Живи достойно: время трать на добрые дела! Минутной пользы не ищи, она источник зла!

Владимир Степанович Туровец, директор СШ №11 в проекте Ларисы ЧЕРНОЙ «И я при встрече вам скажу…»

Его сердце подобно океану — такое же большое и глубокое.
Его душа сродни красивой песне, излучающей свет и тепло.
Его взгляд глубок и проницателен — как у человека, наделенного мудростью и философским подходом к жизни.
Его мировоззрение — constanta, и форма его творящая.
Его принципы высоки и несут в себе духовное начало.
Его жизненное кредо благородно и прекрасно, ибо суть его — любовь и добро.
Его чувства гармоничны и притягательны: чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса: есть нескудеющая сила, есть  и нетленная краса!
Его характер ровный и открыт миру, свету, созиданию.
Его вера лишена гордыни и тщеславия — она создает волю.

Да, стать таким человеком — это великое искусство, и суть такой работы — не плоть, а дух. Он созидает дух и потому велик. Вот почему я говорю о Владимире Степановиче Туровце всегда в мажоре, ибо только до кончиков волос влюбленный в педагогику человек будет радоваться
1  сентября — замечу, вот уже на протяжении 33 лет! — как святому празднику — Пасхе или Рождеству. Почему? Да потому что это тоже начало новой жизни, только школьной, ведь этот день — словно порожек в будущее:  в прекрасное далеко мы начинаем путь… И пусть из года в год все повторяется — та же теорема Пифагора или закон Ньютона, правила правописания прилагательных и существительных или периодическая таблица Менделеева, закон о наследственности Менделя или закон Ома, это главной сути не меняет: школа остается адекватной времени! Веку hi-tech! Наука движется вперед, и вместе с ней — образование.

Как же удается СШ №11 всегда находиться на пике славы и успеха? Какие силы небесные и земные позволяют духу лидера не расслабляться, не сломаться от сонма больших и маленьких проблем? Что в его харизме есть особое,  так магически воздействующее на людей,  стимулирующее и  двигающее их вперед?

Я знаю ответ на эти философские вопросы: секрет столь большого жизненного накала Владимира Степановича Туровца — его великое чувство долга, ибо это тот якорь, с которого никогда не сорвешься, если, конечно, сам не захочешь.

Истоки

– Известный педагог Василий Сухомлинский утверждал, что годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Вы с этим согласны?

– Безусловно. Я часто возвращаюсь в мыслях в то замечательное время. Родился я в дер.Лясковичи Петриковского района. Мой отец, Степан Дмитриевич, был учителем, но, несмотря на это, о нем можно было смело сказать словами поговорки: и швец, и жнец, и на дуде игрец… Это удивительно, но все так: он умел делать буквально все – любую работу, причем, выполнял ее безукоризненно, мастерски: и кирпич клал, и плотничал, и столярничал, одним словом, он не чуждался никакого дела. Вот почему сызмальства я был приучен к уважительному отношению к труду – это святое! В деда пошел и мой сын Дмитрий – он настоящий виртуоз в работе, к любому делу руки его приложатся – засмотришься любо-дорого на этот дар! Мама моя, Надежда Александровна, тоже была учителем – вела в школе домоводство, родная тетя преподавала математику, как и ее муж – он тоже из этой педагогической кагорты. Что я взял из детства у них? Самое главное – великое почитание дела, которое ты избрал – однажды и навсегда! -– а это великая ответственность. Не зря говорится, что живет достойно только тот, кто с честью исполняет свой долг.

Да, жизнь дана нам на добрые дела. Все это, наверное, и определило мой выбор  будущей профессии, да и склонен я больше к гуманитарным предметам. Так сложились обстоятельства, что я делом всей своей жизни определил учительство. Поступил в Мозырский педагогический институт на филологический факультет по специальности русский язык и литература. Учился старательно – это заложено в моем характере – ко всему подходить серьезно, шпаргалкой, к слову, никогда не пользовался – не мое! Это как пищу с пола поднимать… По окончании института работал в Лясковичской средней школе Петриковского района, служил в армии и награжден, чем весьма горжусь, четырьмя знаками солдатской доблести – я был лучшим стрелком в полку. Затем снова вернулся в педагогику. Интересный и памятный период моей жизни связан с переводом меня на работу в женское специальное училище, здесь находились подростки, кто не ладил с законом. Это была тюрьма своего рода, и этим все сказано. Удивительно, но факт: у меня одного из всего педагогического коллектива училища не было клички, воспитанницы меня звали уважительно «Степанович». Трудно воспитуемые барышни меня уважали – за то, что был справедливым. И считались с моим мнением. А затем я возглавил одну из крупнейших школ в районе в дер.Новоселки. Коллектив был сложным, конфликтным, но мне удалось, несмотря на молодость, – мне было всего лишь 26 лет! – все изменить к лучшему. За опытом к нам приезжали делегации со всей республики, в том числе из г. Мозыря. Так мне предложили  возглавить в городе на Припяти строящуюся школу №11. И я согласился, и здесь нашел свою судьбу. 1 апреля 2013 года исполняется 33 года как я директор!

Дело

– Владимир Степанович, библейское изречение гласит: «Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими, потому что это – доля его». В полной мере отношу эти слова к вам, ведь ваша судьба так тесно связана со средней школой №11, что разделить сегодня ваше имя от учебного заведения просто немыслимо: ассоциация сразу возникает одна: школа – это вы, прежде всего. И не удивительно, ведь не каждому выпадает такая козырная  карта в колоде жизненных перипетий – 33 года быть директором прославленного учительского коллектива! Во всех достижениях школы, а они есть – впечатляющие и значительные!  –  причем, какой вопрос ни возьми, заслуга, прежде всего, ваша и в этом, Владимир Степанович. А как бы вы нарисовали сегодняшний портрет своей школы? Как бы вы ее презентовали?

– Школа – это, прежде всего, творческий коллектив, а не стены. И я горжусь, что мне, хотя, честно скажу, я не люблю этим бравировать, удалось его создать – дружный и сплоченный, знающий и высокоинтеллектуальный, высокообразованный и талантливый. Я горжусь своим коллективом! Когда я ухожу в отпуск, мне уже через несколько дней вновь хочется окунуться в работу, вернуться в родные стены, порадоваться общению с коллегами, точнее, не с коллегами, а с друзьями, товарищами. Скажу так: я ценю в своем коллективе, прежде всего, профессионализм, глубокое знание дела, которому мы служим. Я ценю коллег за их великое почитание детей, уважительное отношение к ним. Как много знают о каждом ребенке классные руководители! Какую большую работу они проводят, чтобы этот маленький, разнохарактерный детский коллектив стал единым целым! Я ценю свой коллектив за доброжелательное отношение к школе, к коллегам. За 33 года моего директорства у нас не было ни одной жалобы, ни одного конфликта. А ведь наша школа – одна из крупнейших в городе. В одно время в ней занималось более трех тысяч детей, нынче – полторы тысячи, работают 150 педагогов. Я ценю свой коллектив еще за то, что есть весьма тесная связь между учителями и родителями учеников, которые, к слову, очень уважают моих коллег.

Это аксиома: коллектив создают люди – каждый в отдельности. И тогда в нем царит семейная атмосфера, где каждый может сказать правду друг другу, чувствовать себя ком-фортно и раскрепощенно, проявить заботу о товарище, помочь ему в беде. У нас очень хорошая атмосфера в школе, приятно работать, жить, общаться.

– Согласно известному латинскому изречению, образованный человек всегда носит в себе богатство,  то есть, обучая других, мы учимся сами. В вашей школе,  Владимир Степанович, есть замечательная тенденция, которой, знаю, вы весьма гордитесь: преемственность поколений. Это же просто замечательно, когда ученики выбирают профессию своих учителей…

– Да, это так. Сегодня около 20 процентов наших учителей – это вчерашние воспитанники школы. И, к слову, все они очень хорошо работают, имеют значительные достижения, потому что взяли от своих учителей все самое лучшее и привнесли его в свой педагогический опыт. В их числе – Ангелина Михайловна Пунтус, Ирина Николаевна Красуля, Елена Юрьевна Митрофанова, Сергей Владимирович Величко, Роман Валерьевич Оленев, Ирина Николаевна Егорова, Елена Алексеевна Пикуза, Ирина Ивановна Конопляник и другие. Все они имеют высшую и первую категорию.

Успех

– Действительно, нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить.  Как утверждал мудрый Конфуций, тот, кто,  обращаясь к старому, способен открыть новое, достоин быть учителем.
Как вы, Владимир Степанович,  считаете,  профессиональный успех – это что? На высокую башню, как известно,  можно подняться лишь по винтовой лестнице…

– Это емкое и широкое понятие, ибо успех – это не только умение давать хорошие знания по своему предмету,  тут концентрируется все – и талант видеть своих учеников, независимо от того, силен ребенок в учебе или нет, ведь не все могут быть отличниками, и личное творчество, и прирожденный такт, и нравственность, и, наконец, внутренняя уверенность в том, что он, учитель, есть, должен быть и не может быть иным. Профессионал – это человек, который, как рентгеном, видит учащихся, как говорится, насквозь – и интеллект детей, и характер, и принципы, и умение  творчески мыслить, и решать проблемы. Как сказал Лев Николаевич Толстой, если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем.  Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, -– он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединил в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель! В числе таких педагогов – Елена Даниловна Оленева, Маргарита Борисовна Кулик, Виктория Эдуардовна Сташелевская, Варвара Ивановна Бобруйко, Елена Алексеевна Пикуза, Галина Владимировна Шкаль, Наталья Григорьевна Пикуза, Елена Васильевна Герасименко и другие.

– О них вы можете сказать: педагог от Бога?

– Да. Потому что у них есть призвание, то есть любовь к работе. Это как музыканту дается способность играть, художнику – рисовать, тенору – петь. Говорю уверенно: все наши учителя пришли в педагогику по призванию, потому что в обратном случае они не смогли бы работать в школе. Индикатор деятельности учителя – ученики и их родители. Да, у нас были случаи, когда учителя сами уходили, потому что понимали: в педагогике они – инородное тело. Это не значит, что они плохие люди, вовсе нет. Просто у них было другое предназначение. Еще раз подчеркну: педагог – это и психолог, и социолог, и дипломат – и это все в одном лице, ибо каждая ситуация в школе уникальна. Главное, что наши учителя советуются друг с другом, советуюсь и я, директор школы, с ними, интересуюсь мнением коллег: а как здесь поступить правильно? Если я где-то не прав, я всегда извинюсь, и сделаю так, как этого требует объективная обстановка или ситуация.

– Повторю вслед за Яном Каменским: счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее,  еще ревностнее – лучшее, и всего ревностнее – наилучшее. Владимир Степанович, а  какие слагаемые  успеха СШ №11 вы бы обозначили как руководитель в первую очередь?

– Это, прежде всего, стремление искать новое, видеть новое и пользоваться новым. Такая неустанная работа начинается с начального звена – оно более трех десятков лет является у нас базовым в области. На базе нашей школы проходят семинары, учеба – это основа, как старт. Когда появляется что-то новое, не только в нашей республике, но и за ее пределами, например, в России, это сразу же усваивается и реализуется в нашей школе. Каждый учебный год, каждую четверть мы должны – таков наш принцип! – на еще одну ступеньку подняться вверх.  Это как вода течет: если она движется, то она чистая, годная к употреблению, а если застоялась, то все растения погибнут, не будут расти.

Принципы

– Аристотель утверждал, что принципы поступков – это то, ради чего они совершаются. Другими словами, в вопросах стиля плыви по течению, в вопросах принципа стой твердо, как скала. Хотелось бы знать,  какими принципами вы руководствуетесь в своей работе? Какой метод управления коллективом вы избрали – авторитарный или демократичный?

– Отвечу словами Людовика  XIV. Он говорил: «Я первый среди равных». Я никогда не выделял себя, как особую личность – я всегда первый среди равных. Я не пользуюсь авторитарными методами управления. Надо работать так, как сказал один известный философ, чтобы управления не было видно. Оно должно срабатывать невидимо. Не надо показывать, что ты главный, что ты выше всех по статусу, что только тебя долж-ны слушаться. Надо чувствовать и слышать коллег, и быть с ними на равных. Это мой принцип. Люди все разные – и по знаниям, и по характеру. Есть учителя, которые хорошо знают свой предмет, но иногда совершают педагогические ошибки, то есть требуют от ученика невозможного, конфликтуют с ним, тем самым создают оппозицию среди определенной части школьников. Поэтому я говорю так, если, к примеру, это касается учителя географии: «Вы не Пржевальский, вы должны хорошо знать географию, но, прежде всего, вы педагог. Если у вас нет педагогического призвания, значит, вам надо идти в науку или заниматься прикладной деятельностью в другой сфере». Самое главное в руководстве – не показывать, что ты – человек особый. Но в то же время, конечно, обстоятельства порой требуют принимать и жесткие меры. Учитель понимает: если я принимаю какое-то волевое решение, то оно правильное, то есть я убедил коллегу, что он не прав. А если ты обидел человека из-за своих амбиций, несдержанности, эмоций, он не будет после этого работать хорошо как минимум неделю, потому что будет выбит с колеи. Мое правило такое: необходимо, чтобы человек уходил домой, сбросив всякий груз работы, ибо он честно исполнил свой долг, и его не мучают угрызения совести. Так же и директор школы.  Ибо  если ты совершаешь неправильные действия, ты долго затем мучаешься.  Мой принцип: прежде, чем что-то сделать, надо все обдумать, независимо от своего характера и темперамента.

Характер

– Древние утверждали, что занятия налагают отпечаток на характер и что наши характеры образуют наши нравы. Какие, Владимир Степанович, черты вашего характера помогли и помогают вам столь успешно руководить школой на протяжении 33-х лет?

– Во-первых, наверное, умение понять психологию человека, видеть человека с его достоинствами и недостатками. А еще – дипломатиче-ская гибкость и, не побоюсь этих высокопарных слов, любовь к людям. И даже если человек причинил мне какие-то неприятности, о них я сразу забываю, потому что жизнь продолжается и не надо быть злопамятным. Ни в коем случае! Надо помогать человеку избавиться от недостатков, а достоинства развивать. Строгость – это не повышение голоса, оскорбление человека. В моей жизни не было случая, чтобы учитель меня ослушался, потому что я не даю глупых заданий, все обосновано.

Если кто-то начинает плохо работать, здесь надо проявить строгость и логически  доказать, что человек не прав. Люди чувствуют руководителя. Если бы я в чем-то сфальшивил, это сразу было бы замечено. Необходима разумная и логическая строгость.

– А какие дни в должности директора СШ №11 вам особенно запомнились?

– Это дни становления школы – первые пять лет. Они были очень сложными: школа была недостроенной, коллектив только формировался. Ну, а радовали юбилеи школы, когда можно было оглянуться назад и убедиться, что сделано немало, радовали успехи учителей, когда они получали высокую оценку за свой труд, когда наш воспитанник Егор Волчек выступал на детском Евровидении, когда наши дети занимали первые места на всесоюзных олимпиадах, когда они достигают чего-то высокого, ведь каждый хороший поступок – это слава школе! И это более приятно, чем материальные блага. Для меня духовная жизнь – это главное.

– А как бы вы объяснили в отношении самого себя известное пушкинское выражение: «Он уважать себя заставил»?

– Уважение приходило ко мне само по себе – это не самоцель. Не люблю, когда меня хвалят, хотя это, чего лукавить, приятно, если, конечно, сказано от души. Пусть время похвалит – вот мое правило.

Имя

– Это аксиома: нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство. А можно сказать и по-другому: нам отказано в долгой жизни; оставим труды, которые докажут, что мы жили. Мне очень нравятся эти слова Плиния Младшего.  Владимир Степанович, продолжите, пожалуйста, мысль: «Я как руководитель  состоялся благодаря…»

– Думаю, что своему трудолюбию и ответственности. Если мне поручено какое-то дело, я его выполню, несмотря ни на что. Ради себя, ради своей собственной совести, ради тех людей, которые меня выбрали для решения этой задачи. Ну, и генетическая потребность работать и добиваться серьезных результатов – это от родителей.

– А какое ваше главное кредо жизни?

– Делать людям добро, и оно сторицей к вам вернется. Вернется не от того человека, которому ты помог, а от совершенно другого – это моей жизнью проверено. Живи достойно: время трать на добрые дела! Минутной пользы не ищи, она источник зла.

– Вы умеете владеть собой?

– Умею. Хотя я холерик, меня все принимают как флегматика.

Мнение

– Владимир Степанович, древние считали, что иметь мнение – это иметь состояние. Духа. Души. Ценю ваш взгляд на жизнь: она, данная нам Богом, природой, бесценна. И потому вам столь близки слова Сократа: «Человек! Празднуй день, в котором живешь!», ибо это всегда праздник, пока ты живешь. Мне импонирует ваша точка зрения на трудные обстоятельства: всегда в жизни найдется человек, которому труднее, чем тебе, а потому соберись с духом и иди дальше. Ваш взгляд на судьбу тоже философичен: живи настоящим, вспоминай прошлое и надейся на будущее! Уважаю также ваше жизненное правило: не говорить громко о себе, не выставлять своих заслуг – это принцип достойнейшего человека! А теперь самый простой вопрос вам после этой  большой ремарки – великому профессионалу и руководителю: чем, на ваш взгляд, ваша школа отличается от других? Что есть в ней особенного?

– Одинаковых школ нет. И когда мне говорят: «Ваша школа лучшая в городе», я говорю: «Каждая школа заслуживает таких слов, каждая школа хорошая». Что наш коллектив отличает от других? Спокойствие, уверенность, хорошие результаты в работе, и это подтверждают разные семинары, олимпиады, которые проводятся на базе СШ №11. В прошлом году, например, у нас прошло три олимпиады по трудовому обучению – районная, областная и республиканская. Объяснить это сложно, просто у нас такая аура, судьба школы такая – красивая и светлая.

– Владимир Степанович, а с учениками на каких принципах строите свои отношения?

– На демократичных, доверительных. Мнение мое здесь такое: жесткость ничего не дает, она пугает ребенка на 3-5 минут, а затем он снова становится прежним. Моя метода – это индивидуальная беседа на равных, знание обстановки в семье, умение сделать акцент на что-то такое, что зацепит  ребенка, изменит все к лучшему. Дети, как и взрослые, любят справедливость, логику. Мне приходилось извиняться даже перед учеником 4-го класса, когда я оценивал только ситуацию, не зная, почему она сложилась так… Разобравшись в ней, я понял: ребенок прав, а учительница – нет.  Ее я наказываю словесно, потому что писать выговоры не могу терпеть… После этого начинается нормальная работа.

– А женским коллективом трудно руководить?

– Мне все задают этот вопрос. Мнение мое такое: я думаю, что значительно легче, чем мужским. Женщины более эмоциональны, но зато их можно убедить, они исполнительны и ответственны.

Ценности

– Нам нужны ценности, и в этом нет ничего предосудительного. Какие ценности предпочитаете вы?
–Уважение людей. И мое правило в работе с коллективом, с учениками такое: никогда не оскорблять человека! Никогда не обманывать человека! Как сказал Денис Фонвизин, имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

О себе одним абзацем

*Охранная грамота: предчувствие, интуиция. Доброе имя да будет нетленно!
*Самый главный подарок судьбы: сын Дмитрий, внук Павел, внучка Виктория.
*Ключевое слово жизни: спешите делать добро!
*Не принимается на дух: ложь, фальшь.
*Главный девиз жизни: только вперед!
*Любимое изречение: слова Демокрита: «От чего получаете добро, от того получаете и зло». Грани первого и второго рядом!
*Зависимость от быта: абсолютно никакой!
*Самое большое чувство:  отцовство!
*Любить жизнь: это значит, ценить каждый ее миг.
*Самое уважаемое людское качество: уметь краснеть за других. Переживать за них, как за самого себя.
*Любимые поэтические строчки: стихотворение Расула Гамзатова: «Мы все умрем, людей бессмертных нет, и это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след – дом иль тропинку, дерево иль слово. Не все пересыхают ручейки, не все напевы время уничтожит. И ручейки умножат мощь реки, И нашу славу песня приумножит!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *