Должность — директор Мозырской фабрики художественных изделий. Призвание — лидер

иректор РУП "Мозырская фабрика художественных изделий" Тамара Анатольевна Шкред.«Начни сначала, хоть и лиха беда», – эти строки из песни Евгения Мартынова невольно всплывают в памяти, когда твой собеседник – директор РУП «Мозырская фабрика художественных изделий» Тамара Анатольевна Шкред.

Трудовая биография Тамары Анатольевны напоминает сюжет добротного советского производственного фильма, в котором главный герой оставляет насиженное место, где имеет почет, уважение и финансовый достаток, и по велению неспокойного ответственного сердца возглавляет отстающее предприятие, чтобы вывести его в передовики.

Будем осторожными оптимистами, потому что впереди у коллектива РУП «Мозырская фабрика художественных изделий» еще долгий сложный путь преобразований, но уже сейчас специалисты отмечают, что двигателем перемен на производстве является именно Тамара Анатольевна Шкред.
Личные и производственные вопросы логично переплетались в нашем диалоге.

– Извините за прямой вопрос, но почему вы решили возглавить предприятие, не блиставшее высокими экономическими показателями?

– Отвечу сразу и прямо: я привыкла быть там, где трудно. Учитывая свою предшествующую трудовую деятельность, когда всегда приходилось быть в гуще событий, то вдруг остановиться и ничего не делать неприемлемо.

Чтобы продолжать жить, необходимо активно участвовать в окружающей жизни, и чтобы, наверно, были какие-то трудности, потому что, когда ты их решаешь, добиваешься решения вопросов, тогда ты живешь. Поэтому согласилась с предложением Мозырского райисполкома и пошла на фабрику художественных изделий. В очередной раз я захотела себе доказать, что, придя в совершенно новую отрасль, можно попытаться что-то сделать. И когда это получается, начинаешь себя уважать.
Когда пришла на эту фабрику, то сама удивилась. Конечно, я знала, что в Мозыре есть такое производство, но что это настолько национально, самобытно и уникально, что это надо непременно передать «нашчадкам».

Я посмотрела, с какими чувствами и какими приемами лепятся фигурки из глины или вышивается красота рисунка, которой потом рукоплещут на высоких Экспертных советах, то берет гордость за мастеров. И тогда убеждаешься в том, что это надо сохранить на века.

– То есть прагматический подход «прибыли не приносит – закрываем» не приемлем в данном случае? И тогда что означает модернизация применимо к вашему производству?

– Наши неповторимые произведения создаются ручным трудом. Мы сегодня говорим о производительности, но, к примеру, опытная ткачиха никогда не сможет увеличить норму выработки вдвое, работая вручную.

Выход: надо создавать сопутствующее производство, выпускающее продукцию в больших объемах при малых трудозатратах, которое поддержит искусство ручной работы, чтобы мы его с вами сохранили для потомков, и поможет увеличить зарплату мастеров, потому что создаваемые ими произведения уникальны.

Когда я пришла на эту фабрику, товарной продукции выпускалось на сумму 120 млн. рублей, сегодня – около 600 млн. рублей. То есть на основе производительности труда, даже ручного, мы уже заметно выросли.

Следующий этап – техническое перевооружение, его необходимо произвести в швейном цехе, где работают машины с 50-летним стажем.

Но главное, повторюсь, – это – организация нового производства. Поэтому сегодня работаем над тем, что формируем свободные площади, советуемся с исполкомом, какое производство можно внедрить, чтобы сохранить и поддержать наши народные художественные промыслы.

– Одна из задач, которая постоянно ставится перед экономикой района, –развитие туризма. Одним из направлений можно сделать не только продажу сувениров народных промыслов, но и возможность дать самим туристам поработать за историческими станками, что-то сделать своими руками, почувствовав дух эпохи…

– Такая идея у нас родилась, когда мы начали делать ремонт в керамическом старинном цехе. Это предложение поддерживают в отделе экономики Мозырского райисполкома – создать такое производство, в котором можно быть не только зрителем, но и участником.

К реализации этой идеи мы приступили, построив новые цеха, когда ремонтировали цех керамики. Моя мечта – сделать новый цех уникальным подразделением по производству продукции народных художественных промыслов. Мы собираемся переместить туда лозовые изделия, разместить вдоль стен стеллажи с экспонатами от наших мастеров, которые здесь же будут работать; кроме того, рассматриваем возможность освоить производство лозовой мебели. Это один участок.
Второй участок посвятим  нашей уникальной белорусской керамике. Нам пришло новое оборудование по инвестициям на сумму 263 млн. рублей: вакуум-пресс, который поможет готовить глину для лепщиков; два гончарных круга – мы хотим развивать гончарное производство, обязательно сохраним ручную лепку, также делаем новую сушилку, что нам позволит ускорить многие технологические процессы и сделать их энергосберегающими. Таким образом, керамический сегмент планируемого нами цеха пройдет техперевооружение.

В этой работе нам очень помогает ООО «Лотос», за что наша фабрика ему очень благодарна.
Решив эти задачи, в планах –  создание третьего участка, куда мы перенесем ткацкое дело, оригинальные деревянные станки. Важная задача при этом – купить высокопроизводительный ткацкий станок, чтобы помочь нашим мастерам-ткачам сохраниться как отрасль народных художественных промыслов ткачества. Сегодня наши текстильные изделия ходят «на ура».

У нас есть хорошая основа для этого цеха – старинное здание XVIII века, что уже само по себе будет настраивать работников и посетителей на должный лад. В некоторых местах постараемся сделать историческое граффити – фрагменты кладки из кирпичей с указанием года их выпуска.
Получится своеобразный цех-музей.

Начнем с того, что будем показывать этот цех – лоза, керамика, ткачество – детям. Школьные экскурсии у нас всегда проходят с большим интересом и воодушевлением.

Потом создадим рабочие места для посетителей, где они смогут поработать с лозой, глиной, на ткацком станке, взяв с собой свою работу на память.

Люди почувствуют, что народные промыслы Республики Беларусь – это часть нашей культуры, истории, жизни, которую непременно надо сохранить для последующих поколений.

– Где ваши мастера берут идеи для своих произведений?

– В основном из Минска приходят запросы «Просим вас изготовить по нашей просьбе произведение…», после чего художники создают образец, который проходит необходимые согласования и запускается в производство.

Но, когда надо выполнять бюджетные разработки и что-то восстанавливать из старинного, исторического, тогда наши специалисты идут в музеи, едут по деревням, ищут в архивах.
Так было, когда мы выполняли своеобразный заказ по типам старинных жилых строений.

– Сколько времени понадобилось вам, чтобы перейти из одной отрасли в другую, принципиально новую?

– Конечно, промышленность не имеет ничего общего с банковским делом, но мне помогает то, что некоторое время я работала в исполкоме, курировала промышленность. Определенные основы и азы остались и закрепились, поэтому определенные знания есть.
Но это непросто. Первое, что мы сделали, когда я пришла сюда на работу, сели и изучили свои показатели: где что не так, где мы можем прибавить, чтобы выйти хотя бы из убыточности. Нам это удалось, мы подняли товарную реализацию, о чем я уже упоминала.

Сегодня уже иссякла возможность увеличивать производительность, наступает эра техперевооружения. Впереди третий этап: создание и внедрение на фабрике нового производства.
Хорошим подспорьем для нас является созданный при правительстве новый «Банк развития Республики Беларусь»: Управление Делами Президента РБ и ГПТО «Белхудожпромыслы» заложило в программу получение достаточно дешевых кредитов через этот банк. Осталось подготовить бизнес-план, выбрав эффективное производство.

Мы производим продукции на 600 млн. рублей, мечта и цель – 2-3 млрд. рублей. Это позволит нам дать достойную зарплату нашим работникам и гасить кредиты.

Планов и задач много. Главное – одно: чтобы хватило здоровья на все задумки, а они есть.
Просто прийти на работу, посидеть и поговорить – это не в моем характере. Надо прийти, сделать, сохранить, после чего можно со спокойной душой идти домой.

– Слушая вас, в голову приходит мысль: «Как такие простые и очевидные вещи не могли прийти в голову раньше другим руководителям?»

– Я не жалуюсь, но временами жалко, что фабрике не уделяли столько внимания, как сегодня, не занимались или занимались мало. Ее надо было взять в руки и сохранить.

На мой взгляд, сохранение народных художественных промыслов Беларуси – это вопрос престижа, потому что все уникально, все изготавливается вручную и в единственном, неповторимом авторском экземпляре. В этом особенность нашего производства по сравнению с аналогичными фабриками страны – у нас нет штамповки изделий, каждое индивидуально.

Наша фабрика художественных изделий – это то, что в итоге можно сделать брендом города. Местом паломничества туристов, которые, проделав путь с Замковой горы по историческим этапам жизни Мозыря, увидят старинное здание XVIII века, смогут совершить своеобразное путешествие во времени, прикоснувшись к многовековым промыслам и поучаствовав в их выпуске.

– Несомненно, приходить на преуспевающее предприятие и на убыточное – не совсем одно и то же. И настроение людей на отстающем производстве совсем не такое, как и у передовиков. Что, по-вашему, надо в первую очередь сделать, чтобы по-хорошему встряхнуть коллектив?

– Вне зависимости от показателей предприятия, на которое приходишь, надо создать свою команду, без нее не решится ни одна из проблем. Поэтому первое – это люди. На этой фабрике – это мастера, потому что вырастить настоящего специалиста по нашим уникальным направлениям нужны годы.

И чтобы владеть своим искусством, мало быть просто профессионалом своего дела, нужно еще очень любить свою работу. Поэтому важно сохранить и сберечь мастеров своего дела.

Мне всегда очень неудобно, когда говорят, что у нас зарплаты небольшие. Поэтому изыскиваем любую возможность, чтобы достойно оплатить их труд.

Кроме того, стараемся решать социальные проблемы, вводя свою систему льгот и поощрений, обновляя оргтехнику и делая ремонты. Пусть это пока небольшие суммы, но никто не забыт, всем оказано внимание.

Спасибо, что помогают и поддерживают спонсоры: ООО «Лотос», ОАО «АСБ Беларусбанк», отделение в г. Мозырь ОАО «Белвнешэкономбанк».

У нас кредиторских долгов немного, только за ткани.

Теперь впереди большие планы: если взять на стройку кредит, мы бы закончили ее быстрее и начали бы выпускать новую товарную продукцию.

Социальная направленность на предприятии необходима – тогда будет коллектив и достойная зарплата. Когда я пришла сюда, люди получали в среднем 600 тыс. рублей. Сейчас – около 3 млн. рублей.

Работники у нас замечательные! Когда есть заказ, могут сами выйти и в 6 часов утра и уйти в 9 часов вечера, не потому, что прошу или требую, а потому, что любят свою работу и хотят все выполнить в срок.

– Прежде чем попасть к вам на прием, я стал невольным свидетелем вашего производственного совещания со строгими оргвыводами. Насколько деловое общение с работниками фабрики отличается от общения с работниками банковской сферы?

– Конечно, это разные коллективы, на фабрике основной состав – это рабочие, и специалистов здесь гораздо меньше, чем в банке, где все финансовые работники имеют высшее образование.

С точки зрения общения в банке было легче: сказывается и профессиональный уровень, и высокие требования, а еще мир цифр невольно дисциплинирует каждого сотрудника.

Но дисциплина должна быть обязательно на любом производстве, вне зависимости от должности, стажа работы и личных обстоятельств. Конечно, я стараюсь индивидуально подходить к нашим мастерам, художникам, потому что они люди творческие и сегодняшнюю паузу в работе потом обязательно восполнят каким-то новым открытием. Но и они обязательно должны ездить на выставки, чтобы набрать новых идей.

Поэтому для мастеров снисхождение возможно, потому что они витают в творческих облаках и ловят идеи, но потом это все окупится, а все остальные специалисты, не имеющие непосредственного отношения к творчеству, неукоснительно должны выполнять требования руководства.
Иногда жалеешь, что в сутках не 30 часов.

– Вы успешно руководили банком, теперь вас приводят в пример как руководителя фабрики художественных изделий. Прекрасно генерируете идеи, четко составляете план действий, имеете ясное представление, как воплотить его в жизнь. Не секрет, что в районе хватает проблемных предприятий, поэтому откровенный вопрос: а еще какое-нибудь производство смогли бы поднять?

– (Рассмеявшись) Только тогда, когда у меня получится здесь воплотить все, о чем мечтаю.  Но на это надо много времени, может не хватить жизни просто.

А так, если бы предложили, почему не смочь? Люблю приходить туда, где ничего нет, и что-то создать, чтобы после себя оставить. Ведь и банк был не таким, когда я в него пришла, а сегодня он действует, известен в городе. Многие ситуации в жизни воспринимаешь как вызов, когда надо подтвердить, что я – могу!

Но пока все мои мысли заняты фабрикой. Если получится все осуществить, то все будет хорошо: работникам будет зарплата, фабрика будет жить, промыслы будут сохранены, и можно будет прийти и вживую на них посмотреть.

Дмитрий КУЛИК

Должность — директор Мозырской фабрики художественных изделий. Призвание — лидер: 1 комментарий

  • 24.12.2014 в 13:53
    Permalink

    20/12/2014 ушел из жизни замечательный Человек и руководитель — Шкред Тамара Анатольевна, которая стремилась сделать что-то хорошее в жизни нашего общества. Вечная память. Пусть земля Вам, Тамара Анатольевна, будет пухом.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *