Вовремя ли мозыряне платят за электроэнергию

Долг платежом страшен

Пожалуй, не осталось тех, кто готов аргументировано оспорить этот экономический принцип. Впрочем, многие вещи, как, например, электричество, стали до того привычными и естественными в нашем быту, что мы порой забываем, что они берутся не из воздуха, поэтому ежедневная работа соответствующих организаций по обеспечению наших домов, офисов и предприятий электроэнергией должна регулярно оплачиваться.

едущий бухгалтер Мозырского межрайонного отделения РУП "Гомельэнерго" –  филиал Энергосбыта Светлана Валентиновна ЕсипенкоО состоянии дел по оплате за потребленную электроэнергию с юридическими лицами рассказывает ведущий бухгалтер Мозырского межрайонного отделения РУП «Гомельэнерго» –  филиал Энергосбыта Светлана Валентиновна Есипенко:

–  Мозырское отделение Энергосбыта осуществляет реализацию электрической и тепловой энергии потребителям Мозырского, Калинковичского, Ельского, Наровлянского, Лельчицкого, Петриковского, Житковичского районов, как мы говорим –  всего Полесского куста.

За 2012 год выполнены все показатели, в том числе наш основной –  сбор денег за отпущенную электро- и теплоэнергию. Он выполнен в полном объеме –  100,1%.

Эти показатели выполнены и по группам потребления, в соответствии с которыми мы ведем учет: министерств, форм собственности, районов, городов, после чего необходимые данные по своим группам получают организации, заинтересованные в данной информации: министерства, ведомства, исполкомы и даже сами организации.

У нас на особом контроле отдельно стоят группы: сельское хозяйство, бюджет, минжилкомхоз. Это предприятия, которые, имеют коммунальную форму собственности, подчиняются райисполкомам или Гомельскому облисполкому. По этим предприятиям все показатели по сбору денег выполнены в полном объеме. Просроченной задолженности по оплате ни за электро-, ни за теплоэнергию  по юридическим лицам города Мозыря и всего нашего отделения в целом нет.

Кроме оплаты текущего потребления, предприятия, наши потребители,  погашают все отсрочки, которые были ранее предоставлены указом Президента РБ (Указ №138 от 19.03.2004), Советом Министров РБ  (Постановление СМ РБ №388 от 07.04.2004). Эти отсроченные суммы также оплачиваются в полном объеме.

–  Итак, долгов перед вашей организацией нет, но есть вопрос: наши юридические лица всегда были такими дисциплинированными или необходимо проводить иногда разъяснительную работу?

–  Приходится признать, что иной раз необходимо учить наши предприятия: согласно договору электроснабжения за нарушение условий договора, за несвоевременную оплату, неосуществление предоплаты у нас предусмотрены штрафные санкции –  пени, штрафы.

По итогам 2012 года нашей организацией были предъявлены и взысканы, на что у нас есть соответствующие полномочия, определенные суммы пени 235 потребителям, которые не выполняли договорные обязательства в каком-либо отчетном месяце.

По Мозырю таких нарушителей в среднем за месяц около 90 потребителей.

–  Неплательщики наверняка ссылаются на финансовые и производственные трудности. Насколько вы готовы идти им навстречу?

–  В пределах расчетного месяца мы можем предоставить некоторую отсрочку или рассрочку платежа, но снять или исключить пеню –  таких случаев в нашей практике нет.

–  В чем причина нарушения предприятиями договорных обязательств по платежам?

–  Если у физических лиц стандартное объяснение «просто забыл», то у юридических лиц причины разные. Если группу бюджетных организаций держат на контроле (и в итоге получается двойной контроль: внутри организации и контролирующих органов –  прим.авт.), то в различных ООО, фирмах, где сами себе хозяева, тоже в порядке вещей услышать, когда мы уже рассылаем предупреждения в форме телефоно-грамм: «Я забыл!» Как правило, причина –  отсутствие финансовых средств.
Так что у нашей организации есть еще и опыт индивидуальной работы с юридическими лицами, наработанный годами, а всего мы по электроэнергии обслуживаем 2200 потребителей по электроэнергии и 278 по теплоэнергии. И,  помимо добросовестных плательщиков, есть такие, с которыми с первого дня необходимо плотно работать, чтобы в течение месяца получить оплату.

–  Что можно посоветовать потребителям, чтобы упорядочить свои платежи за потребленную энергию?

–  Читать договорные отношения и не затягивать процесс оплаты, чтобы не было штрафов и не выставлялась пеня, которая нам идет в прибыль, но предприятию –  в убытки.

Сегодня любые взаимоотношения между предприятиями отталкиваются от заключенных договорных отношений.   В нашем договоре прописано все, он годами корректировался, совершенствовался и основан на всех нормативных документах, на постановлениях Совета Министров РБ, указах Президента РБ –  вся деятельность в энергетике строго регламентирована нашим законодательством.

Поэтому, во избежание финансовых проблем по электроэнергии, в очередной раз хочется напомнить, что необходимо внимательно изучить  договор и выполнять все его условия, чтобы не доводить дело до отключения электроэнергии, ограничения ее подачи.

По нашим наблюдениям, и это можно подтвердить цифрами, платежная дисциплина медленно, но верно улучшается. Если на рубеже 2011-2012 годов за несвоевременную оплату пеня была предъявлена 400 предприятиям в общей сложности, то сегодня эта цифра составляет 235 предприятий.

Юридические лица стали более ответственно подходить к вопросу оплаты, осуществлять плановые платежи в течение календарного месяца своевременно и в полном объеме.

______________________

ведущий инженер абонентской службы Виктория Николаевна ЗасинецСвои нюансы возникают при работе с физическими лицами, проще говоря, простыми гражданами. О состоянии дел в этой сфере рассказывает ведущий инженер абонентской службы Виктория Николаевна Засинец:

–  По итогам прошлого года оплата абонентами за использованную тепло- и электроэнергию составила 99,9%. Долг населения по оплате за электроэнергию на 1 января составляет 26 млн. 85 тыс. 903 рубля. Для примера, при средней оплате одним абонентом за 2012 год около 314 тыс. бел. руб., простые расчеты показывают, что это количество должников составляет 83 человека, не плативших за использованную электроэнергию в течение всего года, при общем количестве 56098 абонентов Мозырского района.

Конечно, ко всем злостным неплательщикам применяются меры: они отключены от сети электроснабжения, дела переданы в суд. Как следствие, идут нарушения правил электроснабжения в виде самовольного подключения, а это новые штрафы по итогам проверок рейдовых бригад.
Самые проблемные адреса: ул.Гоголя, 60, кв.2 –  долг на 680 тыс. рублей; ул.8 Марта, 39, кв.9 –  долг 1,250 млн. рублей.

–  Если рисовать портрет неплательщика, то…

–  …это необязательно люди, находящиеся в социально опасном положении.
Очень часто это молодые семьи, которые начали самостоятельную жизнь, и понятия не имеют, что надо платить за коммунальные услуги, не приучены, так как раньше это была забота родителей. Поэтому ждут планового обхода контролера, который напомнит о необходимости заплатить. Как правило, с таким контингентом проблемы не в плане отсутствия платежей, а в том, что надо напоминать.
Иногда это бывают занятые люди, проводящие много времени в командировках, которые в итоге расплачиваются не ежемесячно, а когда вспомнят. И вот здесь хотелось бы напомнить, что задолженностью считается неоплата потребленной в расчетный период (месяц) электрической  энергии до 26 числа месяца, следующего за расчетным.

Определенный процент составляют люди с нестабильными доходами, которые, возможно, планируя свой семейный бюджет, считают, что оплата за электроэнергию – это не первоочередная статья расходов, но долги в итоге накапливаются.

Но, конечно же, основная масса – это все-таки социально неблагополучные семьи.
Стоит отметить, что количество неплательщиков остается стабильным на протяжении уже нескольких лет, а суммы увеличиваются также за счет изменения тарифов. Впрочем, по составленным актам о нарушениях есть положительная динамика: 107 актов –  в 2011 году, 94 акта –  в 2012 г. на сумму 29 млн. 308 тыс. рублей.

Добавлю, что с 25 января изменился в сторону повышения прейскурант цен на услуги, оказываемые РУП «Гомельэнерго»: за внеплановую замену электросчетчика, его опломбировки, услуги подключения к электросети после оплаты задолженности и другие.

Проблема взыскания долга с нерадивого абонента реально осуществима, когда он работает, тогда, по решению прокуратуры, удержания идут напрямую из заработной платы. Если абоненту сложно выплатить всю сумму сразу, мы всегда готовы пойти навстречу, рассрочив погашение задолженности на несколько месяцев и не доводя дело до суда. Такая практика у нас действует.

–  Традиционный вопрос: что пожелать вашим абонентам?

–  Естественно, дисциплинированно и ответственно подходить к вопросам оплаты за потребленную энергию. Ведь сегодня это можно сделать уже и без очередей в сберкассах, а при помощи пластиковых карточек через систему ЕРИП: выбрать Гомельскую область, город Мозырь, коммунальные платежи, электро- и теплоэнергия. Там же можно оплатить  сумму причиненного ущерба по штрафному акту, и за услуги, оказываемые РУП «Гомельэнерго».

Так что рассчитаться за наши услуги можно практически в любом месте как наличными, так и безналичными средствами.

____________________

Сотрудники отделения Энергосбыта в своей повседневной работе открыты для сотрудничества, что и подчеркнул в завершение нашей встречи начальник Мозырского межрайонного отделения РУП «Гомельэнерго» – филиал Энергосбыта Анатолий Михайлович Казаченко:

–  Наши специалисты всегда готовы помочь нашим потребителям, как юридическим, так и физическим лицам, решить все спорные и проблемные вопросы, если возникают сложности в оплате за электроэнергию.

Дмитрий КУЛИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *