Православные верующие сегодня празднуют Радуницу

001067_764363На девятый день после Пасхи православные белорусы отмечают Радуницу — день поминовения усопших. Этот уникальный праздник имеет древние как народные, так и церковные традиции. Значение его в культуре белорусского народа настолько велико, что на государственном уровне этот весенний день объявлен праздничным и нерабочим.

У белорусов всегда был силен культ предков, по народным представлениям, единственных и настоящих хозяев родной земли. Среди различных обрядов, которые исполнялись во время праздников, обязательными были направленные на почитание памяти ушедших в мир иной членов рода. В народе неукоснительно придерживались принципа «прежде чем себе — предкам». Белорусы считали, что начинать что-то важное без их позволения нельзя. А самым важным в жизни крестьян было все, связанное с возделыванием земли. Весной начинался новый земледельческий цикл, и Радуница была своеобразной вехой. В некоторых регионах Беларуси существовал запрет на сельскохозяйственные работы до этого дня. Верили, что получить разрешение на работы можно, только выказав особое почтение и уважение умершим, что и происходило во время празднования дня поминовения предков.

Место Радуницы в календаре определено церковной традицией. Как и все значимые весенние праздники, она соотносится с днем празднования Пасхи. Но в отличие от других место Радуницы в череде праздничных дней подчинено поминальному ритму: она празднуется на девятый день, когда, по религиозным представлениям, душа после смерти человека покидает землю. В эту систему вписывается еще Вознесение, которое отмечается на сороковой день — когда душа предстает перед Творцом, прежде чем отправиться в рай. Следует напомнить, что похоронно-поминальные обряды составляют целую систему и имеют строгую последовательность. После смерти человека обязательно отмечаются определенные ритуальные дни — третий, девятый, сороковой и год. После года наиболее значительными вехами в поминании умерших, по белорусской народной традиции, являются Дмитриевские Деды и Радуница.

Радуница настолько древний праздник, что происхождение его названия установить достаточно сложно. Ученые выводят его от разных слов, в том числе от общеславянского «род», от мифического бога Рады. В христианской церкви принято считать, что название Радуницы происходит от слова «радость», потому что в этот день, помянув усопших в храме, верующие люди приходят на могилы своих родных и близких, чтобы поделиться с ними радостной вестью о воскресшем Спасителе. Таким образом они разделяют с умершими свою радость и надежду на воскресение.

Существование праздника на протяжении многих столетий подтверждают данные археологии и этнографии. Еще в начале XX века в Червенском повете и на Дисненщине ученые зафиксировали обычай, согласно которому прежде чем идти на кладбище люди заходили на курганные могильники — могилы своих далеких предков. Курганы подсыпали, на их вершине закапывали часть крашеного яйца и оставляли немного еды. Случалось, разводили огонь или высыпали на вершины курганов угли из домашней печи. Горшок, в котором несли угли, здесь же разбивали вдребезги. На Лепельщине еще в конце XIX — начале XX веков на Радуницу молодежь украшала курганы зеленью и водила на них хороводы. Археологи на курганах XI-XII веков обнаруживали следы обрядов поминовения предков, которые датируются от позднего Средневековья до XX столетия. Прослеживается эта традиция на памятниках археологии Сухая Гора Логойского района, Маяк Бобруйского района и некоторых других.

У празднования Радуницы издревле сложились отличительные черты. Особенности этого дня зафиксированы в пословице: «На Радаўніцу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць». Утром хозяйки не отходили от печи, готовили все необходимые ритуальные блюда. Ближе к обеду семья наряжалась, брала с собой чистую отбеленную льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца и соль, спиртное. Все складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, потому что люди шли на не совсем обычную встречу.

Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню. На Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы в храмах отменяются все заупокойные богослужения, даже отпевание усопших совершается по особому пасхальному чину. Чтобы люди могли помянуть своих усопших родных и близких, разделить с ними духовное торжество воскрешения Господня, на Радуницу в храмах совершают заупокойные богослужения и панихиды, после которых верующие идут на кладбище к могилам своих родных и близких.

К празднику нужно привести в порядок могилы. В некоторых регионах Беларуси на надмогильный крест повязывали особые опознавательные атрибуты, в зависимости от того, кто был похоронен в этом месте: белый венок там, где была похоронена девушка; белый фартук, где похоронена женщина, белый ручник, где похоронен мужчина или молодой человек.

После того как могилы были убраны, вся семья начинала поминальную трапезу. Ритуальный стол располагался непосредственно на могиле, которую накрывали белой льняной скатертью или рушником.

Поминальная трапеза у могил предков на Радуницу — древняя исконно белорусская традиция. Суть обряда заключается в том, чтобы собрать в один круг всех представителей рода — и живых, и ушедших. Он проводился именно на кладбище, так как, по представлениям наших предков, это было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности. Поминальная трапеза никогда не превращалась в банальное застолье, так как обряд строго регламентирует, как необходимо начать и когда следует остановиться.

Прежде чем приступать к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу в отдельности. Возле креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов: блюдце; стопку со спиртным, закрытую сверху кусочком хлеба; неосвященное красное пасхальное яйцо; кусочек сала или домашней колбасы; одно домашнее печенье; одну конфету; неживые цветы (обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность). После всего этого «христосовались» с умершими — хозяйка брала пасхальное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику. После этого яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с причащения этой долькой исконного символа жизни. Затем самый старший из присутствовавших брал спиртное и наливал в единственную стопку, принесенную с собой. Одну треть налитого он выливал (через руку) на могилу, вторую часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял на дне. Стопку снова доливали и передавали следующему из присутствующих. Ритуал повторялся. Так чарка ходила по кругу трижды. В конце оставшуюся на дне треть напитка опять-таки выливали на могилу. На этом останавливались и больше спиртное не пили. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти об ушедших в мир иной. При этом велось много разговоров, воспоминаний. Это, кроме всего прочего, имело очень сильный воспитательный эффект для подрастающего поколения: старшие демонстрировали младшим, как нужно относиться к предкам, передавали традиции.

Обязательными в ходе трапезы были голошения — своеобразные причитания об умерших. Вместе с тем запрещалось голосить о первом умершем ребенке, а также после захода солнца.

Когда ритуал поминания заканчивался, остатки еды крошили и разбрасывали по могиле, часть отдавали нищим.

Вечером многие собирались за праздничным столом и продолжали праздновать Пасху, точнее, устраивали ее проводы, так как одно из названий этого дня — Проводный день, или Проводная Радуница.

С днем празднования Радуницы связаны различные народные наблюдения и поверья. Если ее приход совпадал с новолунием — ждали хорошего урожая, если луна была в последней четверти, — наоборот. На Радуницу, связанную с культом умерших, нежелательно было ничего садить и сеять. В Свислочском районе бросали три раза яйцо через гумно так, чтобы оно не разбилось, тогда урожай хорошо сохранится. В народе верили, что хозяйка, которая первая приготовит в этот день ужин, с помощью Бога и душ умерших первая завершит жатву. В народе считали: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство. В некоторых районах даже бытовало поверье, что тот, кто первым появится на Радуницу на кладбище, получит от родных покойников тайный совет, как найти клад.

То, что традиция отмечать Радуницу сохранилась и в наше время, объясняется душевной потребностью людей не терять связь со своими предками, ощущать себя частью и продолжателями рода. И то, что сегодняшний обряд поминания умерших мало чем отличается от проводившегося столетия назад, — еще одно свидетельство существования преемственности между поколениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *