2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

autism-u-deteyМожно многое поправить

Аутизм (от греч. autos — сам) — это состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

Точные причины аутизма не установлены. В последнее время увеличилась численность детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира. Однако детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека всю жизнь.

Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет, но может за-явить о себе уже на первом году жизни. Нужно бить тревогу, когда ребенок избегает контакта с родителями, проявляет равнодушие к их голосам, не улыбается. Ребенку уже год, но он не желает идти на руки, погружен в свой мир, предпочитает только стереотипные игры (вложил-достал), а, допустим, сама игрушка не вызывает у него никакого интереса. Наблюдение за поведением и движениями малыша позволит распознать недуг.
Основные особенности расстройств аутистического спектра:

1. Нарушение коммуникации. Именно нарушения коммуникации, их выраженность делают коррекционную работу с аутичными детьми специфической, и без установления взаимодействия и (или) эмоционального контакта обучение и воспитание становятся практически невозможными.

2. Нарушение речевого развития. Они многообразны и являются одним из наиболее частых поводов обращения родителей к специалистам. Наиболее частые симптомы: мутизм — отсутствие речи, эхолалии — повторение сказанного другим человеком, большое количество слов-штампов и фраз-штампов, «фонографическая» речь, неспособность к диалогу, неологизмы, позднее появление в речи и неправильное употребление личных местоимений (особенно «я»), нарушение звукопроизношения и грамматического строя речи.

3. Особенности восприятия: гиперсензитивность, фрагментарность, гиперселективность, симультанность, трудности восприятия разворачивающихся во времени явлений.

4. Неравномерность развития психических функций: памяти, внимания, целенаправленности, силы, подвижности, устойчивости и темпа нейродинамики.

5. Повышенная пресыщаемость. Быстрое пресыщение по времени, иногда мгновенное. В этом случае необходимо применять частую смену видов деятельности или использование разнообразных форм работы. Если ребенок чем-либо заинтересовался, то пресыщение может не наступать очень долго, что грозит развитием опасного для здоровья физиологического истощения. В этих случаях необходимы меры, ограничивающие такого рода деятельность, предупреждающие развитие переутомления и истощения.

6. Стереотипное, однообразное поведение. Стереотипии проявляются очень разнообразно: в любом виде деятельности (двигательные, сенсорные, идеаторные и др.), в рутинных привычках и ритуалах.

7. Слабо развита или не развита вообще способность к подражанию, имитации, что создает значительные трудности в обучении.

8. Особенности интеллектуального развития.70-75% с ранним аутизмом страдают той или иной степенью интеллектуальной недостаточности.

Чем раньше будет поставлен диагноз, тем лучше, т.к. на самом раннем этапе можно многое поправить. Возможно, не удастся избавиться от каких-то особенностей, но ребенок будет обучаем, адаптирован к обществу.

Если вы подозреваете у ребенка аутизм, то для обследования и постановки правильного диагноза, проведения коррекционных мероприятий необходимо показать его педиатру, детскому неврологу и психиатру.

За помощью и консультацией вы можете обратиться в Мозырский психоневрологический диспансер по ул. Малинина, 9, каб. № 5, тел. 34-05-99 (регистратура).

Светлана КУДРАВЕЦ,  
детский врач-психиатр.   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *