же годы АП-2, стоит сказать добрые слова в адрес предыдущего руководителя Анатолия Мартынова, достиг небывалого развития! Мы пользуемся современным транспортом – автобусами новой модификации. Транспортники стараются, а вот пассажиры не понимают этого. Здесь уместно сказать, что наш  народ, согласно высказыванию, «в чужом глазу соринку видит, а вот в своем и бревна не замечает». Я это к тому, что если какие-то малейшие сбои в работе  транспортников происходят, так скорее жалобы начинают строчить, а зачастую и необоснованные, вместо того, чтобы направить свое стремление на сбережение нашего общего блага. Ведь никому и дела нет до того, когда в салонах «недоумки» сидения кромсают, исписывают, портят внутренний интерьер…

Анатолий ВЕРАКСИЧ:

– По сравнению с другими городами, где приходилось бывать, хочу сказать, что у нас общественный транспорт ходит с наименьшими  интервалами и практически бесперебойно. Маршруты новые в зависимости от появления новых микрорайонов добавляются, зона действия расширяется. Считаю, что мозырянам грех жаловаться. Надо просто быть уважительнее и добрее к окружающим. Если уж так надо быстрее добраться, так садись на маршрутку. Благо в нашем городе и эта работа налажена неплохо.

Анатолий ШАФАРОСТОВ:

– В свое время мой отец, участник войны, много лет отработал в автобусном парке завгаром. И я не понаслышке знаю о проблемах и заботах транспортников особенно в зимнее время. Надо отдать должное, сегодняшнее предприятие много достигло в своем развитии, а мы должны ценить  труд транспортников и способствовать развитию. Для примера скажу о таком факте, что автопарк в 2011-2012 годах пошел на вынужденную меру из-за недостатка кадров – талонную систему оплаты проезда. Невооруженным глазом видно, что оно от этого терпит немалые убытки от недобросовестности наших сограждан, так как многие без основания норовят проехать без билета. А из этой толики нашей ответственности и совести складывается доходность предприятия, которой не хватает на запчасти или повышение той же заработной платы. Вместо нареканий, я бы еще за вредность кондукторам и водителям при работе «с хамством» доплачивал. Неоднократно видел, как буквально перед «носом» автобуса нажимают кнопочку светофора. Попробуй затормози плавно… В итоге нарекания на водителя, который думать должен о нашей же безопасности как на дороге, так и в салоне автобуса.

Ольга МИХАЙЛОВА:

– Если в работе транспортников и происходят какие-то сбои, то на это есть объективные причины. А, по большому счету, общественный транспорт работает замечательно. Как-то приезжали к нам гости из России и Украины, так были просто в восторге. Хотелось бы, чтобы каждый из мозырян это понимал, ценил и не относился ко всему по принципу: «моя хата  с краю, ничего не знаю», когда рядом хулиганят, если кто-то выражается нецензурными словами. Общественную культуру нам надо поднимать. Давайте  бороться с равнодушием, тогда  наш город, благодаря заботе и вниманию со стороны жителей, станет еще краше. В этой среде будут расти и воспитываться наши дети…

 

Наталья КОНОПЛИЧ,
Александр СОЛОДКОВ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *