Прокуратура Мозырского района: работа с обращениями граждан

В борьбе за свои права и интересы

В каждом государстве могут иметь место случаи нарушения прав и законных интересов граждан.

В таких ситуациях лицам, чьи права нарушены, потребуется помощь, защита со стороны незаинтересованных органов, обладающих необходимыми полномочиями для разрешения возникшего конфликта. Таковыми сегодня являются органы прокуратуры. Вместе с тем обращения граждан – это важный источник информации о нарушениях законов, прав и свобод обратившегося лица, характере и степени опасности данных нарушений. Как правильно составить и подать обращение? Каковы сроки рассмотрения заявлений граждан?

КотвицкаяНа эти и другие вопросы мы попросили ответить помощника прокурора Мозырского района, юриста 3 класса В.В.КОТВИЦКУЮ.

– Вероника, Владимировна, какая работа ведется по обращению граждан Мозырской прокуратурой?

– Согласно ст. 14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами. Вместе с этим анализ показывает, что значительное количество поступающих в органы прокуратуры обращений не входит в их компетенцию и подлежит рассмотрению другими государственными органами. Безусловно, данные обращения прокуратурой направляются в соответствии с подведомственностью, о чем своевременно уведомляется заявитель. В каждом случае, вне зависимости от результата рассмотрения обращения, заявителю разъясняется порядок его обжалования.

– Каковы основные сроки рассмотрения обращений?

– При направлении обращения (жалобы) особый интерес для заявителя представляют сроки рассмотрения обращения, которые установлены ст. 17 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» и детально регламентирует порядок течения и исчисления сроков при рассмотрении обращений. Так, письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. Вместе с тем в законе изложена норма, согласно которой допускаются случаи рассмотрения обращения в срок, превышающий месяц. При этом заявитель в 5-дневный срок со дня продления срока рассмотрения обращения уведомляется о причинах превышения месячного срока и сроках рассмотрения обращения по существу.

– Расскажите о каком-то конкретном виде обращений.

— Зачастую в повседневной жизни имеются случаи, когда законные права граждан нарушаются, однако в силу юридической неосведомленности они не предпринимают никаких мер для восстановления и защиты своих нарушенных прав. Например, изучение практики применения административной ответственности показывает, что неединичны случаи привлечения к административной ответственности незаконно (или на основании неправомерно вмененных норм, или с несоблюдением процессуального законодательства и по другим основаниям). Несмотря на это, из немалого количества лиц, подвергнутых мерам административного взыскания, обжалуют постановления минимальное количество лиц. Решение, принятое органом, ведущим административный процесс, как правило, обжалуется в вышестоящий орган. Однако при наличии у лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, оснований полагать, что такое постановление незаконно, вышеуказанное лицо вправе направить обращение (жалобу) по данному факту в прокуратуру.

Чаще всего это обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения; по ст. 18.12 КоАП РБ, предусматривающей ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств.
Хочется отметить, что в силу ч.3 и 4 ст. 12.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Жалоба (протест), поданная по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежит.

– Вероника Владимировна, какие требования предъявляются к форме такого обращения?

– Особых требований к форме такого обращения (жалобы) не установлено. Достаточно, если в нем будут содержаться данные о лице, его подающем (оно же лицо, привлеченное к ответственности), и его месте жительства (нахождения), указаны дата подачи обращения (жалобы) и дата вынесения обжалуемого постановления. Можно привести в обращении (жалобе) мотивы несогласия с вынесенным постановлением, отметив неправильное (по мнению лица, подавшего жалобу) применение законодательства и (или) недоказанность необходимых для вынесения обоснованного решения обстоятельств. Необходимые доказательства могут быть приложены к обращению (жалобе). Если же требуемые доказательства самим заявителем не могут быть получены (истребование письменных доказательств), то можно заявить ходатайство об их истребовании (получении). В соответствии со ст. 249 особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, подаваемые в органы прокуратуры, облагаются государственной пошлиной. Квитанция об оплате государственной пошлины в обязательном порядке прилагается к обращению (жалобе).

– Как можно узнать о размере и реквизитах такой оплаты?

– Всю необходимую информацию по вопросам подачи такого рода обращений можно узнать в прокуратуре Мозырского района.

Сергей БОРОВИК
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *