Что нужно для чуда? Кожух овчара, щепотка сегодня, крупица вчера, и к пригоршне завтра добавь на глазок огрызок пространства и неба кусок…

Замирает сердце от этих мудрых строчек: какой же гений есть Иосиф Бродский! Заголовок для своего душевного раздумья в канун Великого поста я взяла из его стихотворения, которое так и называется. А продолжение его такое: «А если ты дом покидаешь – включи звезду на прощанье в четыре свечи, чтоб мир без вещей освещала она, вослед тебе глядя во все времена…» А еще я хочу напомнить читателям, тем, кто восхищается поэзией гениального мастера слова, лауреата Нобелевской премии, несколько строчек из моего любимого стихотворения «На 100-летие Анны Ахматовой»: «Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос – Бог оставляет все; особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос…»

Почему я вспомнила творчество великого Иосифа Александ-ровича? Да потому что, глядя на бренность жизни нашей, воистину понимаю: Бог сохраняет все, особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос… Вот и размышляю я, грешница земная, над заповедями Божьими – помним ли мы их, встречая столь ответственное время – грядет Великий пост?

…Возлюби ближнего своего, как самого себя. В среду, 13 марта, в редакции газеты прошел День подписчика. Много людей было на акции, и с каждым нашим читателем нам хотелось познакомиться поближе, поговорить, что называется, по душам, глаза в глаза, открыто и непредвзято. Любая встреча – это мир эмоций, добрых и светлых. Вот и ко мне в кабинет за-глянула Тамара Николаевна. Живет она в городе по б.Юности, 28. Тамара Николаевна попросила лишь об одном: помочь разыскать человека, которому она в свое время подставила свое плечо – когда ему было очень трудно. Тот, кому эта женщина помогла подняться с колен на ноги, не воровством влачить свое существование, а вкалывать с утра и до ночи, чтобы на столе был хлеб и к нему все другое, волею судеб оказался в России – он гражданин этой страны. Что нужно доброму сердцу доброй женщины? Всего ничего: через программу «Жди меня» разыскать след человека, который был для нее просто ближним – по Божьим заповедям, тем, кого обидела судьба, кто оказался слабее, чем она, характером, волей и духом, и кого нужно было спасти – посодействовать в получении документов, работы, обрести веру в себя. Моя собеседница желает лишь узнать, что чья-то неприкаянная душа обрела свое счастье, свой угол, своих близких… А больше Тамаре Николаевне ничего не надо – по Божьим заповедям живет эта женщина, и тем богата. А еще – щедростью сердца своего. Для бездомных собачек она – лучший друг. А я считаю, что великое сердце она имеет, коль так тонко чувствует чужую беду. Помните, как в Библии сказано: «Кто за добро воздаст злом, от дома того не отойдет зло». И наоборот. Приведу один пример. Соседи по дому, где живет Тамара Николаевна, сменили место жительства. Сами уехали, а славного пуделя Тимку оставили на улице: как сможешь, друг четвероногий, так и выживай! Разве могла Тамара Николаевна мимо голодного симпатичного дворняжки пройти? Конечно, нет. Кашки варила, супчики разные – ешь, Тимка, сил набирайся! Но не все люди живут с добром в сердце. Какой-то злой человек сильно избил пуделя, и без помощи специалистов-ветеринаров собачке было не выжить. А где взять машину, чтобы доставить Тимку в лечебницу? И все же Тамара Николаевна нашла транспорт – через общество «Верные друзья» откликнулись славные люди, приехали, забрали на своей машине Тимку и отвезли на осмотр доктору в Новики… Там сделали все возможное, чтобы бездомная собачка выжила. А затем симпатичный пудель попал в приют, что на Пхове. Тамара Николаевна и туда ездила, подкармливала своего четвероного друга кашками да супчиками, а заодно и всех остальных его обитателей. Забрать Тимку к себе домой она не могла: в ее маленькой квартирке уже живут две собачки. Теперь сердце доброй женщины спокойно: она узнала, что пуделя Тимку забрали добрые люди.

Для чего я об этом написала? Все просто – хочу в сотый раз подчеркнуть: коль разболелась душенька-душа, это хорошая примета. Значит, жива она, родная. Значит, зрячая, значит, слышащая, значит, понимающая чужую беду. Пока идешь, – надышишься, зарею не испить. Пока живешь, – наслышишься, не знаешь, как забыть. Пока живешь – измучишься: как тропка поведет? Где разуму научишься – там сердце пропадет… А сердце от чего сжимается, от чего болит? От многого: от своего и чужого горя. Душа чувствует, а потому страдает, родная. А я говорю: ах, как я рада, как я рада: душа болит – ей так и надо! Ей мука – лучшая услада и наивысшая награда…

Господи, сделай так, если это не против воли Твоей, чтобы душа моя была кому-то желанным костерком в сумрачный и непогожий день житейский; легкой лодочкой для тех, кто остался на противоположном берегу жизни, а еще – солнечным лучиком, легко и просто согревающим озябшего, уставшего, отчаявшегося человека… Грядет Великий пост… Не говорите в пустоту, – молитесь. Не прибивайте ко кресту, – очнитесь. Не оставляйте в темноте, – мне тесно. Не осуждайте в простоте, – не честно. Мне суждено искать в морях, где пристань, и нынче жить в своих делах, – и присно…

…Не произноси имя Господа своего всуе. Произносим. Не зря же говорят: «Только как плохо – так до Бога». А в обычной жизни кто мы? Притча у меня есть любимая одна. Я ее иногда по нескольку раз в день вспоминаю, когда все на тебя смотрит сентябрем… Когда бывает больно, так больно, что небо кружится… В минуты грозовые, когда свинцово светит тебе твоя даль, когда злорадно улыбается Фортуна и отворачивается Судьба… Как писал Андрей Дементьев, «бывают дни, как черные тоннели, без просвета, без просвирка в окне… Они впотьмах влекутся еле-еле и тяжелее кажутся вдвойне… Что их рождает? Скорбь или усталость? Былых утрат томительная тень? В душе своей я собираю радость, чтобы хватило и на черный день…» Но вернемся к притче. Умер человек. Попадает он в рай, и говорит ему Ангел, что скоро он предстанет перед Богом, и разрешено ему задать один лишь вопрос. И показали человеку весь пройденный им жизненный путь. И предстал он перед Богом. И спросил: «Почему, Боже, Ты был так несправедлив ко мне? Когда у меня все в жизни было хорошо, когда мне сопутствовали удача, радость, счастье, я видел Твои следы рядом со своими. А когда посещали меня несчастье и горе, когда беда наваливалась на мои плечи, когда приходилось стоять на краю гибели, я видел только свои следы. Твоих следов не было рядом». И ответил ему Бог: «Все правильно. Когда тебя посещали удача, радость и счастье, я шел с тобой рядом. А когда тебя посещали несчастье и горе, когда беда наваливалась на твои плечи, и приходилось стоять на краю гибели, ты видел только один след, но это был не твой след. Это я выносил тебя на своих плечах». Что называется, без комментариев. Что ж, так говорили древние, человеку свойственно ошибаться.

Иосиф Бродский: «Мать говорит Христу:
– Ты мой сын или мой Бог? Ты прибит к кресту, как я домой пойду? Как ступлю на порог, не узнав, не решив: Ты мой сын или Бог? То есть мертв или жив?
Он говорит в ответ:
– Мертвый или живой, разницы, жено, нет. Сын или Бог, я Твой».
Да, Бог в нас самих. И снова – обожаемый мною Иосиф Бродский. Стихотворение называется «Dominikanaj» (костел в Вильнюсе). «Сверни с проезжей части в полуслепой проулок и, войдя в костел, пустой об эту пору, сядь на скамью, и погодя, в ушную раковину Бога, закрытую от шума дня, шепни всего четыре слога:
– Прости меня».

…Не сотвори себе кумира. Если бы так! Сотворяем и поклоняемся обычному земному человеку, ибо он сегодня может для нас быть и Богом, и Царем, и Воинским начальником. Почему? Да потому что земная суета сует – работа, должность, материальные блага – во многом от него. От того, кто нам сиюминутно угоден.

Иосиф Бродский: «Мир остается прежним, да, прежним, ослепительно нежным, и сомнительно нежным, мир остается живым, мир остается вечным, может быть, постижим, но все-таки – бесконечным…»

Иосиф Бродский: «Что-то в их лицах есть, что противно уму. Что выражает лесть неизвестно кому…»

…Чти отца твоего и матерь твою. Однажды мне пришлось побывать в доме престарелых. У стариков, земной путь которых здесь заканчивается, есть все: чистая одежда, чистая постель, хорошее питание и медицинская помощь. Но все эти слагаемые человеческого бытия ничего не значили в сравнении с той невыносимой болью в сердце, которую испытывают ежеминутно эти люди, пронесшие свой тяжкий жизненный крест не ропща, а принимая его, как небес испытание: гордо, достойно и молчаливо. Старики – чьи-то матери и отцы – оказались вдруг ненужными родным детям, потому что уже не могли им что-то отдавать. Что осталось у них в конце долгой жизненной дороги? Больное серд-це и уставшая от непонимания душа. Все это напомнило мне сюжет одного известного япон-ского фильма. Он называется «Легенда о Нараяме». В нем рассказывается о древних обычаях этого сильного и уникального народа: дети отводили стариков – своих отцов и матерей – на гору Нараяма и там оставляли их умирать голодной смертью. У нас, к счастью, такой дикой традиции нет, да и гор тоже, но, на мой взгляд, отправляя добровольно своих старых родителей век доживать в казенные дома, тем самым лишая их тепла, сыновней ласки и внимания, такие взрослые дети ничем не уступают в своем жестокосердии героям нашумевшего в свое время фильма. Я покидала дом престарелых, впрочем, как когда-то и кинозал, с тяжелым чувством: было от чего! А во след мне, вытирая платочком слезы и молясь, смотрели старенькие бабушки, и в руках у них таяли, таяли, таяли мои шоколадки… Что поняла я после этой встречи? Нет ничего такого, что нельзя было бы исправить в жизни нашей, кроме смерти, разумеется. Той самой, о которой любимый мой поэт Иосиф Бродский так сказал: «Это абсурд, вранье: череп, скелет, коса… Смерть придет, у нее будут твои глаза…» Но даже потери несут в себе доброе начало, давая нам шанс изменить нашу жизнь. Что все наши метания, вся наша суета меркнут пред тишиной Вечности… И что вера в Бога поможет оживить даже отчаявшуюся душу.

Помните Нагорную проповедь Христа? «Счастливы скорбящие, потому что они будут утешены. Счастливы милосердные, потому что к ним будет проявлено милосердие. Счастливы чистые сердцем, потому что они увидят Бога». «Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага. А я говорю вам: не переставайте любить своих врагов и молиться за тех, кто вас преследует, чтобы вам оказаться сыновьями вашего Отца, который на небесах, потому Он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Выше закона – только любовь. Выше права – только милость. Выше справедливости – лишь прощение. Заметьте: будьте милосердны, говорит Христос. К чужим. А мы самых близких предаем… Помилуй, Господи, нас грешных и спаси…

…Не убий. Я несколько раз с целью подготовки материала была в ИК-20. Известно: каждый выбирает по себе – женщину, религию, дорогу – дьяволу служить или пророку, каждый выбирает по себе – старо, как мир. Как дорогу к храму. Как свой жизненный крест. Как любовь или зло. Как свободу или неволю. И платим мы за свой выбор соответствующей ценой. Случается – изломанной судьбою. Потерей главной точки опоры духа человеческого – веры и надежды. Отверженностью миром. Близкими и чужими. Что остается взамен? Догорающий огарок: «Я должен жить, хотя я дважды умер…» Как писал Осип Мандельштам, «жизнь упала, как зарница… Как в стакан воды ресница, изолгавшись на корню, никого я не виню…» Я видела его глаза – глаза человека, убившего другого человека: погасшие, безжизненные, мертвые. В церкви исправительной колонии №20 он отмаливал свой грех. Все ручные уникальные работы здесь – дело его рук. Он очень хотел, чтобы Господь его услышал, ведь, кроме Бога, у человека, лишившего просто и легко жизни другого человека, никого на земле не осталось: семья отказалась, а родных нет.

О, Господи! Ты мой Боже! Зеленоглазый мой! Пока земля еще вертится, и это ей странно самой, пока еще хватает и зелени, и огня, дай всем любви, о, Господи! И не забудь про меня…

Иосиф Бродский: «Как хорошо, что некого винить. Как хорошо, что ты ничем не связан. Как хорошо, что до смерти любить тебя никто на свете не обязан. Смотри в окно и думай понемногу: во всем твоя одна, твоя вина. И хорошо. Спасибо. Слава Богу!»

И это тоже Иосиф Бродский: «Каждый пред Богом наг. Жалок, наг и убог. В каждой музыке – Бах, в каждом из нас – Бог».

…Не укради. Не забуду их и сегодня, хотя я познакомилась с ними несколько лет назад. В той же исправительной колонии №20 более 80% заключенных отбывают свой срок за грабежи и разбои. В библиотеке учреждения тогда работали двое молодых симпатичных мужчин. У каждого – высшее образование: окончили Минский и Гомельский университеты. Но их жизнь на протяжении 12 лет должна будет проходить за решеткой, потому что такой срок они получили за угон машин. В нашей газете регулярно публикуются сводки, предоставленные отделом внутренних дел. Что в них? Кражи, разбои, грабежи. Человек – существо двуединое: из плоти и духа. Это всегда знали верующие. И войдя, как в незнакомую страну, в XXI век – вот уже 13-й год мы в нем пребываем, – нам стоит про это помнить. Пусть он будет тысячелетием Духа. И скальпелем Разума расчленяя действительность, будем решать свои проблемы, опираясь на голос Серд-ца. Мал человек, и слабы его силы, но многое возможно тому, у кого сердце расширилось от любви к ближнему: Господи, не оставь, к жизни любви прибавь. Слову не дай уснуть – ветрам к губам прильнуть. Грешных нас рассуди, к истине пробуди: грядет Великий пост…

Почему пишу об этом в канун Великого дня? Да все просто. «Отче наш, иже еси на Небесех. Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земле…» Кто из нас, оказавшись на жизненной штормовой волне, сбивающей с ног, окатывающей душу ледяной шугой, заживо погребающей во мрак безысходности, безнадежности и вечного забвенья, не просил, воздев руки к небесам, повторяя, как все люди на Руси: «Помилуй, Господи, нас грешных и спаси…» Наши неслышные жестокому и равнодушному миру мольбы, тихие, как рассвет, и светлые, словно небо после грозы, слившись с миллионами других таких мученических стенаний, доходили до Бога… И Ангелы-спасители, неслышно появившись за спиной, подхватывали нас, пронеся над жизненной бездной отчаянья… «Господи, дай мне силу с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. На всякий час сегодня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая Воля Твоя…»

Послезавтра – Великий пост. Остановимся на скоростном шоссе жизни хоть на мгновенье. Вспомним о заповедях Божиих и заглянем в свою душу: не мертва ли она? Не глуха ли к чужой боли? Не ослепла ли, погрязнув в стремлении одном – создании материальных благ для себя? Помните библейское изречение: «Все богатства мира не стоят того, чтобы из-за них душа твоя погибла…» И снова возвращаюсь к Нагорной проповеди Христа: «Итак, во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами, потому что в этом Закон и Пророки».

С чем пришли мы к Великому посту? Какова мера нашего искупления великих страданий Христовых? «Отче, пронеси эту чашу мимо меня», – просил Сын Божий Отца Своего Небесного, зная, какие страдания уготовлены Ему, чистому и непорочному, на земле… Ради нас, земных людей, Он взошел на Голгофу… Все мы – от Адама и Евы, значит, нас связывает родство. Будем спешить делать добро, ибо без него земное наше бытие рано или поздно сведется к отрицательной черте. Без добра погаснет главная идея, ради которой страдал Господь, – сделать род человеческий чище, светлее, лучше.
Зажжем перед собой свечу и тихо скажем: «Не дай мне, Боже, раствориться в моих печалях и слезах. Дай силы, чтобы возродиться и отразиться в образах. Не дай оглохнуть и ослепнуть, и онеметь моей душе: позволь моим росткам окрепнуть, чуть появившимся уже…»

Грядет Великий пост. Соберемся с духом. Тихо поблагодарим Бога за его великую милость по отношению к нам. Ты чем-то недоволен? Посмотри вокруг – простое правило для желающих стать счастливыми. Смотри на того, кому даровано меньше, чем тебе, а не на того, кому даровано больше. Если ты болен, не смотри на тех, кто здоров, посмотри на тех, чья болезнь серьезнее твоей. Если ты хромаешь, посмотри на того, кто вообще не может ходить. Если ты жалуешься на плохое зрение, посмотри на тех, кто слеп. Если ты рос в неполной семье, подумай о тех, кто рос круглым сиротой. Если ты устаешь на работе, подумай о тех, чей труд тяжелее твоего. Если ты небогат, посмотри на тех, кто голодает и вынужден просить подаяния. Тебе кажется, что ты не достиг многого? Посмотри на тех, кто не достиг ничего. Если ты тяжело переносишь беременность, или у тебя были тяжелые роды, подумай о тех, кто не может иметь детей. Жалеешь об ушедшей молодости? Посмотри на тех, кто много старше тебя. Если ты живешь в тесной квартире, не смотри на тех, кто живет в просторных особняках, лучше подумай о бездомных. Посмотри вокруг и подумай, и ты обнаружишь множество дарованных тебе Богом благ, которые ты просто не замечал. Привыкни ценить то, что дал тебе Бог, и научись благодарить Его за то, что имеешь. Но Богу нужна не только внешняя сторона нашего уважения к Его Великому мученическому подвигу во имя спасения грешных человеческих душ, сколько зрелость духовная. И потому будем помнить: наше главное предназначение – нести вслед за Христом в мир свет и добро. Доброжелательность. Добрососедство. Добролюбие. Добрую волю – всего и не перечислишь! Будем добрее друг к другу, иначе смысл Великого поста потускнеет. И вновь возвращаюсь к Нагорной проповеди Христа: «Пусть ваше слово «да» означает «да» и ваше слово «нет» – «нет», а что сверх этого – уже от Злого».

…На белоснежной скатерти – свеча. В углу комнаты – икона с ликом Спасителя. Христос смотрит на меня печально и чисто, светло и возвышенно. Будем помнить и пронесем через всю свою жизнь этот высокий, наполненный любовью к людям взгляд. И тогда, когда небо над нами сияет всеми цветами радуги, и когда его заволакивают темные тучи беды. И чтобы в нашей судьбе, на нашей жизненной дороге тоже был не один след, как в той прекрасной притче, постараемся заслужить эту великую милость Божию чистотой помыслов своих и действий. Господи, научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей. Во всех словах и делах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Руководи моею волей и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Грядет Великий пост…

Лариса ЧЕРНАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *