Землеустроительная служба Мозырского района: как быть добрыми соседями

Увы, но земельный вопрос портит наших людей не хуже классического квартирного.

Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, разрешаются только в судебном порядке. К ним относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков. В судебном порядке в соответствии со статьей 45 Кодекса Республики Беларусь о земле по иску заинтересованного лица рассматриваются споры по установлению земельного сервитута. Поясню, что земельный сервитут – это установленное право пользования чужим имуществом в определенных пределах (например, право прохода, проезда через соседний участок земли). Все иные земельные споры, кроме тех, о которых сказано выше, разрешаются местными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией и (или) судом.

Земельный спор рассматривается местным исполнительным комитетом по заявлению одной из заинтересованных сторон. Рассмотрение спора производится в присутствии обеих сторон (их представителей) и иных заинтересованных лиц. Заинтересованные стороны должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения спора не позднее, чем за 3 дня до его рассмотрения. Срок рассмотрения земельного спора – не позднее одного месяца со дня получения заявления, а спор, не требующий изучения и проверки, – не позднее 15 дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов местный исполнительный комитет, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более, чем на 1 месяц, одновременно уведомив об этом заявителя.
В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявление о рассмотрении земельного спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается. Неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения земельного спора. Необходимые для рассмотрения земельного спора материалы подготавливаются местным исполнительным комитетом и территориальным органом Госкомимущества РБ, может быть организована комиссия исполкома для их подготовки.
В соответствии со статьями 92-95 Кодекса Республики Беларусь о земле решениями по земельному спору земельные участки либо их части (дополнительные участки) не изымаются и не предоставляются, а разрешается спор между землепользователями о месте прохождения границы смежных земельных участков.

Решение по земельному спору принимается в пределах компетенции соответствующего местного исполнительного комитета на основании материалов, подготовленных земельной комиссией исполкома. При этом решение по земельному спору является коллегиальным, то есть принимается на заседании большинством голосов членов исполкома и не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвующей в земельном споре. На основании принятого исполкомом решения по земельному спору стороны вправе оформить правоудостоверяющие документы на земельные участки согласно схеме установления (прохождения) границ, прилагаемой к данному решению. При несогласии с принятым решением по земельному спору сторона в соответствии со статьей 94 Кодекса о земле вправе обжаловать его в вышестоящий исполнительный комитет или в суд в течение одного месяца со дня получения копии решения по земельному спору.

Обжалование решения по земельному спору приостанавливает его исполнение.
Следует отметить, что в случае, если в отношении хотя бы одного из спорных земельных участков произведена государственная регистрация, земельный спор может быть разрешен только после признания судом такой регистрации недействительной (статья 7 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. №133-3 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним).

С увеличением количества видов прав на землю, возросло и количество конфликтов между гражданами-землепользователями. Сегодня все большая часть таких конфликтов перерастает в судебные споры. Некоторые граждане полагают, что разрешение земельных споров является только компетенцией местных исполнительных распорядительных органов. Именно с написания многочисленных жалоб в подобные инстанции начинают отстаивать свои права люди пенсионного возраста. Действительно, у местных исполнительных органов наличествуют рычаги воздействия на ряд ситуаций в виде вынесения предписаний, привлечения к административной ответственности. Так или иначе, чем сложнее земельный спор, тем скорее следует обращаться за судебной защитой. Судебные споры, так или иначе связанные с правами на землю, достаточно разнообразны.

Можно выделить несколько самых распространенных категорий дел.

Обширное количество споров возникает как следствие права общей собственности на земельный участок или на объект недвижимого имущества, расположенный на этом участке. По-прежнему большинство граждан предполагает, что жилой дом можно рассматривать отдельно от земельного участка, пытаются установить свой режим пользования отдельно для дома и для земельного участка, что является безусловной ошибкой. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле, земельный участок – это часть земной поверхности, имеющая границы и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями). В связи с этим невозможно осуществлять юридические манипуляции с капитальным строением в отрыве от земельного участка.

Одним из самых распространенных земельных споров является спор oб устранении препятствий в осуществлении права пользования земельным участком. Чаще всего причиной таких споров становятся границы земельных участков, а точнее несоответствие фактических границ юридическим, указанным в правоустанавливающих документах. В правоустанавливающих документах на земельный участок указывается его площадь, границы, землепользователи. На каждый земельный участок формируется землеустроительное и регистрационное дело. В силу того, что граждане не соблюдают установленные границы, уничтожают межевые знаки, доверяют устным  договоренностям с соседями, конфигурация земельного участка и его границы могут измениться до неузнаваемости.

Часто эту проблему обнаруживает новый собственник, который, согласно документам о государственной регистрации, покупает земельный  участок одной площади, а при измерении в натуре оказывается, что его площадь не соответствует той, которая указана в правоудостоверяющих документах. В такой ситуации, как правило, соседи встречаются в суде. Несоответствие границ может варьироваться от 10 сантиметров до метров, часто судебные издержки превышают кадастровую стоимость отвоеванной земли.

Поскольку разрешение пограничного вопроса требует специальных познаний, которыми суд не обладает, назначается землеустроительная экспертиза.

Еще одним видом препятствий в осуществлении права пользования земельным участком является расположение построек на соседнем земельном участке с нарушением строительных норм, либо с несоблюдением положенного расстояния от границ соседних земельных участков. Земельный участок может затапливаться водой, стекающей с крыши хозяйственной постройки, расположенной на соседнем земельном участке, может иметь место затенение земельного участка и т.д. В любом случае суд решит, является препятствие надуманным или действительным. Судебное решение предсказать сложно. Практика показывает, что результат не всегда оправдывает ожидания, так как часто объективная истина отличается от истины гражданина, обращающегося в суд за разрешением земельного спора. Мелкие и, казалось бы, незначительные нарушения приводят к серьезным последствиям. В этой связи очень важно поднимать уровень правовой культуры граждан в сфере земельных отношений.

 Виктор Казыкалевич,
заместитель начальника землеустроительной службы Мозырского района.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *