В Мозырском медицинском колледже состоялось распределение выпускников 2013 года

Об особенностях прошедшего мероприятия и задачах учреждения образования на перспективу с нами беседует директор медицинского колледжа, кандидат медицинских наук Екатерина Ивановна Рублевская.

– Прошедшее распределение – это были «маленькие трагедии» или «путевка в жизнь»?

– Скорее, «путевка в жизнь». Слезы были единичны и даже меньше, чем в прошлом году. Если брать статистические итоги, то из 150 поступивших к распределению подошли 125 учащихся, а впереди им еще предстоит сдать государственные экзамены. Выбывали за два с половиной года люди по разным причинам, не только из-за неуспеваемости.

Распределены все 86 бюджетников. Интересно и то, что 70% «платников» взяли у нас направления на первое место работы. Мы на комиссии по распределению никого не торопили с принятием решения, давали возможность всем сомневающимся подумать, посоветоваться с родителями и сделать окончательный выбор.

Конечно, можно самостоятельно искать работу по специальности, но в Гомельской области не так много частных медицинских структур, а Мозырь и близлежащие районы хорошо укомплектованы специалистами среднего звена.

Поэтому сегодня выпускники хорошо понимают, что работа по распределению дает определенные льготы, не лишние для тех, кто решил начать самостоятельную от родителей жизнь, а также имеет уже к моменту выпуска ребенка. Работать просто на окладе или на окладе с бонусом… В итоге многие из тех, кто первоначально собирался получить свободный диплом, поедут работать по распределению.
В ходе распределения мы стремились решить еще одну сложную проблему. Представители некоторых районов были недовольны, что мы стараемся не распределять наших выпускников волевым решением, хотя имеем на это право. Наша задача, на мой взгляд, состоит не только в том, чтобы начинающий специалист отправился к первому месту работы, но и закрепился там. Иначе после положенного срока отработки насильственно отправленный выпускник уедет, и в результате в определенном населенном пункте работа, к сожалению, будет идти вахтовым методом, а новым специалистам в итоге придется вновь и вновь все начинать сначала, что вряд ли будет хорошо для местного населения.

Есть задача закрепления наших кадров, которую призваны решить в том числе и наши факультативы по вопросам адаптации на рабочих местах. Тестирование помогает выявлять склонности учащихся работать в детском саду или операционной, реанимации или доме престарелых, что мы стараемся учитывать при распределении.

Поэтому должен быть рациональный подход, при котором учитываются и потребности областного здравоохранения, и пожелания, интересы выпускников, их личная жизненная ситуация, когда приходится нам самим объяснять их возможные перспективы и в работе, и в личной жизни. Ведь не все могут адекватно оценить реальное положение вещей, желая трудиться непременно в Гомеле, не учитывая, что придется жить на съемной квартире, работать на одну ставку, в то время как в районе смогут получить служебное жилье и полторы ставки, иметь все возможности для профессионального роста.

Хоть нашим выпускникам и по 20 лет, они все еще дети. И наша задача как взрослых все им объяснить.
В итоге мы выполнили свою главную цель – учли интересы здравоохранения всей области. Кроме того, несколько выпускников нашего колледжа из других областей остались работать в Гомельской области.
Также мы пошли навстречу другим ведомствам: наши выпускницы будут работать в доме-интернате для престарелых и инвалидов в Копаткевичах (Министерство труда и социальной защиты) и ДРОЦ «Птичь» в Петриковском районе (Министерство образования).

В должности директора это мое второе распределение выпускников, и каждая такая церемония дает необходимый опыт и определенную информацию для размышлений по совершенствованию этого процесса. Медицина медицине рознь, и в следующем году, направляя выпуск-ников на их первые рабочие места, постараемся учесть пожелания по специфике труда с учетом реальностей Гомельской области.

– Основная масса учащихся отправляется работать в районы, причем не всегда это районные центры. Екатерина Ивановна, как вам удается убедить ваших воспитанников, наверняка мечтающих о работе в городе, в необходимости поехать в отдаленный населенный пункт, сделать так, чтобы эта ситуа- ция не была стрессом?

– С первых дней учебы у учащихся есть четкая установка: могут попасть в район. Они должны это знать, и, скорее всего, им придется туда поехать. Нельзя оставить население небольших районных цент-ров без должной медицинской помощи. Объективно невозможно удовлетворить на 100% пожелания каждого выпускника. Впрочем, многие ребята сами понимают это, поступая к нам.

Стоит подчеркнуть, что мы в колледже ориентируем наших учащихся не на работу в деревне, а на изучение медицины. И в процессе изучения клинических дисциплин объясняем, что не у всех получится работать в большом городе рядом с известными опытными врачами в одном отделении, но непременно в сельской участковой больнице, где может не быть доктора.

Поэтому мотивация направлена на изучение неотложных состояний, т.е. тех, которые представляют угрозу для жизни, оказание не-отложной помощи в любой ситуации, чтобы не растеряться в стрессовых условиях, когда у людей вся надежда только на человека в белом халате, неважно, фельдшер он или медсестра. Именно этим подчеркиваем, что важно изучать соответствующие предметы, а не пугаться заранее от возможного распределения в район.

В первую очередь мы учим специалиста, а судьба в конце концов любого из нас может отправить в любую организацию и географиче-скую точку. Но всюду надо быть на высоте.

Кстати, привлекательное место работы помогает выбрать еще и высокий балл аттестата, а тем, кто активно участвует в общественной работе, начиная с художественной самодеятельности и заканчивая спортом, мы добавляем 0,3 балла к среднему баллу. Учащиеся это знают, у них есть дополнительная мотивация. Как есть мотивация и у работодателя взять к себе на работу человека с активной жизненной позицией.

– Кроме обучения специальности, помощи с адаптацией на первом рабочем месте, какие еще вопросы актуальны для будущих медицинских работников среднего звена?

– Всегда важны проблемы этики и деонтологии (совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников). Поэтому в следующем учебном году будем вводить соответствующие факультативы.

Несекретная информация, что основная масса жалоб пациентов относится именно к этой сфере медицины.

Конечно, наше обучение практико-ориентированное, и мы видим, что в части владения практическими навыками учащиеся колледжа справляются добросовестно, но этика и деонтология требуют более углубленного подхода.

Надо учиться общаться с пациентами, коллегами, персоналом, начиная с элементарного, казалось бы, «здравствуйте». И это проблема всех медколледжей республики.

Поэтому эти аспекты мы начнем изучать уже с первого курса: учащиеся должны понимать суть общения вообще и медицинского в частности. У нас есть интересные задумки, и Мозырский медицинский колледж станет первым в Беларуси, кто приступит к такому обучению будущих специалистов. Доброжелательности тоже надо учить.

Все приходит с опытом, но наша задача научить учащихся думать, тогда многие вещи для них будут очевидными и само собой разумеющимися, они будут знать, к чему надо стремиться.
То, чему будущих специалистов научим, мы и отдадим в медицину.

Дмитрий КУЛИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *